Интернет-технологии становятся все более распространенными в различных сферах
бизнеса. В том числе и в подборе работников.
Кого
можно найти через Интернет?
Через Интернет можно найти того,
кто сам ищет работу через Интернет, просматривая для этого объявления
о вакансиях или размещая в Интернет свое объявление о поиске
работы (в форме анкеты или мини-резюме).
Как правило, это
те люди, которые самостоятельно пользуются Интернет. Эти люди относятся к
самым разным профессионально-должностным категориям. Теоретически, через Интернет можно искать кого
угодно. Но, например, шансы найти сильного топ-менеджера невелики. Также это
не тот канал, по которому стоит искать рабочих. Интернет в
России наиболее активно используется жителями Москвы и наиболее крупных и
развитых в экономическом отношении городов. Это тоже нужно учитывать.
Тот, кто еще не имеет опыта поиска работников через Интернет,
но хотел бы воспользоваться такой возможностью, может самостоятельно конкретизировать приведенные
выше рекомендации. Для этого нужно посмотреть какого рода вакансий и
какого рода специалистов в Интернет много. Это и будут те
категории, по которым поиск работы в Интернет наиболее эффективен.
Плюсы и минусы поиска работников через Интернет
Основные положительные
стороны этого способа поиска работников:
1. Денежные затраты минимальны,
только оплата пользования выходом в Интернет. Доступ к объявлениям и
размещение объявлений, как правило, бесплатны.
2. Затраты труда относительно
невелики. Нужные сайты имеют в своем составе поисковые системы, экономящие
время.
3. Оперативность. Войдя в Интернет, вы в ряде
случаев уже через несколько минут можете найти мини-резюме интересных для
вас кандидатов. Если вы разместите свое объявление о вакансии, то
оно практически сразу станет доступным для тех, кто ищет работу
через Интернет.
Основные недостатки и затруднения при поиске работников
через Интернет:
1. 1. Способ неэффективен при поиске работников
отдельных категорий (топ-менеджеры, рабочие, вспомогательный медицинский персонал и др.).
2. Способ пока слабо работает при поиске вне Москвы и
крупных городов.
3. Поисковые системы нужных сайтов несовершенны. Поэтому
при выполнении конкретного поиска приходится экспериментировать с вариантами запросов, чтобы
не пропустить тех кандидатов, которые есть в Интернет.
4.
Объявления о поиске работы (мини-резюме потенциальных кандидатов) менее информативны по
сравнению с обычными резюме. Поэтому первичный отсев приходится вести более
осторожно, увеличивая тем самым количество телефонных звонков к подателям объявлений
и количество запросов по электронной почте с просьбой выслать полное
резюме.
Где искать?
По состоянию на 1 августа
2000 г. через поисково-рейтинговую систему РамблерТоп100 в российском Интернет было
зарегистрировано 1048 сайтов, обслуживающих рынок труда. Эти сайты отражаются в
системе по разделу "Работа". Интересно, что на 1 апреля 1999г.
было около 320 "работных" сайтов. Рост более чем в три
раза за год с небольшим! Также быстро растет посещаемость таких
сайтов. Сейчас регистрируется почти два миллиона посещений в месяц! Интересно,
что половина этих посещений приходится на 20 наиболее популярных сайтов.
Естественно, что размещение и просмотр объявлений на таких сайтах дает,
как правило, более высокий эффект.
Рейтинговая таблица, таким образом,
является главным путеводителем по "работным" сайтам. Адрес этой таблицы: http://top100.rambler.ru/top100/Job/index.shtml.ru.
Можно не набирать этот сложный адрес, а выйти на сайт
www.rambler.ru, далее перейти по ссылке "Интернет-рейтинг Top 100" и далее
- по ссылке "Работа". Затем занести адрес открывшейся таблицы в
"Избранное" и впредь выходить на рейтинговую таблицу без особых затруднений.
Адреса самых-самых посещаемых "работных" сайтов (в скобках число посещений
в июле 2000г.):
· www.joblist.ru (153250)
· www.job.ru
(136966)
· www.km.ru/job (56147)
· www.pointjob.ru (39978)
· www.rdw.ru (39223)
Эти пять сайтов дают более 35%
посещений, а все остальные вместе взятые (тысяча с лишним сайтов)
- менее 65%.
Вывод: размещать и смотреть объявления выгоднее
на наиболее посещаемых сайтах.
Поиск через подачу объявлений
В отличие от подготовки объявлений в печатные СМИ при подготовке
объявлений для Интернет имеется гораздо меньше возможностей для творчества. Дело
сводится к заполнению анкеты, предлагаемой сайтом для описания вакансии.
В любой из таких анкет есть поле, которое заполняется в
свободной форме (типа "Дополнительная информация"). Здесь целесообразно дать привлекательную информацию
о компании и конкретной работе, чтобы заинтересовать наиболее интересных кандидатов,
которые себя высоко ценят и поэтому более разборчивы. С другой
стороны, в этом же поле можно указывать требования к кандидатам,
выполняющие отсеивающие функции.
Следует учитывать, что многие соискатели просматривают
"свежие" объявления, опубликованные в последние 5-10 дней. Поэтому, хотя ваше
объявление может храниться на сайте более долгий срок, целесообразно, если
поиск остается актуальным, повторно размещать объявления. При этом можно изменять
параметры и дополнительную информацию с учетом того, как работало ранее
поданное объявление. Варьируя, например, название и описание должности, а также
отнесение должности к классификационной группе, можно "зацепить" тех кандидатов, которые
видели ранее поданное объявление, но не заинтересовались им. Если нахождение
кандидата через Интернет является для вас важным делом и вы
всерьез рассчитываете именно на этот способ, разместить объявление нужно на
нескольких сайтах. В принципе, чем на большем количестве сайтов даны
ваши объявления, тем больше шансов найти нужного работника.
Поиск
путем просмотра объявлений о поиске работы
Наиболее оперативный способ
поиска кандидатов. В принципе он имеет много общего с поиском
через базу данных, о котором мы уже подробно говорили прежде.
Фактически, каждый из ведущих сайтов - это база данных на
несколько тысяч кандидатов, занимавшихся поиском работы в последнее время.
В наибольшей степени это относится к сайту www.pointjob.ru, который представляет
накопившуюся за более длительное время базу данных (по состоянию на
июль 2000 года это около 95 тыс. кандидатов). Но, насколько
я знаю, доступ к этой базе данных платный и достаточно
дорогой.
Для того, чтобы более эффективно искать кандидатов путем
просмотра объявлений, нужно научиться преодолевать несовершенства поисковых систем. Также нужно
развивать в себе профессиональное чутье, помогающее распознавать нужных работников по
их кратким и очень формализованным анкетам-объявлениям.
Все это требует
немалой практики. Поэтому, если ваши первые опыты с поиском работников
через Интернет окажутся не слишком удачными, не торопитесь отказываться от
этого способа. Возможно, причина в том, что вы еще недостаточно
умело им пользуетесь.
То, что этот способ во многих
случаях достаточно эффективен, подтверждается практикой. Проведенный экспресс-опрос компаний, с которыми
работает "Метрополис", показал, что более 90% кадровых служб регулярно или
время от времени ищут для своих компаний работников через Интернет.
Дополнительные возможности
Мы рассмотрели два основных способа поиска
работников через Интернет - путем подачи объявлений о вакансиях и
путем просмотра мини-резюме на ведущих "работных" сайтах. Но есть и
дополнительные возможности:
1. Многие коммерческие компании, нуждающиеся в работниках,
имеют свои сайты. Но далеко не все из них размещают
на своих сайтах объявления о вакансиях. А ведь именно таким
способом легче "зацепить" специалиста из той, иногда достаточно узкой, профильной
области, в которой работает компания.
2. На некоторых сайтах
можно подписаться на электронную рассылку информации о новых кандидатах, соответствующих
вашему запросу. Например, на www.joblist.ru. Но нужно быть готовым к
тому, что из-за несовершенства системы регистрации и отбора кандидатов вы
будете получать много неинтересных мини-резюме. Но зато оперативно и совершенно
бесплатно.
3. Хотя выше я уже отмечал, что Интернет
пока неэффективен для поиска рабочих, а также ряда других людей,
не относящихся к категории "белых воротничков", есть исключение. Такие люди
публикуют довольно часто свои мини-резюме в газете бесплатных объявлений "Из
рук в руки". В Москве эта газета имеет свою интернет-версию
с поисковой системой, позволяющей выбирать и просматривать объявления, в том
числе за последние десять дней, используя ключевые слова.
4.
Иногда интересных кандидатов можно найти не на ведущих "досках объявлений".
Так, например, своя "доска объявлений" (Job Portal) есть на сайте
"Метрополиса" (www.metropolis.ru) - самом посещаемом из сайтов реальных (не виртуальных)
кадровых агентств.
Развитие Интернет-технологий в России идет очень высокими
темпами. Если вы попробуете сейчас воспользоваться Интернет для поиска работников,
и сделаете все правильно, но не добьетесь успеха, не торопитесь
навсегда отказываться от этого способа. То, что Интернет не дает
сегодня, мы, возможно, сможем получить через полгода или год. Здесь
постоянно появляется что-нибудь новое интересное и полезное.
Валерий Поляков президент Кадрового объединения "Метрополис" www.metropolis.ru