Нет, наверное, такого руководителя, который не мечтал бы
иметь в своем штате самых лучших работников. Но если не
подкрепить эти мечты конкретными и эффективными действиями, то дальше благих
ожиданий и недовольства имеющимся штатом дело не пойдет. Нанимайте
лучших! Первый совет довольно прост: «Нанимайте лучших!» Именно так
называется одна из книг известного британского специалиста М. Йейтса. Но
люди, хорошо разбирающиеся в кадровой работе, понимают, что можно нанять
очень хорошего работника и потом потерять его. Самый обычный случай
– он уходит в другую компанию, поскольку что-то его не
устраивает в вашей. Например, оплата и условия труда, обеспеченность ресурсами,
психологический климат, невнимание компании к поддержке и повышению квалификации своих
работников или отсутствие реальных перспектив для профессионального роста и карьеры.
Поэтому отыскать и принять на работу хороших работников – это
только полдела. Важно также позаботиться о том, чтобы они не
ушли. Вся работа по управлению персоналом в компании имеет
одну главную цель - обеспечить свой бизнес хорошими работниками. Находить,
нанимать, закреплять, растить, стимулировать. Хочу провести такую аналогию. Обеспечивая себя
продуктами питания, человечество прошло две основных ступени. Первая – собирательство
и охота, когда люди стремились заполучить то, что было создано
самой природой без их участия. Примерно тем же сейчас занимаются
компании, выискивая на рынке труда хороших работников. Но в национальном
масштабе вопрос так уже не решается, приходится самим «выращивать» работников,
организуя образование и профессиональное обучение. Вторая, более высокая ступень хозяйствования
– земледелие и животноводство. Применительно к управлению персоналом это как
раз и означает выращивание и сохранение хороших работников. Правильно
организованная кадровая работа в компании должна включать в себя как
«собирательство и охоту» за специалистами (рекрутмент), так и последующие действия
по закреплению и развитию нанятых работников. В цикле публикаций «Технология
рекрутмента» мы подробно рассмотрим эффективные приемы поиска и отбора специалистов.
Изложение будет максимально конкретным, с представлением рекомендуемых методов и приемов
в таком виде, чтобы их мог на практике использовать любой
заинтересованный руководитель компании или ее подразделения, специалист по персоналу или
рекрутер из кадрового агентства. Краткая история вопроса С.
Н. Паркинсон в главе «Методы отбора персонала» своей знаменитой книги
«Закон Паркинсона» красочно и с примерами описал историю вопроса со
времен китайской империи до середины двадцатого века. Поэтому кратко рассмотрим
лишь то новое, что появилось и получило развитие в последние
пятьдесят лет. Если говорить о развитии рекрутмента в мировом
масштабе, то к наиболее интересным явлениям можно отнести следующее:
- Становление профессионального рекрутмента как отрасли бизнес-услуг. В странах с развитой
экономикой сегодня работают тысячи компаний, специализирующихся в области выполнения заказов
на подбор персонала. Теперь у работодателя почти всегда есть выбор
– искать работника самостоятельно или подключить кадровое агентство, которое за
соответствующую плату осуществит поиск и отбор кандидатов.
- Более широкое
использование газетных объявлений о вакансиях с целью подбора персонала. Компании
все чаще предпочитают открытый конкурсный отбор другим способам нахождения работников,
в том числе и найму по рекомендации знакомых или родственников.
Когда в 1991 г. я впервые посетил ФРГ, раздел вакансий
крупнейшей немецкой газеты «Frankfurtee Allgemeine» по субботам выходил на 60-80
страницах формата А2 (размер «МК»). В конце 90-х годов этот
раздел вырос до 120 страниц. Даже в годы экономического спада
продолжалась конкуренция между компаниями за право нанять лучших специалистов.
- Расширение использования временных работников, привлекаемых компаниями через специализированные агентства Temporary
Services. С легкой руки российских журналистов эту форму найма у
нас иногда называют кадровым лизингом, что, строго говоря, некорректно. В
развитых странах 5-10 % работающих наняты по этой форме. Именно
в этой отрасли бизнес-услуг (подбор и предоставление временных работников) работают
такие гиганты кадровой индустрии как «Adecco», «Manpower» и «Randstadt». Годовой
оборот каждой из этих компаний измеряется миллиардами долларов.
- Применение
более совершенных методов и техник оценки кандидатов при найме на
работу. Еще пятьдесят лет назад применение каких-либо отборочных тестов было
экзотикой. Теперь многие компании применяют квалифицированные и личностные тесты, проводят
оценку кандидатов методом Assessment Center, осуществляют их проверку с помощью
полиграфа (детектора лжи). Использование подобных тестовых методик не является безусловной
необходимостью в ходе подбора персонала, но во многих случаях они
могут быть очень полезны и эффективны. По существующим оценкам, примерно
20-25 % американских компаний применяют тесты.
- Расширение применения интернет-технологий
для поиска работников. Этот процесс в последние годы активно идет
во всем мире, в том числе и в нашей стране.
Так, количество сайтов, обслуживающих рынок труда в России, увеличилось за
один год втрое (по состоянию на 6 июня 2000 г.
в рейтинге «Рэмблер_Топ_100» были отражены 1002 подобных сайта). Использование Интернета
становится одним из обычных способов поиска кандидатов, но не более
того. В обозримой перспективе интренет-технологии не вытеснят и не заменят
других методов отбора и оценки кандидатов.
В
чем же отличие российской практики подбора персонала от зарубежной? Принципиальных
отличий нет. Те же самые задачи, те же методы и
формы. Состояние дел с рекрутментом в России десять лет назад
было примерно таким же , как в западных странах -
пятьдесят лет назад. То есть на начало 90-х годов отставание
в развитии рекрутмента составляло примерно сорок лет. Но в
прошедшем десятилетии рекрутинговая отрасль в России развивалась очень высокими темпами.
И на сегодняшний день можно говорить об отставании только в
одном принципиальном вопросе - в подборе и предоставлении компаниям временных
работников. Кое-что в этом направлении уже делается. В ближайшие годы
следует ожидать активного внедрения на российский рынок транснациональных компаний Temporary
Services и попыток создания аналогичных российских компаний франчайзно-сетевого типа.
Правда, есть и еще кое-что, в чем мы отстали. На
западе имеется масса разнообразной литературы по методам и технике рекрутмента.
У нас этого пока нет. Но надеюсь, что начатый сегодня
цикл публикаций «Технология рекрутмента» в газете «Exclusive Personnel» частично исправит
это положение. Валерий Поляков президент Кадрового объединения "Метрополис"
|