("Asia Times", США)Стефен Блэнк (Stephen Blank), 16 октября 2003 Династическая
преемственность власти становится все более привлекательной для стареющих правителей стран
Средней Азии и Каспия, которые начинают задумываться о близкой смерти
и опасаются за благополучие своих семей после своего ухода16 октября
2003 года. Есть все основания опасаться за стабильность в Азербайджане
и Грузии. Если хотя бы одно из этих государств развалится,
это станет крупной неудачей для региональной безопасности на Кавказе и
для глобальной "войны с террором". Непосредственные и долговременные структурные причины
потенциальной неудачи различны в каждом случае, но, в конечном итоге,
они упираются в неспособность наладить в стране твердое, легитимное и
компетентное управление - ситуация, которая стимулирует внешнее вмешательство и внутренние
политические беспорядки. Азербайджан переживает смену правящего режима. Восьмидесятилетний президент Гейдар Алиев
отказался от участия в очередных выборах по состоянию здоровья. Однако
он и азербайджанская элита, преисполненные желания "сохранить "мерседес" в семье",
назвали своим кандидатом в президенты его сына, Ильхама Алиева. Династическая
преемственность власти становится все более привлекательной для стареющих правителей стран
Средней Азии и Каспия, которые начинают задумываться о близкой смерти
и опасаются за благополучие своих семей после своего ухода. Что касается
Азербайджана, совершенно очевидно, что Ильхама Алиева ожидают неприятности. Хотя он
заручился поддержкой и признанием со стороны всех главных международных собеседников
Азербайджана, включая Армению, ясно, что азербайджанская элита испытывает серьезные сомнения
в отношении его способностей, политического интеллекта и стойкости духа. Следует сказать,
что никто не испытывал подобных сомнений в отношении его отца.
Более того, его отец и плохое руководство со стороны азербайджанской
элиты сделали эту страну классическим примером коррупции, а ее экономику
поставили в полную зависимость от нефте- и газопроводов. Добавьте к
этому неправильное распределение ресурсов и неспособность элиты разрешить взрывоопасный территориальный
спор с Арменией, и станет понятно, что Ильхам является весьма
уязвимым. Недовольство народных масс достигло высоких уровней, и оппозиция явно
этим пользуется. В свою очередь, это привело к увеличению официального
давления на оппозицию, которая распространяет в народе мнение, что выборы
будут сфальсифицированы. Даже если выборы не будут сфальсифицированы - а это
очень маловероятно, хотя и возможно - легитимность нового режима с
самого начала будет поставлена под сомнение. Как в стране, так
и за рубежом найдутся достаточно многочисленные и влиятельные силы, которые
постараются подорвать остатки легитимности Ильхама. Когда к этому добавится давление
со стороны иностранных государств, встанет вопрос о способности Ильхама оставаться
у власти и успешно маневрировать между внутренним и внешним давлениями. Памятуя
об этих перспективах, Баку в последнее время пытается укрепить свои
военные связи как с Москвой, так и с Вашингтоном, однако
его отношения с Ираном остаются плохими, и никакая поддержка извне
не сможет гарантировать стабильность режима, если начнутся народные волнения, или
если недовольство элиты перевалит за критическую отметку. Случай с Грузией -
иной, пусть даже симптомы ее распада кажутся слишком знакомыми для
развивающихся стран. Чрезмерный шовинизм стоил Грузии способности управлять значительной частью
своей территории, на которой проживают многочисленные этнические меньшинства. Ее отношения
с Абхазией и Южной Осетией заморожены, и сегодня эти провинции
потихоньку сползают к квази-государственности, опирающейся на русские штыки и экономическую
мощь России. В то же самое время президент Эдуард Шеварднадзе давно
уже утратил волю и способность руководить грузинской экономикой. Коррупция и
преступность в грузинском руководстве достигли легендарных пропорций, а ее вооруженные
силы выживают только на основе этой коррупции, преступности и щедрой
западной помощи. Поддержанная Соединенными Штатами программа подготовки и оснащения грузинской
армии для борьбы с терроризмом оказалась успешной, однако неправильные действия
в области управления экономикой Грузии дали Москве массу возможностей для
превращения этой страны в своего экономического сателлита, не угрожая ей
в военном плане. Поскольку Москва захватила командные высоты в энергетическом секторе
Грузии - электроэнергия, нефть и природный газ поставляются из России
- то практически она держит грузинскую экономику за горло, вне
зависимости о настроений российской армии, которая по прежнему очень заинтересована
в том, чтобы нанести удар по ненавистному г-ну Шеварднадзе. А между
тем г-н Шеварднадзе явно слишком устал, чтобы и дальше агитировать
за свою партию, вносить свежую кровь в правительство или бороться
с вездесущей коррупцией. Его страна все глубже утопает в неправильном
управлении, беспредельной коррупции, беззаконии и иностранном господстве в экономике. В
августе Грузия была близка к тому, чтобы объявить дефолт, а
г-н Шеварднадзе только и делал, что умолял об американской помощи.
Хотя Вашингтон и заинтересован в том, чтобы Грузия не попала
под пяту России, его ужасает перспектива закачивать помощь в экономический
эквивалент "черной дыры". К тому времени, когда в 2005 году закончится
президентский срок г-на Шеварднадзе, Грузия, вполне возможно, созреет либо для
взрыва, либо для сокращения территории, а быть может, превратится еще
в одно государство, целиком зависимое от Москвы и, в меньшей
степени, от Вашингтона. Такие возможности никому не принесут выгоды. Россия не
может себе позволить содержать государства-неудачники, хотя на словах утверждает обратное.
Существует вероятность, что любое из таких государств-неудачников станет прибежищем для
террористов "Аль-Каиды", как это было с Панкисским ущельем Грузии, которое
граничит с Чечней. Неудача в Азербайджане или в Грузии чревата опасностью
того, что Россия станет доминировать в ключевых объектах региональной энергетики,
а это не отвечает интересам Азербайджана или Грузии, равно как
Турции и Соединенных Штатов. Грузия и Азербайджан давно уже бесполезно умоляют
Организацию Североатлантического договора (НАТО) взять их к себе - что
крайне маловероятно - или хотя бы обеспечить защиту их странам
и трубопроводам. Однако, если случится кризис, никто не может быть
уверен в том, что другие страны не окажутся втянутыми в
этот водоворот энергетических интересов и связанной с ними угрозы терроризма
и этнических беспорядков. В настоящее время никто, кажется, не заинтересован в
том, чтобы раскачивать лодку, из опасения того, что может произойти,
если они начнут решительно действовать в любой из двух стран,
о которых идет речь. Однако очевидно, что в них набирают
силу тенденции распада, хотя никто, кажется, не способен или не
желает им противодействовать. Неудача Грузии или Азербайджана стала бы серьезным ударом
для "войны с терроризмом". Кавказ - очень важный для Соединенных
Штатов театр, поскольку американское присутствие на Кавказе необходимо для поддержки
военного присутствия США в Средней Азии. Россия, Иран и Турция
также считают Кавказ зоной своих жизненно важных интересов. Таким образом,
если какое-либо из вышеназванных государств развалится, не только их народы
столкнутся с анархией, но возникнет также серьезная угроза для региональной
безопасности. Сокращенный перевод: Виктор Федотов, ИноСМИ.Ru Опубликовано на сайте inosmi.ru: 16 октября
2003, 12:09 Оригинал публикации: The failing states of the Caucasus
|