("The Moscow Times"; Россия) Во время второго президентского срока Путина будут
происходить периодические атаки на крупный капитал. Александр Бим (Alexander Bim), Ким
Искьян (Kim Iskyan), 21 октября 2003 В реализации программы
реформ президента Владимира Путина наступила долгая пауза. Большинство мнений сводится
к тому, что как только период выборов завершится, Путин снова
возобновит реализацию своих реформ, которыми характеризовались два первых года его
пребывания на посту президента. Однако такая оценка ошибочна: эпоха путинская
эра реформ, судя по всему, завершилась. Предпринятые сразу после прихода Путина
к власти реформаторские начинания стали приятным сюрпризом. В противоположность политическому
параличу, который характеризовал вторую половину ельцинской эпохи, правительство Путина разработало
и приняло комплекс реформ, в том числе налоговую, пенсионную, земельную,
судебную, а также реформу корпоративного управления и трудовую реформу. Все
эти реформы привели к коренным изменениям в экономической атмосфере России.
Хотя остается открытым вопрос о том, насколько успешными были эти
попытки, тем не менее, они помогли заложить базу для ощутимого
макроэкономического развития. Однако с тех пор характер правления Путина изменился: значительно
усилились авторитарные тенденции его власти. Произошло укрепление позиций силовиков, любимой
в Кремле группировки, которая состоит из бывших сотрудников КГБ и
представителей правоохранительных органов. Продолжающееся наступление на «Юкос» и главу компании
Михаила Ходорковского отражает доминирование в Кремле сил, которые намерены усилить
госконтроль над экономикой и обществом в целом. Силовикам удалось даже разрушить
миф о необратимости рыночных реформ: они начали угрожать национализацией или
пересмотром итогов приватизации. Силовики не могут смириться с тем, что
цель либеральной реформы - отобрать власть у правительства и бюрократии
и передать ее независимым участникам экономических процессов. Решающие реформы, как
предполагается, были отложены до второго президентского срока Путина, однако о
них, скорее всего, вскоре забудут вовсе. Все это показывает, насколько
желание Кремля взять все под свой контроль оказалось сильнее потребности
реформ. Реструктуризация "Газпрома" имеет важнейшее значение для того, чтобы положить конец
советской традиции монополизма и непрозрачности, однако в этом случае компанию
гораздо сложнее будет использовать для финансирования политических партий и других
проектов, которые поддерживает Кремль. Попытки либералов в правительстве начать процесс
реформирования этой структуры не раз блокировались, и нет сомнений в
том, что приказ не трогать "Газпром" исходит непосредственно от Путина. По
тем же причинам вопреки большим ожиданиям, связанным с кадровыми перестановками
в Центробанке в марте 2002 года, на долгие годы была
отложена ускоренная банковская реформа, несмотря на то, что эффективный банковский
сектор жизненно необходим для экономического роста. А реальным и положительным
переменам в энергетической индустрии мешают традиционные интересы. Назревшие реформы требуют
ожесточенной борьбы между широким спектром имущественных интересов. Однако путинские реформы
2000-2002 гг. зачастую не затрагивали главных имущественных интересов. Налоговая реформа
также не угрожала ничьим интересам. Плану централизации налогов оказала слабое сопротивление
региональная элита, которую президент уже лишил власти. Реформа корпоративного управления
лишь слегка затруднила ведение "обычного бизнеса" для корпоративной России. Власти
игнорировали или заставляли тонуть в бюрократической трясине те реформаторские усилия,
которые заходили слишком далеко. Например, серьезную административную реформу, а также
реструктуризацию "Газпрома" и энергетической отрасли. Нередко те, кто несет ответственность
за проведение реформ, заинтересован в сохранении статус-кво, и Путин не
использует свои огромные полномочия для ускорения реформ. Провалу программы реформ путинского
правительства помог поворот в идеологии. В разные моменты Путин поддерживал
разные подходы к задачам. При этом он становился сторонником то
радикальной либерализации, в пользу которой ратует экономический советник Андрей Илларионов,
то поборником умеренной либерализации в сочетании государственным контролем, которой привержен
министр экономического развития и торговли Герман Греф. Порой же Путин
поддерживал идею неторопливости ритма реформ, за которую выступают министр финансов
Алексей Кудрин и другие технократы. Отсутствие идеологической почвы и то, что
президенту очень трудно понять концепцию реформ, привело к потере их
движущей силы. Без настойчивых попыток осуществить фундаментальные структурные реформы стабильность
экономического роста России будет в опасности. Противоречивые сигналы, которые подают
естественные монополии, будут и дальше ослаблять экономику страны, а неэффективный
банковский сектор будет препятствовать экономическому росту. Зависимость экономики от нефти,
газа и металлов будет только возрастать, а недостаток капиталовложений скажется
на всех других секторах экономики. Жизненный уровень подавляющего большинства россиян
(всех, кто живет за пределами Москвы и ряда нефтяных регионов)
будет ухудшаться. Замедление реформ повлияло также на стоимость российских активов,
которая в последние несколько лет чрезмерно выросла. В середине-конце 90-х непомерный
рост стоимости российских активов возник ввиду ожидания реформ, так как
инвесторы определяли цену активов с учетом осуществления программы реформ. Путин
и дальше будет рассуждать о реформах, особенно когда его будут
слушать зарубежные инвесторы, осуществляющие капиталовложения, несмотря на структурные проблемы России.
Однако громко объявленная цель Путина - удвоить российский ВВП -
явно отступает на второй план на фоне других, более эгоистических
интересов. Депутаты Госдумы, которая и прежде не отличалась приверженностью к
реформам, будут слишком заняты попытками Кремля продлить пребывание президента у
власти и проблемами своего трудоустройства в послепутинскую эпоху, и вряд
ли будут беспокоиться о реформах. Как же будет идти процесс реформ
в России, если принять во внимание растущую авторитарность лидера, который
не стремится или не способен решить вопрос имущественных интересов, укротить
бюрократию и Госдуму? Скорее всего, во время второго президентского срока
Путина государство все большее будет вмешиваться в экономику, будут происходить
периодические атаки на крупный капитал. Многие успокаивают себя надеждой, что
после переизбрания Путин вновь начнет процесс реформ. Согласно этой версии, после
выборов правительство будет укреплено за счет известных реформаторов, которым разрешат
проводить реформы, возможно, при поддержке президента. Однако более вероятен тот
вариант, при котором успехи российской экономики и дальше будут связаны
с ценами на потребительские товары, ибо базовая постсоветская экономика почти
не подверглась реформам. Ухудшится атмосфера бизнеса, а доверие инвесторов, о
котором свидетельствует недавнее повышение рейтинга Moody"s до инвестиционного, ослабнет при
столкновении с реальностью. И тогда станет ясно, что реформы отложены
в долгий ящик. *Александр Бим - аналитик московской консалтинговой группы IMAGE-Contact. Ким
Искьян - бывший аналитик российского рынка ценных бумаг. Перевод: Айдын Мехтиев,
ИноСМИ.Ru Опубликовано на сайте inosmi.ru: 22 октября 2003, 14:55 Оригинал публикации: The
End of the Putin Reform Era
|