Деятельность Законодательного собрания Санкт-Петербурга — каждого из трех его созывов
— знаменательна своей историей. Выборы в городской парламент первого созыва (1994)
отличились своей крайней непопулярностью среди населения. Из-за низкой активности электората
депутаты избирались в два этапа. Те, кто попал в Мариинский
дворец весной, не смогли приступить к работе из-за отсутствия кворума.
Лишь через полгода ЗакС пополнился новыми депутатами и, наконец, заработал. Законодательное
собрание второго созыва (1998) привлекло к себе внимание скандально-криминальной предвыборной
кампанией, в которой впервые широко применялся пресловутый «чёрный пиар», а
также «оперативным» избранием своего председателя. Спикер появился... через полтора года
после начала работы собрания. Парламенту Петербурга третьего созыва предстоит войти в
историю тем, что громкие предвыборные скандалы плавно перетекли в послевыборные,
и продолжают оказывать серьезное негативное влияние на деятельность законодательного органа.
...Недавно специальная комиссия Государственной думы ФС РФ закончила изучение материалов,
связанных с подготовкой и проведением выборов в Законодательное собрание Санкт-Петербурга
в 2002 году. Результаты этой проверки не удивляют своей новизной:
в очередной раз зафиксированы все просчеты городской избирательной комиссии, нарушения
кандидатов в депутаты и пассивность правоохранительных органов. Основные «заслуги» кандидатов
также весьма банальны. Это использование преимуществ должностного положения, подкуп избирателей,
перерасходование средств избирательного фонда. Кандидаты, которые раздавали продуктовые наборы стоимостью
155 рублей и выполняли работу служб ЖКХ, конечно, заботились не
столько о самих избирателях, сколько об их «правильном» выборе. И,
видимо, не только об интересах избирателей думал губернатор Владимир Яковлев,
заявляя по ТРК «Петербург» в разгар избирательной кампании о том,
что «депутаты Невского района практически ничего не сделали, только подкармливали
весь этот период, в отдельные времена, часть жителей. Разве это
правильно? Разве это работа? Всех заменить!». Не подлежит разумному объяснению и
договор городской избирательной комиссии с неким «Центром общественных связей» на
сумму 50 тыс. рублей. Основными условиями договора, по мнению комиссии
Госдумы, были проведение пресс-конференции горизбиркома на сайте данной организации, размещение
результатов выборов и бухгалтерских отчетов кандидатов. В своем отчете о проделанной
работе члены думской комиссии во главе с Петром Шелищем не
просто называют нарушения и приводят их примеры, но и предлагают
конструктивное решение тех проблем, которые могут возникнуть накануне выборов в
Госдуму. Решения, которые в дальнейшем не позволят новому законодательному органу
стать объектом судов и пересудов, не подвергнут его опасности роспуска.
Рекомендации думцев сводятся к тому, чтобы «укрепить руководство Санкт-Петербургской избирательной
комиссии», «увеличить предельно допустимый размер избирательного фонда кандидата», «обязать кандидатов,
избирательные объединения и блоки в период избирательной кампании еженедельно представлять
копии всех договоров», «ввести в действующее законодательство норму, регулирующую прекращение
операций на специальном счете и его закрытие», «установить административную ответственность
должностных лиц избирательных комиссий, правоохранительных органов», «рекомендовать МВД РФ сформировать
специализированное подразделение по изучению, профилактике и пресечению криминальных нарушений избирательных
прав граждан»... Проверка проведена, отчет написан, рекомендации даны. Что дальше: роспуск
нынешнего петербургского парламента, или же данный документ будет просто храниться
в сейфе в качестве реликвии? Вероятно, о его дальнейшей судьбе мы
сможем судить только ближе к декабрю. Как знать — а
может, к выборам депутатов Государственной думы и губернатора города добавятся
еще и перевыборы городских парламентариев? Елена Панова, ИА «Росбалт»
|