Россия должна активно участвовать в выработке новой системы международных договоренностей
и создании нового баланса сил. В этом заключается и ее
национальный интерес, и ее традиционная функция одного из мировых лидеров. Искандер
Хисамов Первый в наступившем 2003 году официальный визит президент Владимир Путин
совершит в Японию. Обычно задолго до российско-японских саммитов информационное пространство
в обеих странах докрасна разогревалось спекуляциями на тему Южно-Курильских островов:
отдаст их Россия Японии или не отдаст, а если отдаст,
то как - частями или все сразу и на каких
условиях. Регулярно появлялись драматические утечки из официальных источников, что, дескать,
да, все решено, отдаем. Патриоты поднимали страшный крик, либералы давили
на общечеловеческие ценности, международные договоры и экономические выгоды. Теперь тишина,
потому что все - и тут и там - знают:
островов мы не отдадим. А это, в частности, означает, что
российская внешняя политика становится наконец предсказуемой. Что же касается всяческих старых
договоров, на которые ссылаются самые упорные японцы, то России было
бы предельно глупо обращаться к ним в эпоху, когда вся
система прежних международных договоренностей развалена, и сделано это не Россией,
вопреки ее воле и интересам. Одинокий стерженьПо Генри Киссинджеру, существуют всего
три варианта мирового устройства: хаос, баланс сил и пирамида главенства
одной державы. После того как исчезли Советский Союз и Варшавский
договор, не стало и баланса сил. Всем поначалу казалось, что
наступила эпоха пирамиды главенства Америки и что это очень надолго.
Однако события 11 сентября показали, что пирамида эта высится посреди
хаоса и ее способность устоять перед вызовами терроризма, антиглобализма, распространения
ядерного оружия надо еще доказывать. Кроме того, и сама пирамида
во многом пока виртуальна. Реален лишь стержень - гегемония США,
обладающих громадным военно-техническим и экономическим превосходством над другими странами. По
формальному признаку принадлежности к антитеррористической коалиции сюда можно включить 144
страны, но это очень рыхлый строительный материал, что хорошо понимают
и в Вашингтоне.-------------------------------------------------------------------------------- Объединяющаяся Европа и Соединенные Штаты демонстрируют серьезную разницу
в подходах к большинству глобальных проблем. Социологи отмечают небывалый всплеск
антиамериканизма в Европе -------------------------------------------------------------------------------- Вызывает все больше сомнений стратегическое единство
США даже с традиционными младшими партнерами. Объединяющаяся Европа и Соединенные
Штаты демонстрируют серьезную разницу в подходах к большинству глобальных проблем.
США не подписали Киотский протокол, не присоединились к соглашениям о
запрете ядерных испытаний, биологического оружия, противопехотных мин, ко многим другим
гуманитарным проектам. Евросоюз имеет свой, очень отличающийся от американского, взгляд
на проблемы ближневосточного урегулирования и Ирака. ЕС уже практически догнал
Америку по основным экономическим показателям, евро вытесняет доллар с континента.
Культурологи отмечают, что укрепляющаяся с ростом ЕС и усилением его
экономических и политических позиций европейская культурная идентичность все более противопоставляет
себя американской. Социологи отмечают небывалый всплеск антиамериканских настроений в Европе. Пришедшая
к власти после десятилетия небывалого экономического расцвета и мировой гегемонии,
администрация Буша была готова продолжать и развивать политику односторонности. Но
последовавшие затем экономические и политические беды заставили ее кое-что пересмотреть.
Сейчас в американской элите борются две тенденции, и новая состоит
в осознании того, что в одиночку Америке с ролью мирового
полицейского и мирового менеджера не справиться и что продолжение политики
односторонних действий может привести страну не к лидерству, а к
изоляции. Внешнеполитическая активность США выглядит поэтому противоречивой, бесцеремонные односторонние действия
чередуются с попытками наладить равноправное сотрудничество со странами, которые не
хотят быть частью американской пирамиды, но готовы вместе с Америкой
налаживать расстроенный миропорядок. Первой в ряду таких стран оказалась Россия. Переформулирование
целейХолодная война не закончилась, как принято считать, с коллапсом Советского
Союза. Инерция доктринальной русофобии продолжалась все 90-е годы, да и
сейчас еще не совсем исчезла. Запад продолжал окружать и изолировать
Россию, расширять НАТО, его отношение к бывшим советским республикам было
обратно пропорционально их нынешней политической близости к Москве. Главной задачей
считалось удержать слабеющую Россию от ядерных эксцессов, а в долгосрочной
перспективе свести ее стратегический и геополитический потенциал к нулю. Холодная
война была закончена 11 сентября 2001 года, в день начала
другой войны - с исламским терроризмом.Вскоре после сентябрьских атак США
назвали четыре главные цели своей политики в сферах международных отношений
и национальной безопасности. Директор российских и стратегических программ Фонда Карнеги
Эндрю Качинс изложил их так: "Со стороны США фундамент нового
российско-американского партнерства основывается на переформулировании целей США в области внешней
политики и безопасности, которые включают в себя: 1) успешное ведение
войны против международного терроризма; 2) активизацию усилий по предотвращению распространения
оружия массового поражения и средств его доставки; 3) мирное управление
подъемом Китая как великой державы; 4) стабильность мирового энергетического обеспечения...
Эффективно эти цели могут достигаться только в сотрудничестве с Россией.
По сути, ни одна другая страна не может предложить для
их реализации больше, чем Россия". -------------------------------------------------------------------------------- Холодная война не закончилась, как принято
считать, с коллапсом Советского Союза. Она закончилась 11 сентября 2001
года, в день начала другой войны - с исламским терроризмом --------------------------------------------------------------------------------
Действительно, в качестве участника антитеррористической коалиции и гаранта международного порядка
Россия имеет ряд решающих преимуществ. Во-первых, она сохраняет все еще
громадный военный потенциал и развитую разведывательную сеть. Во-вторых, дуга мирового
исламского терроризма проходит вдоль ее южной границы, а кое-где даже
заходит на ее территорию. Отсюда жизненная заинтересованность и готовность реально
воевать с экстремистами и террористами. Героическая операция по освобождению заложников,
захваченных отрядом исламских смертников в Театральном центре на Дубровке в
Москве, показала, что силовые структуры России способны успешно решать сложнейшие
боевые задачи в условиях современной тотальной террористической войны. Стало также
очевидно, что процесс государственной деградации страны прекращен, общество консолидируется, авторитет
центральной власти и управляемость на всех уровнях восстановлены. В преддверии большой
войны в Персидском заливе резко возросла и роль России как
крупнейшего экспортера энергоресурсов. Вышедшая на первое место по добыче нефти
и уверенно удерживающая лидерство в добыче природного газа Россия способна
подстраховать Запад на случай энергетической блокады со стороны государств Персидского
залива. Об этом, в частности, договаривались участники прошедших в этом
году конференции министров топлива и энергетики "большой восьмерки" в Детройте
и российско-американского энергетического саммита в Хьюстоне. Располагающая наряду со США
полным комплектом ядерных вооружений, технологий и систем контроля за ними,
Россия остается ключевым гарантом нераспространения оружия массового уничтожения. И от
России в первую очередь зависит, будет ли Китай иметь самую
высокую современную военную технику, технологии и вооружения, поскольку практически только
она их туда и поставляет. Оказались востребованными и нерастраченные дипломатические ресурсы
Москвы. На очередном саммите "большой восьмерки" в Канаде России были
делегированы полномочия по индо-пакистанскому урегулированию. Уникальна роль России на Ближнем
Востоке, где она пользуется доверием и арабов, и евреев, и
в межкорейском диалоге. Многосторонняя биполярностьНа канадском саммите G8 Россия получила статус
полноценного участника по всем, в том числе и экономическим, вопросам.
И это уже не выглядело как некое вознаграждение за политическое
сотрудничество. Россия остается в десятке наиболее крупных экономик мира и
уже четвертый год демонстрирует динамичный рост - на фоне стагнации
в западных экономиках. В ушедшем же 2002 году и Америка,
и Евросоюз присвоили России статус страны с рыночной экономикой, в
мае был создан Совет Россия-НАТО. Все это позволило многим политикам
и здесь, и на Западе говорить о том, что отношения
наши хороши как никогда во всей истории."Конечно, в конце концов
баланс сил де-факто возникает, когда несколько стран взаимодействуют между собой.
Вопрос только в том, сможет ли поддержание международной системы стать
сознательным проектом или вырастет из серии испытаний силы", - писал
упомянутый уже патриарх американской дипломатии Генри Киссинджер. Его вопрос пока
остается без ответа. Стороны продолжают сомневаться в возможности устойчивого стратегического сотрудничества
и подают друг другу достаточно поводов для этого. Несмотря на
резкие возражения США, Россия продолжает ядерное сотрудничество с Ираном, политические
контакты с северокорейским режимом и, в свою очередь, критикует США
за подготовку военной операции в Ираке. Вашингтон обозначил свое присутствие
в бывших советских республиках - Узбекистане, Киргизии и Грузии, объясняя
это задачами антитеррора. Официальная Москва старается реагировать спокойно, но ей
явно это не нравится. Посетив в декабре Бишкек, Владимир Путин
присутствовал на открытии военной базы стран - участниц Договора о
коллективной безопасности (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения). Пикантность ситуации
состоит в том, что совсем рядом расположена американо-французская военная база.
При этом российские генералы высказывали ненатуральную озабоченность тем, что в
регионе "может образоваться вакуум" после ухода западных коллег по истечении
мандата ООН, хотя сами коллеги намерения уйти не выражали. Жаркие споры
с Евросоюзом вокруг достаточно простого вопроса о предоставлении возможности жителям
калининградского эксклава выезжать в другие районы своей страны, категорический отказ
большинства европейских политических сил понимать проблемы России в Чечне, время
от времени возникающие "антидемпинговые" скандалы вокруг российского экспорта показывают, что
никто не собирается делать России какие-либо уступки и поблажки, никто
не собирается пускать ее на свои рынки. -------------------------------------------------------------------------------- Ни Америка, ни Европа,
ни ООН не могут дать России гарантий безопасности и соблюдения
ее экономических интересов. Единственным надежным средством обеспечения безопасности и интересов
страны остается система двусторонних договоренностей -------------------------------------------------------------------------------- В начале 90-х в российском
обществе бытовало убеждение (и оно поддерживалось туманными обещаниями руководителей ведущих
стран Запада), что Россия должна быть "вознаграждена" за победу над
коммунизмом, за добровольный и досрочный уход из Германии, за роспуск
соцлагеря, за отказ от конфронтации и так далее, что ей
помогут реструктурировать экономику, простят долги и так далее. Сегодня она
уже не ждет награды за участие в мировом антитерроре. В
конце концов и то и другое она делала и делает
для себя, а не для Запада или Востока. Пришло грустное
понимание, что надежных друзей во внешнем мире не бывает, что
за место в новом мировом порядке, как и в мировой
экономике, надо бороться. И здесь речь может идти только о
тактических союзах. Ни Америка, ни Европа, ни ООН не могут дать
России - даже если захотели бы - гарантий безопасности и
соблюдения ее экономических интересов. Не выказывая специальных предпочтений никому, Россия
выбрала тактику "многосторонней биполярности", что и было продемонстрировано в конце
2002 года, когда Путин в течение трех недель провел двусторонние
переговоры с лидерами Евросоюза, США, Китая, Индии и закончил турне
в Киргизии, на тематике взаимодействия государств СНГ. Такая серия договоренностей
остается пока единственным надежным средством обеспечения безопасности и интересов страны. К
новому миропорядкуВ сентябре прошлого года опубликована новая Стратегия национальной безопасности
США. В этом документе сказано, что если правительство США определит,
что какое-то государство в будущем может представлять угрозу Америке или
что оно укрывает на своей территории группу, которая несет потенциальную
угрозу, то Соединенные Штаты проведут упреждающую акцию в этом государстве
с целью устранения угрозы, если необходимо, путем смены правящего режима.
Таким образом положен конец всей системе мирового правопорядка, существующей с
Вестфальского соглашения 1648 года. Тогда были признаны абсолютный суверенитет и
правовое равенство государств. Эти принципы до сих пор считались неоспоримыми,
хотя и много раз нарушались.Отмена национального суверенитета как основы законности
и правопорядка грозит новым переделом мира - таково мнение специалистов
по международному праву. "Стратегия" вызвала большое возбуждение среди европейских политиков
и юристов, в России же она почти не встретила возражений.
И дело не только в том, что Россия в советское
время сама отвергала Вестфальский мир и утверждала, что пролетариат вправе
менять "несправедливый" мировой порядок. Предыдущую отмену Ялтинских соглашений 1944 года
и массовую перекройку границ, которые воспринимались ликующей Европой как торжество
справедливости, постсоветская Россия трактовала как гибель вестфальских принципов. Новый шаг
Америки в эту сторону был вполне предсказуем и, может быть,
учитывая новые вызовы человечеству, даже необходим. Внешнеполитическая доктрина Москвы должна заключаться
в том, чтобы крах мирового порядка не привел ни к
хаосу или войне всех против всех, ни к пирамидальной гегемонии.
И Россия должна активно участвовать в выработке новой системы договоренностей,
в создании новых правил игры, в создании нового баланса сил.
В этом заключается и ее национальный интерес, и ее традиционная
функция одного из мировых лидеров. Эксперт, #01 (356) 2003
|