- Россия - европейское государство, хотя большая часть
нашей территории находится в Азии. Принадлежность России к Европе -
понятие не просто географическое, а историческое, цивилизационное. К сожалению, не
всегда наши европейские соседи были склонны воспринимать Россию как государство
европейское. Сейчас восприятие меняется, но от нас по-прежнему требуется кропотливая
работа по формированию позитивного имиджа России. В эпоху глобализации мир
становится более взаимозависимым. Это не отодвигает на второй план двусторонние
отношения, но повышает роль многосторонней дипломатии. Внешнеполитическим ведомствам приходится приспосабливаться
к возросшему темпу, осваивать новые методы работы по согласованию многосторонних
позиций. - Ноябрь для России был насыщен событиями: важные договоренности достигнуты
на саммите "Россия - Евросоюз" в Брюсселе, Совете Россия -
НАТО на министерском уровне в Праге. Как идет их реализация? -
На днях я сопредседательствовал на заседании совместной российско-греческой рабочей группы
по вопросам, связанным с председательством Греции в ЕС с 1
января 2003 года. Обсуждались перспективы взаимодействия России и Евросоюза в
свете решений брюссельского саммита "Россия-ЕС". К середине будущего года Греция
подготовит новую среднесрочную стратегию ЕС в отношении России, где будут
учтены и наши предложения. Одним из главных приоритетов греческого председательства
названа реализация договоренностей по Калининграду. - Подвижки есть? - Идут переговоры с
литовской стороной по практическим аспектам организации транзита людей. Сейчас эти
переговоры в Москве ведет замминистра иностранных дел Сергей Разов. Мы
исходим из того, что до 1 июля для россиян сохранится
нынешний безвизовый транзит, а потом будет введено два упрощенных транзитных
документа. Для автомобильного транспорта - в виде квазивизы, дешевой и
многократной, возможно, сроком до пяти лет. Детали Литвой и Россией
еще оговариваются. ЕС взял на себя компенсацию дополнительных расходов литовской
стороны. При железнодорожных поездках процедура будет следующей: нужно заранее предъявить в
кассе вокзала паспорт, до конца 2004 года - внутренний, с
1 января 2005 года - загранпаспорт, его данные кассир по
электронной сети передаст в Литву, а там компьютер проверит, нет
ли будущего пассажира в "стоп-листе". В поезде проводнику предъявляется паспорт,
в пути или на границе заполняются карточки анкетного типа, бесплатные
или за мизерную плату, которые сдаются на выезде из Литвы.
Все договоренности зафиксирует межправительственное соглашение, переговоры по которому и идут.
Для этого нам и нужен шестимесячный период. - А что с
проблемами грузового транзита, энергоснабжения? - Это отдельные переговоры. Сегодня только 20%
потребностей в электроэнергии Калининграда покрывается местной газовой ТЭЦ, а 80%
поступает с Ленинградской АЭС транзитом через Литву. Как только Литва
вступит в Евросоюз, ее электросети переведут на европейский стандарт. Тогда
для перекачки электроэнергии придется либо ставить трансформаторы, либо строить второй
газопровод для новой ТЭС в Калининградской области, либо искать иные
решения. - В перспективе идет речь о безвизовом режиме в ЕС
для россиян. Значит, шенгенское соглашение не столь уж бескомпромиссно? - Евросоюз
имеет такие соглашения с 43 странами. Члены ЕС Великобритания и
Ирландия в Шенгенскую группу не входят, а Норвегия и Исландия,
нечлены ЕС, полностью присоединились к нему. Анклав в "шенгенском море"
- Швейцария, имеющая соглашение с ЕС о безвизовом режиме. Мы
ставим перед собой цель заключить аналогичное соглашение. Обычно оно подразумевает
трехмесячное пребывание в стране без права работы. Эта идея президента
Путина была с интересом воспринята и фактически поддержана ЕС как
долгосрочная перспектива. - Что для этого нужно сделать? - ЕС предлагает заключить
соглашение о реадмиссии (возвращение нелегальных иммигрантов в ту страну, откуда
они прибыли. - Ред.). Но Россия рискует превратиться в лагерь
депортированных из Европы, если заключит соглашение о реадмиссии с ЕС,
не имея таких же соглашений с Китаем, Казахстаном, Индией, Вьетнамом,
Афганистаном. Ведь времена, когда наши границы были на замке, остались
в прошлом. Впрочем, с Литвой, надеюсь, мы такое соглашение подпишем
- как часть калининградского пакета. А с ЕС начнем переговоры,
искренние и серьезные, без невыполнимых условий и обещаний. - Приглашение в
НАТО государств Балтии вызвало разговоры о новых угрозах России... - НАТО
и его расширение не представляют непосредственную военную угрозу России. А
трансформация Альянса открывает новые горизонты нашего взаимодействия. - Но все же
есть озабоченность "серой зоной" в Европе, не покрытой Договором об
обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ)? - Можно сколько угодно говорить,
что меры военной сдержанности и ограничения вооружений - устаревшие концепции,
но ничего лучшего пока не придумано. Гипотетическая переброска на территорию
стран Балтии тяжелых вооружений других стран НАТО пока не ограничивается
ничем. - Как снять эти озабоченности? - Мы еще до Праги получили
четкие политические заявления о намерении присоединиться к адаптированному ДОВСЕ четырех
кандидатов в НАТО. Это страны Балтии и Словения, кстати, сделавшая
это первой. Теперь нужно, чтобы Соглашение об адаптации ДОВСЕ скорее
было ратифицировано. - Что этому мешает? - С нашей точки зрения, ничего.
Партнеры же считают, что сначала надо разобраться с Молдавией и
Грузией. Мол, какой смысл, мы ратифицируем, а Молдавия и Грузия
- нет. - Есть основания для таких заявлений? - Формальные зацепки были
до конца 2001 года: в связи с активной фазой антитеррористической
операции на Северном Кавказе мы превышали фланговые ограничения. К концу
2001 года мы полностью вписались в эти квоты. Сейчас никаких
нарушений по ДОВСЕ нет. Это я говорю со всей ответственностью. -
О чем же речь? - О наших добровольных политических обязательствах, не
имеющих юридической силы. Мы сами взялись вывести все наши войска
и вооружения с территории Молдавии к 31 декабря 2002 года,
а по результатам переговоров с Грузией закрыть там две из
четырех военных баз и подписать соглашение о режиме функционирования остающихся
двух. Базы в Гудауте и Вазиани закрыты и переданы грузинской
стороне. Это зафиксировано Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе
(ОБСЕ). В Гудауте частью территории пользуется миротворческий российский контингент, дислоцированный
в Гальском районе, но российской военной базой она уже не
является. Судьбу баз в Ахалкалаки и Батуми решат переговоры. Дело
за Грузией. - Что с Молдавией? - Нет страны, желавшей бы решить
эту проблему быстрее, чем Россия. Но для этого нам нужно
свыше ста эшелонов. Там только солдат, охраняющих склады с военным
имуществом, вывезенным из Восточной Европы, порядка полутора тысяч. С 1999
года, когда в Стамбуле было подписано Соглашение об адаптации ДОВСЕ,
за полтора года удалось отправить из Приднестровья три эшелона. За
последние недели - еще три. Каждый эшелон проверяется представителями ОБСЕ.
Но формально в срок мы не укладываемся из-за препятствий, чинимых
приднестровским руководством. - Запад нас понимает? - Взаимопонимание и взаимодействие есть. Даже
создан добровольный донорский фонд. Время новостей (Москва) , N224
|