Исполняется семь лет со дня первого шага к созданию Союза
России и Белоруссии. Годовщина совпала с завершением работы комиссии по
разработке проекта Конституционного акта Союзного государства России и Белоруссии. Разработчики
документа попытались соблюсти интересы обеих стран: ни о каком ущемлении
прав Белоруссии и ее «поглощении» в проекте нет ни слова.
Как, впрочем, и о многих критически важных моментах объединения России
и Белоруссии. По мнению экспертов, пока что Москва, по сути
дела, пускает объединительный процесс на самотек, чтобы не осложнять отношения
с Минском накануне выборов. Однако впоследствии, считают они, Кремль может
выступить с резкими ультиматумами в адрес Минска.
По мнению зампреда
Комитета Госдумы по международным делам Константина Косачева, процесс объединения двух
стран сейчас идет «лучше, чем полгода или год назад». «Прекратилось
публичное обсуждение форм объединения; оно возвратилось с политического на экспертный
уровень, – сказал Константин Косачев в беседе с корреспондентом RBC
daily. – Прежние всплески эмоций, в том числе со стороны
первых лиц, были связаны с тем, что не было проработки
вопроса, и на президентов тогда «свалили» слишком много проблем». Работа
комиссии по разработке Конституционного акта, полагает депутат, поможет решить большую
часть вопросов на «низовых» уровнях, и представить президентам двух стран
уже более или менее выверенный документ. Кроме того, по словам
г-на Косачева, в последнее время России удалось убедить белорусскую сторону
принять все те решения, которые усиливают экономическую составляющую объединения. В
первую очередь это решения в сфере приватизации, налоговых изъятий. «Россия
по пути рыночных реформ продвинулась дальше, чем Белоруссия, – говорит
Константин Косачев. – Для нас возвращение к их позициям означало
бы шаг назад. Но нам удалось убедить Белоруссию в том,
что рыночные изменения пойдут на благо ее экономике». По мнению
депутата, снятие противоречий в экономике позволит обеим странам легче принимать
политические решения по объединению. «К стадии принятия политических решений мы
придем ориентировочно во второй половине года», – отмечает г-н Косачев.
Однако зампред международного комитета Госдумы признает, что один из главных
вопросов объединения так и остался нерешенным. «Нужно найти такую форму
объединения, которая бы признавала суверенитет Белоруссии, но при этом учитывала
бы и соотношение между экономиками России и Белоруссии», – говорит
Константин Косачев.
Между тем руководитель отдела Белоруссии Института стран СНГ
Александр Фадеев смотрит на объединительный процесс с куда большим скепсисом.
По его мнению, написание проекта Конституционного акта нисколько не поможет
продвинуть интеграцию двух стран. «Комиссия не решила главного вопроса: в
этом проекте не решен вопрос о целях союзного государства, –
говорит RBC daily г-н Фадеев. – Нет ответа и на
вопрос о том, кто будет возглавлять союз – комиссия попросту
решила уйти от решения этого вопроса». Согласно проекту Конституционного акта,
государственную власть в Союзном государстве будут осуществлять Высший госсовет, парламент,
Совет министров и суд. «Да, сейчас есть Высший госсовет, но
как орган власти он недееспособен», – отмечает Александр Фадеев. В
него, помимо двух президентов, входят премьер-министры и другие высшие чиновники
обоих правительств. Но Госсовет собирается лишь время от времени и
нерегулярно. Кроме того, говорит г-н Фадеев, все члены Госсовета отстаивают
лишь свои национальные интересы. По его мнению, третья нерешенная проблема
– какие полномочия и сферу компетенции будет иметь союзное государство.
По мнению Александра Фадеева, комиссия пошла по легкому пути –
решила вынести все проблемные вопросы на суд двух президентов. «В
течение апреля Геннадий Селезнев (спикер Госдумы РФ и сопредседатель Комиссии.
– RBC daily) будет консультироваться с двумя президентами и, возможно,
в конце месяца будет созван Госсовет дляобсуждения проекта», – отмечает
г-н Фадеев. Похоже, что вялотекущая разработка Конституционного акта вполне соответствует
динамике объединительного процесса – точнее, полному ее отсутствию. «Активная интеграция
не идет, – говорит Александр Фадеев. – Союзного государства нет,
и его никто не строит – к его строительству еще
даже никто не приступал». Основная масса шагов по объединению России
и Белоруссии пришлась на пору правления первого президента России Бориса
Ельцина. «Однако тогда это была чистой воды политическая конъюнктура, а
когда дело дошло до конкретики, начались сложности», – отмечает г-н
Фадеев. В принципе, говорит он, договор 1999 года о создании
Союза мог стать конституцией – просто под другим названием. Но
тогда, как, впрочем, и сейчас, для этого не было политической
воли ни у одной из сторон.
Во время пребывания у
власти Владимира Путина в отношениях России и Белоруссии появилось много
весьма неприятных моментов, в том числе «газовые долги» перед Россией,
«наезды» белорусских властей на российские компании. Александр Фадеев напоминает, что
обычно президенты России и Белоруссии встречаются в день создания сообщества
России и Белоруссии договором от 2 апреля 1996 года. «Но
в этом году Лукашенко в Москву не приезжает, – отмечает
эксперт. – Раньше президенты в этот день говорили много красивых
слов, награждали друг друга орденами. Сейчас эти праздники становятся все
скромнее». Г-н Фадеев обращает внимание на то, что за все
время президентства Владимира Путина он и Александр Лукашенко не подписали
ни одного совместного документа.
Единственным предложением Путина было ускорение введения
единой валюты Союза. Вместо первоначально предполагавшейся даты – 1 января
2005 года, – президент предлагал ввести российский рубль в обращение
на территории Белоруссии с начала 2004 года. Более того, по
словам Александра Фадеева, Центральный Банк России сделал Белоруссии предложение, от
которого трудно было отказаться. Центробанк предложил взять на себя все
расходы и все расчеты по введению единой валюты. Но белорусская
сторона, тем не менее, отказалась. «Руководство Белоруссии понимает, что если
они перейдут на единую валюту другого государства, то о независимости
Белоруссии придется забыть, – говорит г-н Фадеев. – Они останутся
лишь чиновниками, но перестанут быть высшими руководителями». Поэтому Белоруссия продолжает
настаивать на совершенно неприемлемых для России условиях. Во-первых, Минск желает
получить право эмиссии единой валюты наравне с Центробанком РФ. Во-вторых,
Белоруссия не желает гарантировать прозрачность своих бюджетных трат.
В результате,
говорит Александр Фадеев, Владимир Путин поставил белорусское руководство перед выбором:
либо весной будет окончательно принята программа введения единой валюты, либо
Москва этот проект вообще «закрывает». Однако в целом, по мнению
г-на Фадеева, тема объединения до выборов в России закрыта не
будет. «Она пользуется спросом среди электората как в России, так
и в Белоруссии», – отмечает он. Действительно, по данным ВЦИОМ,
за объединение выступают 85% опрошенных, и лишь 9% против. Как
сообщил RBC daily ведущий аналитик ВЦИОМ Леонид Седов, Александр Лукашенко
входит в рейтинг политиков, пользующихся доверием россиян. С одной стороны,
его рейтинг довольно скромен – всего три процента. Но с
другой стороны, среди его «соседей-трехпроцентников» такие политические деятели России, как
глава МВД Борис Грызлов, Сергей Степашин, Элла Памфилова и Сергей
Глазьев. С этим мнением россиян Кремль, по всей видимости, не
считаться не может. По той же причине видимость объединения или,
по крайней мере, сотрудничества с Россией, выгодно и белорусскому президенту.
«Лукашенко, видимо, будет объявлять референдум о продлении своих полномочий», –
говорит Александр Фадеев. А поскольку большая часть населения Белоруссии также
выступает за сближение с Россией в той или иной форме,
сотрудничество с Москвой будет одним из козырей Лукашенко.
Однако после
того как выборы и референдумы останутся позади, отношения между Москвой
и Минском могут резко измениться. «Судьба власти в Белоруссии будет
решаться уже не в Минске, а в Варшаве, Вашингтоне или
Москве, – полагает г-н Фадеев. – Белоруссия как малое государство,
не способное к самостоятельному развитию, будет неизбежно «прислоняться» к кому-то».
По мнению сотрудника Института стран СНГ, Белоруссия будет тяготеть к
тем странам, которые не инкорпорируют ее, но будут требовать «размена
интересов». Так, отмечает Александр Фадеев, Белоруссия предлагает себя арабским странам
и Китаю в качестве «точки опоры» в Европе. По его
мнению, Москва постарается не остаться в стороне от определения «ориентации»
Белоруссии. «Все противоречия можно разрешить – для этого нужна лишь
политическая воля Москвы, – полагает г-н Фадеев. – До сих
пор не было позиции по этому вопросу. Но теперь эта
позиция, судя по всему, формируется». По мнению Александра Фадеева, решение
в отношении Белоруссии после выборов 2004 года будет радикальным. «Не
исключены ультимативные жесты в адрес Минска», – говорит эксперт.