Данных вопросников много и не существует объективных критериев
их оценки. Особенностью предлагаемого подхода является возможность связанной диагностики существующей
культуры и определения желаемой культуры. Инструмент представляет собой 15
«начал» предложений, описывающих различные аспекты функционирования компании. После каждого начала
предложения идут возможные окончания предложений. Объединенные в одно целое, они
представляют собой полное утверждение, описывающее одну из четырех моделей поведения
организации, ее ценностей, убеждений персонала и т.д. Слева от
предложений имеются две колонки, озаглавленные существующая культура и желаемая культура.
Респондент, при заполнении колонки существующая культура, использует следующие обозначения:
4 - |
Данное предложение полностью соответствует существующей ситуации в Вашей
компании | 3 - |
Данное предложение менее чем предыдущее соответствует существующей ситуации в
Вашей компании | 2 - |
Данное предложение менее чем предыдущее соответствует существующей ситуации
в Вашей компании | 1 -
| Данное предложение менее чем предыдущее соответствует существующей
ситуации в Вашей компании | Иными словами
Вы просите респондента расставить приоритеты среди четырех вариантов окончаний в
соответствии с текущим состоянием. Респондент, при заполнении колонки желаемая
культура, использует следующие обозначения:
4 - | Я хочу, чтобы
данное предложение полностью соответствовало существующей ситуации в нашей компании в
будущем | 3 - |
Я хочу, чтобы данное предложение менее чем предыдущее соответствовало
существующей ситуации в нашей компании в будущем |
2 - | Я хочу, чтобы
данное предложение менее чем предыдущее соответствовало существующей ситуации в нашей
компании в будущем | 1 -
| Я хочу, чтобы данное предложение менее чем
предыдущее соответствовало существующей ситуации в нашей компании в будущем |
Иными словами Вы просите респондента расставить приоритеты
среди четырех вариантов окончаний в соответствии с желаемым (будущим) состоянием.
Обязательно попросите респондентов, сначала заполнить все колонки по существующей
культуре, а затем по желаемой культуре. При ответе на каждый
вопрос Вы имеете право ставить 4, 3, 2, 1 соответственно
только один раз. 1. Члены организации должны давать приоритет
Существующая культура
| Желаемая культура | Варианты |
| |
А. Удовлетворению потребностей и требований руководителей Б. Выполнению своих
должностных обязанностей, политик и процедур компании В. Решению проблем,
в связи с выполнением заданий и улучшению техники их выполнения
Г. Сотрудничеству с коллегами по работе для решения рабочих
и личных вопросов | 2. Работники, которые
успешны в нашей компании, это те, кто Существующая культура |
Желаемая культура | Варианты |
| | А. Знают как
удовлетворить своих руководителей и имеют желание и способности использовать власть
и политику для продвижения вперед Б. Играют по правилам
и стремятся выполнять работу правильно В. Технически компетентны и
эффективны, и знают, как выполнить работу Г. Строят тесные
рабочие отношения с другими на основе сотрудничества, заботы и взаимопомощи
| 3. Организация должна относиться к индивидуумам
как: Существующая
культура | Желаемая культура | Варианты
| | |
А. К «рукам», чье время и энергия находятся в
распоряжении руководителей верхнего звена управления Б. К «работникам», чье
время и энергия закуплены с помощью контракта, с правами и
обязательствами для обеих сторон В. К «коллегам», которые имеют
взаимные обязательства по достижению общей цели Г. К членам
семьи или друзьям, которые любят быть вместе, заботятся и поддерживают
друг друга. | 4. Люди управляются и
направляются: Существующая
культура | Желаемая культура | Варианты
| | |
А. Людьми, наделенными властными полномочиями, которые используют их через
систему вознаграждений и наказаний Б. Системой политик, правил и
процедур, несущих информацию о том, что и как работник должен
делать В. Их собственными обязательствами по достижению целей компании
Г. Их собственным желанием быть признанными членами коллектива |
5. Процессы принятия решений характеризуются в нашей
компании: Существующая
культура | Желаемая культура | Варианты
| | |
А. Директивами, приказами и инструкциями, которые поступают сверху в
низ Б. Наличием письменных политик и процедур, и принятием
решений на их основе В. Решения принимаются людьми, наиболее
близкими к исполнению последствий этих решений и налету Г.
С помощью достижения консенсуса в при принятии решений для получения
поддержки этих решений | 6. Распределение заданий
и работ индивидуумам основано на:
Существующая культура | Желаемая культура
| Варианты | |
| А. Личных суждениях, ценностях и
желаниях, тех, кто обладает властью и полномочиями Б. Потребностях
и планах компании, и установленных правилах (старшинство, уровнях квалификации и
т.д.) В. Соотнесении требований к работе, и интересов и
способностях индивидуумов Г. Личных предпочтениях работников и их потребностях
к росту и развитию | 7. От
работников ожидается, что они будут:
Существующая культура | Желаемая культура
| Варианты | |
| А. Много работать, исполнительны и
лояльны интересам тех, кому они подчиняются Б. Ответственны и
надежны, выполняя обязанности, избегая действий, которые помогут удивить и расстроить
своих непосредственных руководителей В. Самомотивированы и компетентны, и желать
проявлять инициативу в выполнении работы. Обсуждать со своими руководителями имеющиеся
проблемы и пути их преодоления для достижения результатов Г.
Хорошими членами команды, склонными к поддержке и сотрудничеству с другими
| 8. От менеджеров и руководителей ожидается,
что они:
Существующая культура | Желаемая культура |
Варианты | | |
А. Сильны, рассудительны, жесткие, но справедливые Б.
Не подвержены влиянию личностей и избегают применения власти для своего
блага В. Демократичны и имеют желание признать идеи работников
по выполнению задания Г. Оказывают поддержку, отзывчивы по отношению
к тем, кем они руководят | 9.
Считается правомерным одному человеку говорить другому, что делать когда:
Существующая культура |
Желаемая культура | Варианты |
| | А.
Он имеет больше власти и полномочий в компании Б.
Это является частью его должностных обязанностей В. Он имеет
больше знаний и опыта и может их использовать для направления
другого работника (обучения его) выполнять работу Г. Другой работник
просит помощь, руководство или совет | 10.
Мотивация к работе является результатом:
Существующая культура | Желаемая культура
| Варианты | |
| А. Надежды на вознаграждение, страха
наказания, личной лояльности к непосредственному руководителю Б. Принятия норм
и принципов «один справедливый день работы – один день справедливой
оплаты» В. Сильного желания достижения, творчества, инноваций, необходимости следовать
за коллегами, вносящими свой вклад в успех компании Г.
Желания помочь другим и развития хороших рабочих отношений с коллегами
| 11. Отношения между рабочими группами или
подразделениями в компании в целом:
Существующая культура | Желаемая культура
| Варианты | |
| А. Конкурентные, где каждый смотрит
в сторону своих собственных интересов, и помогает друг другу только,
когда видит в этом преимущество для самих себя Б.
Характеризуются как индифферентные, по отношению к друг другу, когда каждый
помогает, если это удобно, или по указанию руководства В.
Характеризуются как кооперационные, когда необходимо достичь общих целей. Работники обычно
желают уменьшить бюрократию и пересечь организационные границы для выполнения работы
Г. Дружественные, с высоким уровнем реакции на просьбы от
помощи от других групп или подразделений |
12. Конфликты между группами или работниками обычно Существующая культура |
Желаемая культура | Варианты |
| | А. Разрешаются личным
участием людей с большим уровнем власти, чем участники конфликта
Б. Избегаются, со ссылкой на имеющиеся правила, процедуры, и формальные
описания полномочий и ответственности В. Разрешаются через обсуждения, направленные
на достижение лучших результатов в работе Г. Разрешаются с
целью поддержания хороших рабочих отношений и минимизации вероятности обидеть людей
| 13. Внешняя среда по отношению к
компании рассматривается как
Существующая культура | Желаемая культура |
Варианты | |
| А. Джунгли, где компания борется за свое
существование в конкуренции с другими Б. Упорядоченная система, где
все действуют по правилам и установленным процедурам В. Область
конкуренции по вопросам производительности, качества и инноваций, что в свою
очередь развивает бизнес Г. Сообщество независимых частей, в которых
общие интересы наиболее важны | 14. Если
работники сталкиваются с процедурами и правилами, мешающими им то,
Существующая культура |
Желаемая культура | Варианты |
| | А.
Они ломают их, если у них достаточно полномочий, или обходят
их, если уверены, что их не поймают Б. Обычно
следуют им, и обращаются наверх для получения разрешения изменить их
или отклониться от них В. Стремятся игнорировать или обойти
их для выполнения задачи точно и в срок, или лучше
Г. Они поддерживают друг друга в игнорировании правил или
их корректировке, но если считают, что эти правила несправедливы и
создают трудности для других | 15. Новым
работникам компании необходимо научиться или выяснить Существующая культура | Желаемая
культура | Варианты |
| | А. Кто в действительности
управляет компанией, кого не следует обижать, нормы (неписанные правила), которым
необходимо следовать, чтобы не попасть в проблему Б. Формальные
политики и процедуры и следовать им, а также границы работы,
в пределах которых им следует находиться В. Какие ресурсы
имеются в наличии для выполнения работы ; проявлять инициативу в
приложении своих знаний и навыков при выполнении работы Г.
Как сотрудничать, быть хорошим членом команды и как развивать хорошие
рабочие отношения друг с другом |
|