Оплата по заслугам, или как ее часто называют
оплата за производительность труда и качество работы, является, пожалуй, одной
из наиболее распространенных в мире схем, связанных с определением динамики
подъема уровней оплаты персонала. В теории, если все работники работают
с максимальной отдачей и эффективностью, компания будет процветать. Логика системы
оплаты по заслугам достаточно прямолинейна. Если оплата связана с производительностью,
то мотивация персонала для достижения более высоких уровней производительности должна
возрастать. Исходя из этой логики: · Вознаграждение работников за
достижение результатов по производительности и проявление требуемого поведения на рабочем
месте должно быть связано с целями компании, которые зафиксированы в
стратегическом плане и миссии организации · Вознаграждение работников в
этом контексте должно быть связано с вкладом этих работников (т.е.
больший подъем уровня оплаты приходится на более сильных исполнителей)
· Сама система оплаты по заслугам должна быть документирована и
объяснена персоналу, чтобы достигнуть 100 процентного понимания с его стороны
· Система оплаты по заслугам должна основываться на надежных
средствах оценки производительности труда и качества работы · Система
оплаты по заслугам должна быть увязана с философией управления организации
Внедрение системы оплаты по заслугам сложный управленческий процесс, который
не следует рассматривать как простую схему окладов и часовых тарифных
ставок, регулярно двигаемых вдоль шкалы инфляции. Исходным этапом данного процесса
является точное определение и описание того, что Вы будете вознаграждать.
Данная работа предполагает документирование: · Того, что ценит компания
· Видов вкладов персонала, которые подлежат вознаграждению ·
Способности компании платить и выполнять принятые обязательства · Желания
компании информировать работников о принципах системы · Способность компании
осуществлять управление и аудит данной системы Мы часто сталкиваемся
в компаниях СНГ с весьма абстрактным, а иногда неискренним описанием
ценностей компании. Хотим подчеркнуть, что без ясного понимания ценностей компании
и ее ожиданий, вполне возможно, что будут вознаграждаться действия работников,
противоречащих целям компании. В этой связи возникает необходимость увязки целей
работника и целей компании, т.е. · С ее производственным
лицом (кому компания служит и какие продукты и услуги предоставляет)
· Со стратегическим планом (как выполняется миссия компании)
· С корпоративными целями и задачами, разложенными на составляющие по
видам бизнеса и подразделения В этом контексте возникает вопрос,
в каких компаниях следует внедрять систему оплаты по заслугам. В
приведенной ниже таблице приведены факторы стимулирующие – демотивирующие внедрение данной
системы:
Следует внедрять в компаниях, где: |
Не следует внедрять в компаниях, где: |
1. Малая история подъемов окладов в зависимости от
стажа | 1. Новый, или тонущий бизнес |
2. Ориентация на достижение цели |
2. Юнионизированая рабочая сила (профсоюзы) |
3. Хорошо описаны индивидуальные результаты работы |
3. Высокая взаимосвязь и взаимозависимость персонала в рабочем процессе
| 4. Надежная поддержка сверху |
4. Эгалитарная культура |
5. Надежная система оценки персонала | 5. Внешняя
среда связана с высокой инфляцией |
6. Корпоративная среда нацеленная на существенное вознаграждение некоторых работников и
малое вознаграждение (или его полное отсутствие) другим работникам |
6. Трудно оценить производительность труда и качество работы |
7. Нацеленность на открытое изложение параметров
системы. Высокое доверие к менеджерам и отделу кадров |
7. Низкое доверие к менеджерам и трудовым ресурсам |
Вторым этапом разработки системы оплаты по заслугам,
является документирование системы. В первую очередь это связано с созданием
системы оценки персонала против установленных индивидуальных целей. Как мы уже
говорили об этом в других статьях, речь идет об установлении
стандартов производительности труда и качества работы, иногда называемых целями производительности
труда и качества работы. В данном случае это письменные утверждения,
которые помогают определить степень вклада каждого работника в миссию организации.
С помощью этих стандартов производится оценка персонала, ибо они определяют
ожидаемый уровень производительности труда и качества работы. Ниже приведены некоторые
наиболее распространенные примеры стандартов производительности труда и качества работы. В
данном случае это гибрид из количественных формулировок и формулировок поведения,
по которым производится оценка. Естественно, в примере не приведены полные
шкалы оценок поведения, а взяты фрагменты этих шкал для иллюстрации.
Качество. Демонстрирует качество производства продуктов и услуг
(например, менее одного дефекта на 1000 единиц товара).
Количество. Демонстрирует удовлетворение превышение определенных производственных квот за данный
промежуток времени. Коммуникация. Эффективно выражает мысли в
письменной и устной форме. Внимательно выслушивает и продуктивно использует информацию.
Получает согласование и принятие планов деятельности, идей или функций, при
этом вовлекая других в процесс разработки предложений. Творчество
и инновации. Поощряет, разрабатывает и применяет новые концепции, которые
улучшают производственную деятельность, повышают эффективность труда и улучшают использование активов
компании. Межличностная работа в команде. Работает в
контакте с другими с целью достижения поставленных целей. Завоевал доверие
и уважение. Существенно вкладывает в достижение целей отдела. Проявляет внимание
и реагирует на потребности других. Планирование и организация.
Четко описывает и умеет расставлять приоритеты. Способен разрабатывать детальные
планы действий. Устанавливает процедуры для мониторинга промежуточных результатов. Умеет работать
в условиях множественных заданий, способен выдерживать сроки в рамках установленных
долгосрочных и краткосрочных целей. Анализ проблем. Умеет
определять проблемы, собирать необходимую информацию и объединять данные из различных
источников для определения причин этих проблем. При установлении стандартов
производительности, наиболее важный аспект – определение тех стандартов, которые наиболее
соответствуют целям компании. Здесь имеется ввиду, что нельзя замыкаться только
на количестве и качестве труда. Поведение работника на рабочем месте
(работа в команде, сотрудничество, обслуживание клиентов), т.е. субъективные критерии должны
также учитываться при оценке. В этом контексте, с позиций внедрения
системы оплаты труда по результатам, необходимо чтобы коллектив принял стандарты
производительности труда и качества работы. Если персонал не воспринимает эти
стандарты, или не понимает их, маловероятно, что они будут работать
в соответствии с миссией организации. Стимулом к принятию данных стандартов
персоналом является: · Акцентирование внимания на результатах, а не
личных качествах при разработке стандартов. Они должны показывать, что работник
производит или делает в части своего поведения, но не черты
личности. Более точной является формулировка стандарта «количество жалоб клиентов», чем
описание личности через «расположен к людям» · Работники должны
участвовать в разработке стандартов. Работники должны иметь чувство совладения стандартами.
Только в этом случае можно достигнуть взаимных обязательств ·
Стандарты производительности труда и качества работы должны быть гибкими.
|