Дмитрий Маришкин Независимый консультант
по управлению персоналом Елена Флорова
Маркетинг менеджер по России и странам СНГ, "Clorox"
Приведем два примера, побудившие нас рассмотреть данную тему.
Генеральный директор предприятия с оборотом не менее 100 млн.
долларов в гол в раздражении говорит: «Никем не могу себя
заменить. То, что я делаю, мне уже неинтересно, но бросить
не могу - здесь завязано много моих денег». На вопрос:
«А подчиненные» был получен парадоксальный ответ: «Не могу! Они
ошибаются в 6 раз реже, чем я!». Можно понять, о
чем он хотел сказать. Способность принимать решения с повышенным уровнем
риска (говоря бытовым языком - «на интуиции»), а значит, с
высокой скоростью, является важной составляющей квалификации управляющего. Второй пример
взят из опыта работы с предприятием такого же размера по
численности работников, но с оборотом в сто раз меньше. Директор,
опасаясь не справиться и потерять бизнес, обращается к консультантам. Работники
предприятия, наоборот, спокойны и верят в талантливость директора, хотя и
очень недовольны тем, что он часто вмешивается в задачи низкого
уровня и снижает эффективность обшей работы. И в первом,
и во втором случае у директоров одинаковые трудности - неуверенность
в квалификации подчиненных. Когда владелец предприятия говорит о рынке труда,
то недовольство проявляется еще больше - «хотя и недоволен моими
людьми, по они уже проверены, а новым верить еще нельзя».
Приведенные примеры иллюстрируют назревшую потребность в профессиональных менеджерах высокого
уровня, не связанных пристрастным отношением к предприятию, которым они управляют.
Цель статьи - показать возникающий конфликт между ролью владельца
предприятия и ролью управляющего при совмещении этих ролей в одном
липе на определенном этапе развития предприятия. Определим понятия, используемые
нами в дальнейшем. Владелец - основатель и
владелец предприятия, материальных активов. Он выполняет и роль генерального управляющего,
совмещая таким образом законодательную и исполнительную власть на предприятии.
Менеджер - наемный работник, квалифицированный управляющий. администратор высшего
уровня. На рынке труда имеется стабильный спрос на специалистов такой
квалификации, что гарантирует им стабильный и высокий доход. Часто такие
работники имеют долю в предприятии. Доход от такой доли не
воспринимается работником как существенный, т. к. размер доли не позволяет
работнику влиять на стратегические решения (отсутствие законодательной власти). Бизнес
- успешное предприятие, действующее на рынке 3-4 года, с налаженным
рынком сбыта и клиентурой, сформировавшимся коллективом. Конфликт
- противоречие двух желаний владельца: • делегировать полномочия:
• контролировать каждую операцию на предприятии. Проблема
- длительные и негативные эмоции владельца, связанные с его
неудовлетворенностью темпами развития предприятия (отсутствие развития, либо отрицательный рост). Источники
проблемы Большинство российских предприятий, персонал которых составляет 100
- 150 человек, как правило, не имеют в своем составе
профессионального управляющего по персоналу. На развивающемся рынке труда не существует
точного ответа на вопрос: «Кто такой «менеджер по персоналу», в
отличие от квалификации финансиста, менеджера по продажам или логистика.
В связи с отсутствием менеджера по персоналу, мотивация персонала
строится его непосредственным руководителем интуитивно. Вопрос «Сколько платить работнику?» воспринимается
владельцем в большинстве случаев обостренно. Следовательно, задача мотивирования решается пристрастно
(с высокой долей субъективности). Работник также пристрастно относится к личной
оплате труда, что, в свою очередь, создает поле для позиционной
борьбы между работником и владельцем. Формальная власть всегда принадлежит владельцу
предприятия. Сила эмоционального напряжения в конфликте с руководителем со временем
превышает напряжение, возникающее при смене работы, и у работника падает
лояльность к предприятию. Задача повышения мотивации работника весьма важна,
однако в силу ее объемности в данной статье мы ограничимся
лишь констатацией факта ее наличия. Примем как аксиому утверждение,
что «хороший менеджер обычно принимает правильное решение». Оказавшись в одной
и той же ситуации. владелец и менеджер примут одинаковое решение.
Но движущие силы при принятии решения у владельца и менеджера
будут различны. Главным приоритетом в деятельности менеджера является его
собственная квалификация, поскольку каждое эффективное управленческое решение становится подтверждением ценности
менеджера на рынке труда и, как следствие, способствует стабильности его
доходов. Владельца, в свою очередь, интересует развитие (сохранение) его
собственности и. следовательно, его решения основываются, главным образом. на этом
критерии. Соответственно, различаются и механизм принятия решения, контроль его
качества и при необходимости способ коррекции. Как менеджер, так
и владелец при принятии решения проходят одинаковые этапы: •
осознание задачи. • оценка имеющихся ресурсов, • конструирование
и проверка решения, • выполнение решения. В процессе
принятия решения у владельца одновременно присутствуют тенденция занизить используемые ресурсы
(сэкономить) и стремление получить больше, чем позволяет ситуация (получить максимум).
Поэтому он стремится действовать быстро, проходя второй и третий этапы
интуитивно. Обнаружить ошибку при таком механизме возможно только при получении
результата. Менеджер все вышеназванные этапы стремится выполнять осознанно. Это
необходимо ему хотя бы для контроля собственной квалификации. При ошибочном
решении такой подход позволяет менеджеру быстро выделить ошибку и выполнить
коррекцию решения. В случае, если аналогичная задача уже успешно решалась
в прошлом, то процесс принятия решения может происходить на уровне
моторных навыков, как это происходит, например, при вождении автомобиля.
Сложные многофакторные задачи имеют высокую степень риска и существенные временные
ограничения. Для их решения необходимо использовать интуитивный способ принятия решения,
как наиболее быстрый. Это связано с тем, что само осознание
потребует таких затрат времени, что проблема перестает быть актуальной (упущена
прибыль). Подобные задачи возникают при создании бизнеса или изменении стратегии
предприятия. Функционирующий с нормальной скоростью бизнес с ними практически не
сталкивается. В этом случае основная масса задач, требующих осознанного принятия
решений, может быть достаточно легко формализована. Осознанное принятие решений позволяет
контролировать ошибки, возникающие на этапе принятия и реализации решения, и
быстро ввести необходимую коррекцию. Интуитивный же способ создания решения провоцирует
накопление ошибок до момента получения результата, таким образом негативное влияние
ошибок растет в геометрической прогрессии, что резко затрудняет определение приоритетов
(не ясно, коррекция какой именно ошибки даст максимальный положительный эффект).
Вследствие накопления ошибок в управлении предприятие теряет эффективность. Можно
отметить еще один негативный эффект использования квалификации владельца как предпринимателя
в ином для него качестве управленца (администратора) - это использование
знаний и таланта предпринимателя для решения простых, поддающихся формализации задач.
Подобная практика становится весьма расточительным для фирмы мероприятием, ведь ничем
другим в это время руководитель не занимается. Например, это происходит,
когда мэр или директор лично решают мелкую административную задачу, вроде
покупки бытового холодильника для служащих. Владелец предприятия принимает решение,
исходя из принципов сохранения или усовершенствования бизнеса, которым он владеет.
Его решения всегда влекут за собой изменение стоимости предприятия в
целом. Следовательно, если квалификация владельца предприятия используется для решений, которые
принесут низкую доходность, а основная масса административных решений даже для
самого высокого уровня именно такова, то квалификация используется неэффективно. Будучи
одновременно и наемным работником, и собственником, владелец неосознанно использует конфликтные
критерии при принятии решения, что приводит к конфликтному восприятию задачи
его подчиненными. Возникновение проблемы На первом этапе развития
бизнеса предприниматель (еще не владелец бизнеса и не управляющий стабильным
предприятием) не имеет возможности оценить свой труд. Каждое действие может
быть и высокоценным, и бесполезным, в зависимости от будущей реализации
проекта. На данном этапе предприниматель может и, по-видимому, должен вмешиваться
в каждый элемент, связанный с улучшением бизнеса. На втором
этапе, когда бизнес пошел в рост, владелец (уже не предприниматель,
но еще не управляющий) резко снижает свое прямое участие по
инициативному совершенствованию предприятия и становится как бы «реагирующим на симптомы».
Такая реакция является следствием удовлетворенности владельца самим фактом развития предприятия
и отсутствием подобного предыдущего опыта. Возникающие в этот период задачи
характеризуются новизной и требуют быстрого решения. Следовательно, большинство решений должно
быть интуитивным, чтобы обеспечить максимальную скорость. Таким образом, и на
этом этапе нет возможности полностью делегировать полномочия менеджеру. В
этом случае рабочее время владельца и его квалификация используются эффективно,
так как растет стоимость бизнеса. На третьем этапе, кода
бизнес устойчиво функционирует, количество поддающихся формализации административных задач резко возрастает.
Владелец использует интуитивный способ принятия решений, так как продолжает ставить
высокие требования к скорости принятия решений. Владелец не может снизить
свои требования к скорости принятия решений, так как не может
исключить влияние своей роли владельца на свою же роль генерального
управляющего. Для эффективного тактического управления предприятием роль владельца должна быть
полностью вынесена за рамки процесса управления. Это требование основано на
предположении, что количество тактических решений на этом этапе развития бизнеса
уже таково, что не оставляет владельцу физической возможности решать стратегические
вопросы. Фактически, владелец должен становиться менеджером, что невозможно. поскольку владелец
не может отказаться от своей собственности («забыть» про нее).
На этапе устойчивого функционирования бизнеса возрастает ценность наемного менеджера в
связи с его объективными возможностями следующего характера: • менеджер,
постоянно затрачивая усилия на повышение собственной квалификации, имеет в своем
арсенале навык определения ценности задачи; • менеджер, не являясь
собственником предприятия, не имеет пристрастного отношения к предприятию и объективнее
оценивает задачу и возможности ее решения. Владелец же имеет
два ограничения, мешающих ему принимать эффективные решения: • отсутствие
формализованного навыка определения ценности задачи; • пристрастное отношение к
предприятию (как к собственности) - каждая задача воспринимается с одинаковой
ценностью, что проявляется в завышении рядовых задач и принижении стратегических.
Менеджер, в свою очередь, также имеет ограничения при принятии
решения: • влияние личности на объективность решения (плохое настроение.
например, может снизить эффективность, т.к. главная ценность - «квалификация» -
измеряется не внутри предприятия, а на рынке труда); •
отсутствие, или низкая эмоциональная вовлеченность (он не является собственником).
Ограничения менеджера могут быть компенсированы работой отдела персонала (тренинги, аттестация,
индивидуальная система мотивации и планирования карьеры). Понятно, что пристрастное отношение
владельца к предприятию как ограничение компенсировано быть не может. Симптомы
возникновения конфликта Возникновение описанного выше конфликтного состояния можно диагностировать
уже на ранних этапах. Для распознавания симптомов самым простым, быстрым,
но вместе с тем дорогим способом будет регулярное обследование предприятия
в сотрудничестве с консультантом (организацией) по управлению. На рынке услуг
появились российские организации, предлагающие управленческий аудит и консультации по управлению
персоналом. Сотрудничество с иностранными консультационными организациями имеет два основных ограничения:
высокая стоимость услуг и отсутствие аутентичности российским условиям. Конфликт владельца
и управляющего уже имел место на ранних этапах развития рыночной
экономики других стран, где эта проблема была решена (Совет акционеров
для акционерных обществ) и передача исполнительной власти наемному менеджеру не
является потрясением для владельца. Этот процесс внедрен в массовое сознание
и рассматривается как естественный. Тем не менее, отсутствие аутентичности иностранных
консультантов относится преимущественно к конфликту «владелец - управляющий», и авторы
не исключают эффективности сотрудничества с иностранными консультационными фирмами по другим
направлениям. Учитывая сезонность и скорость рассматриваемых процессов, отсутствует необходимость
проводить аудит чаще одного раза в год. Более сложным
и длинным, хотя и менее дорогим способом распознавания симптомов конфликта
является создание эффективного отдела персонала. Сигналами для проведения первичного
исследования состояния дел на предприятии (относительно конфликта «владелец - управляющий»)
можно считать следующие симптомы: 1. Чувство раздражения у владельца
при упорстве подчиненных делать по-своему. 2. Чувство раздражения у
владельца при непонимании подчиненных. 3. Недовольство владельца, вызванное самыми
различными причинами. не может быть скомпенсировано с приемлемой для него
скоростью. 4. Текучесть кадров на предприятии выше, чем средние
показатели для данной группы, региона и т. п. 5.
Высокие расходы на вспомогательные службы и управленческий персонал (раздувание штатов
отдела безопасности, администрации). Общими для обследованных нами проблемных предприятий
были следующие характеристики: 1. Все обследованные предприятия имели численность
100 -170 человек и существовали 4-5 лет. 2. Все
предприятия характеризовались отсутствием философии компании («миссии»), размытой стратегией и наличием,
как правило, одного показателя функционирования бизнеса -«выкачивание» денег из оборота
при отсутствии содержательных целей. Рекомендации Выполненный анализ внутреннего конфликта
владельца, совмещающего управленческую должность, позволяет рекомендовать следующий вариант решения.
На третьем этапе развития бизнеса (устойчивое функционирование) естественным будет делегирование
полномочий по решению всех тактических задач квалифицированному менеджеру, например, исполнительному
директору Этот менеджер не должен являться владельцем, но должен быть
эффективно мотивирован посредством создания и поддержания системы положительных и отрицательных
мотиваций труда, индивидуально подобранных к конкретной кандидатуре. Переход к такой
форме управления предлагается на третьем-четвертом году существования предприятия. Отстраняясь
от исполнительской функции, владелец оставляет себе законодательную власть (контроль экономических
показателей предприятия и стратегическое планирование) и представительскую функцию. Лояльность менеджера
к предприятию и к его владельцу обеспечивается эффективно построенной системой
мотивации (материальных и нематериальных стимулов). На сегодняшний день развивающиеся
рыночные отношения не дают возможности для появления избыточного слоя квалифицированных
менеджеров (предложение явно не удовлетворяет спрос). Следовательно, прорыв в этом
направлении создадут предприниматели, которые сделают инвестиции в повышение квалификации наемных
работников и создание эффективной службы персонала. Владелец предприятия будет
готов передать полномочия наемному менеджеру, когда увидит его способность принимать
решения с достаточной скоростью и приемлемым уровнем качества. Оценить качество
решения можно двумя путями: оценить результат или механизм принятия решения.
Однако, оценивать результат долго и очень дорого. Оценить механизм можно,
это потребует немного времени, но необходимо следить за процессом исполнения
решения. При грамотной аргументации решения владелец передает полномочия, переставая волноваться
об эффективности и думая только о честности исполнителя. Резюме
Передача основных функций исполнительной власти наемному менеджеру выгодна со всех
сторон. В случае эффективного развития предприятия это позволит ликвидировать ограничения
владельца (см. выше), снижающие эффективность функционирования предприятия. Одновременно у владельца
появляется возможность вновь в полной мере воспользоваться своим талантом предпринимателя
для реализации новых проектов. Не менее эффективным является передача
полномочий при наличии недостатков в функционировании предприятия, так как позволит
владельцу приобрести взгляд со стороны и заново оценить перспективность бизнеса.
Выводы могут быть различными: от коррекции бизнеса до полного игнорирования.
Снижение эмоционального напряжения внутри предприятия с уходом от исполнительной власти
владельца позволит активизировать потенциал наемных работников даже в том случае,
если потенциал владельца как управляющего уже исчерпан. Высокая заинтересованность в
сохранении и развитии предприятия для наемных работников очевидна. Поиск работы
в другом предприятии всегда связан с сильными эмоциональными и материальными
затратами. Одновременно, как и в первом случае, у владельца появляется
возможность использовать свои способности для воплощения иных предпринимательских идей в
полной мере. При дальнейшем развитии предприятия ключевой задачей становится
делегирование полномочий. Его успешность обеспечивает участие в данном процессе трех
сторон (владелец, менеджер, отдел персонала). Таким образом, владелец станет
выполнять свою самую ценную функцию - быть предпринимателем (прогнозировать рентабельные
бизнесы и принимать интуитивные решения), а предприятие получит возможность совершенствоваться
и исправлять ошибки без дополнительного эмоционального напряжения.
|