Рабочий день на одном из петербургских
промышленных предприятий для большинства сотрудников начинается с непременного чаепития. Чаепитие
плавно перетекает в перекур. Обед начинается рано — практически сразу
же за перекуром. Специалисты планового отдела, бухгалтерии, даже молодые маркетинговые
аналитики начинают бегать с пирожками на тарелочках из кабинета в
кабинет. Не завод, а клуб по интересам. Для них основная
цель пребывания на работе — общение.
Если у кого-нибудь
из сотрудников случается день рождения, то работа отдела останавливается. Тут
уже не до общения с клиентами, с 3 часов дня
все занимаются исключительно нарезкой салатов и поздравлениями именинника.
Выращивание
кактусов — хобби руководителя отдела труда и заработной платы. В
этом отделе кактусы стоят на всех столах. Создается впечатление, что
все сотрудники отдела посвящают себя полностью цветоводству. В отделе кадров
цветов меньше, это связано с тем, что все пространство здесь
занимают стеллажи картотеки. Компьютеры здесь не прижились, они стоят в
углу, аккуратно накрытые от пыли салфетками.
Все это происходит
на нижних этажах, где размещены различные отделы и бюро заводоуправления.
В кабинетах старые, местами отваливающиеся обои, в коридорах темно и
пыльно, на стенах висят доски политинформации с новостями 80-х годов.
Месторасположение туалетов можно с точностью определить — по запаху хлорки.
У начальников производственных цехов свой особый микроклимат: в кабинетах
у них до сих пор висят портреты Ленина и Орджоникидзе,
на совещаниях дымно и не обходится без крепкого словца. Здесь
мыслят исключительно в категориях тонн и единиц выпускаемой продукции, искренне
полагая, что все остальные подразделения компании существуют, чтобы загружать их
производственные мощности. (Преднамеренно не описывается рабочий день рабочих на производстве,
так как это тема для отдельной статьи.)
На верхних
этажах заводоуправления находится дирекция. Там светлые коридоры, ковровые дорожки, евроремонт.
В приемных сидят обученные на западный манер секретари. В кабинете
коммерческого директора флажки, «перпетуум-мобиле» и другие атрибуты, подчеркивающие статус владельца
кабинета. Коммерческий директор говорит об управлении по целям, о всеобщем
качестве и о запуске проекта по внедрению автоматизированной системы управления.
Все это выдает в нем выпускника программы MBA. По его
мнению, компания пережила кризис и начала развиваться!
Только при
подведении очередных годовых итогов выяснилось, что компания не принесла владельцам
ни копейки прибыли, по всем направлениям деятельности — одни убытки,
а рынок, который всегда принадлежал этой компании, занят другими производителями.
Старые ценности навсегда
Наш опыт показывает, что такая
ситуация характерна для многих российских промышленных предприятий. Пытаясь изменить ситуацию,
топ-менеджеры этих компаний работают по 12 часов в сутки. Они
разрабатывают антикризисные планы, проводят реструктуризацию бизнеса, привлекают инвестиции на модернизацию
производства и многое, многое другое. Однако мало кто из них
думает о целенаправленном формировании общих для всех сотрудников компании целей,
ценностей и принципов поведения, то есть о формировании корпоративной культуры.
Многое из того, что делают менеджеры, оказывает влияние на
культуру компании. Например, появление отдела продаж, которого раньше не было
в компании, с руководителем в ранге директора, послужило толчком к
переоценке сотрудниками значимости функции продаж в целом. Или другой пример,
когда переход на контрактные отношения заставил ключевых сотрудников по-другому расставлять
приоритеты в своей работе. Тем не менее, это точечные действия:
что-то меняется в структуре, что–то в системе мотивации, но нацеленных
и систематических изменений в существующей культуре не происходит. А сейчас
нужны такие изменения, так как существующая на многих промышленных предприятиях
корпоративная культура не способствует их развитию и достижению бизнес-целей. Отличительными
чертами этих предприятий до сих пор остаются ориентация культуры на
отношения, а не на результат, и наличие нескольких противоположных друг
другу субкультур.
1. Культура ориентирована на отношения между сотрудниками,
а не на достижение конкретных целей и результатов. Без установления
хороших отношений с секретарем, в приемной которой стоит копировальный аппарат,
не стоит и думать о копировании рабочей документации. Взаимоотношения выходят
на первый план по отношению к рабочим задачам. В этой
ситуации сотрудник несколько раз подумает, перед тем как идти в
приемную по рабочему вопросу, опасаясь косого взгляда секретаря.
Такой
подход к работе был сформирован за годы существования плановой экономики.
Фиксированные оклады, не стимулирующие к достижению каких-либо целей, нежелание проявлять
инициативу и брать на себя ответственность, отсутствие заинтересованности в качестве
выполняемой работы, акцент на общении с коллегами, а не на
самой работе — все это характерные черты предприятий тех лет.
С тех пор прошло уже много времени, многое изменилось. Заводы
перестали принадлежать государству, успели сменить нескольких собственников, пришли молодые образованные
менеджеры, изменился ассортимент выпускаемой продукции, а сознание и ценности большинства
сотрудников остались без изменений. Нередко различные инициативы руководства проваливались из-за
неспособности руководителей среднего звена и простых исполнителей их реализовать. Препятствием
тому была их привычная система ценностей, жизненные ориентиры и модели
поведения. На одном из заводов руководитель пытался внедрить новую систему
бюджетирования. Он заказал разработку индивидуального программного обеспечения и обучение сотрудников
работе с ним. Внедрение новой системы шло очень тяжело, а
через 2 месяца совсем остановилось. На наш взгляд, основной причиной
неудачи в данном случае была неготовность сотрудников работать в новых
рамках, так как это было не просто новое программное обеспечение,
а принципиально новая система работы, требующая иного отношения к работе
компании.
2. Наличие противоположных субкультур порождает противоречия между сотрудниками
и направляет их усилия в разные стороны. На предприятии можно
условно выделить несколько групп: топ-менеджеры, рядовые сотрудники заводоуправления и руководители
среднего звена, рабочие и мастера производства. В этих группах сформировались
своеобразные субкультуры, сильно отличающиеся друг от друга. Как правило, отсутствие
внимания со стороны руководства превращает эти различия в противоречия и
открытые конфликты, препятствующие эффективной работе и достижению корпоративных целей.
Управлять или не управлять — вот в чем вопрос
Культурой нужно управлять — формировать ее в соответствии с целями
компании и спецификой рынка. Сейчас этого не делается. Вот примеры,
иллюстрирующие невнимание к корпоративной культуре компании.
1. Не ведется
целенаправленной работы по формированию общих корпоративных целей, ценностей и норм
поведения. Позабыты многие эффективные способы пропаганды и внедрения ценностей, существовавшие
в советские времена (газеты, доски почета, информационные доски, спортивные соревнования).
Однако новые тоже не разрабатываются и не применяются.
При
проведении анкетирования на различных промышленных предприятиях оказывается, что среди рядовых
сотрудников и даже среди ключевых лиц нет единого представления об
основных целях работы компании. «Максимизация прибыли» и «сохранение производственных мощностей»
— весьма противоречивые цели, ведущие к разнонаправленному поведению сотрудников.
2. Без изменений остается рабочее окружение сотрудников. Многие руководители затрудняются
ответить на вопрос, где находится столовая на их предприятии, что
там происходит и чем там кормят сотрудников. А там, как
правило, грязно и невкусно. Это пример невнимательного отношения к рабочему
окружению сотрудников, к которому также можно отнести рабочие кабинеты и
предметы в них, коридоры, информационные доски, рабочую одежду и многое
другое. На многих предприятиях окружение остается неизменным со времен плановой
экономики. Все это оказывает непосредственное влияние на отношение сотрудников к
своей работе, формирует у них определенный образ своей компании.
3. Не используются возможности новых систем оценки и вознаграждения сотрудников.
По результатам тех же анкетирований, большая часть сотрудников не знает,
за что они получают деньги, и не видит никакой взаимосвязи
между размером зарплаты и своим поведением на рабочем месте, причем
руководители этих предприятий не замечают в этом никакой проблемы. У
сотрудников возникает логичный вопрос: зачем работать лучше, если платят столько
же? Такая система вознаграждения только укрепляет в сотрудниках старое отношение,
старый подход к работе.
Почему же многие руководители предприятий
не обращают на это внимание? Наверное, для них не существует
такой проблемы. За чередой цифр в стратегических планах и экономических
расчетах они не видят, что есть люди, которым, в конечном
счете, и предстоит реализовывать все эти планы. Эти люди в
результате оказываются неспособными их осуществить: система ценностных координат не соответствует
поручаемым им задачам. Компания не может быть успешной без сильной
корпоративной культуры, соответствующей ее целям. И такую культуру нужно формировать.
Теория формирования корпоративной культуры
Основным принципом формирования корпоративной
культуры должно быть соответствие ее всем элементам системы управления (рис.
1). К примеру, на многих российских промышленных предприятиях ориентация сотрудников
на отношения и привычка работать всю жизнь на одном предприятии
позволила компании выжить в трудные годы и сохранить большую часть
специалистов. Однако то, что сыграло положительную роль в прошлом, не
соответствует текущей ситуации и тормозит развитие компании сегодня. Значит, это
нужно менять.
На практике этот принцип означает, что при
разработке или внедрении изменений в стратегии, структуре и в других
элементах системы управления менеджеры должны оценивать степень их реализуемости в
рамках существующей культуры и, при необходимости, предпринимать шаги по ее
изменению. При этом нужно учитывать, что культура по своей природе
более инертна, чем остальные элементы системы управления (рис. 2). Поэтому
действия по ее изменению должны опережать все остальные преобразования, понимая,
что результаты будут видны не сразу.
Рис. 2. Отставание организационной культуры от остальных элементов системы
управления
Практика выращивания корпоративной
культуры
В российской промышленной практике уже существуют примеры успешного
управления корпоративной культурой. Приведем некоторые приемы, которые успешно используются для
изменения и укрепления культуры менеджерами предприятий, участвовавших в исследовании «Менеджмент
роста».
1. Изменение стиля руководства
Делегирование сотрудникам больших
полномочий и ответственности;
привлечение сотрудников к принятию управленческих решений;
четкий контроль конечных результатов работы.
На
«Омском беконе», предприятии с 6300 сотрудниками, существует несколько межфункциональных комитетов,
которые собираются 1–2 раза в неделю. Среди них есть комитет
по управлению, комитет по развитию бизнеса, технологический комитет. В работе
комитетов участвуют сотрудники различных уровней, за счет этого большая часть
сотрудников привлекается к участию в управлении компанией.
2. Изменение
системы вознаграждения
Вознаграждение, основанное на личных достижениях и результатах
работы;
переход от фиксированных окладов к премиальной системе.
В компании «Морион», разработчике и производителе кварцевых резонаторов, придумали
«политику красной палки»: перед каждым работником висят графики, отражающие динамику
результатов работы его отдела за 3 последних года по месяцам.
Сверху красным маркером накладывается график тех же показателей по текущему
году. Это дает возможность сотрудникам видеть результаты своей работы, а
руководителям — объективно вознаграждать их. В этой системе каждый должен
стремиться к увеличению показателей работы, а следовательно, и общей прибыли
компании.
3. Обучение
Проведение тренингов, семинаров, программ адаптации
и обучения на рабочем месте, посредством которых происходит внедрение новых
ценностей и стандартов поведения.
«Первомайская Заря», одна из
крупнейших петербургских компаний, производящих женскую одежду, отправляет своих сотрудников на
другие отечественные и зарубежные предприятия, откуда они возвращаются с новыми
идеями, новым взглядом на свою компанию и свою работу.
4. Новая кадровая политика
Подбор в организацию сотрудников, разделяющих
корпоративные принципы и ценности, или тех, кто впоследствии может легко
их перенять;
подбор на ключевые позиции людей, являющихся носителями
недостающих в компании ценностей и способных передавать их другим сотрудникам;
перемещение старых управленцев на позиции экспертов по различным вопросам
работы компании.
На «Нижфарме», производителе фармацевтических препаратов, создана
система замещения старых специалистов новыми, при которой старый сотрудник становится
экспертом или советником, при этом он сохраняет свой оклад, а
его место занимает новый сотрудник, подготовленный старым за дополнительное вознаграждение.
Эта система позволяет старым сотрудникам безболезненно уступать место своим молодым
коллегам.
5. Внимание к рабочему окружению
Переоборудование рабочих
и общественных мест; ремонт туалетов, столовой, создание строгой рабочей обстановки;
введение униформы с корпоративной символикой для технических специалистов и
рабочих.
При проведении ремонта своих офисных помещений руководство
компании «ФОСП», производящей мужскую верхнюю одежду, решило первым делом отремонтировать
туалеты и столовую, а только после этого приступить к ремонту
своих личных кабинетов. Это способствовало установлению новых отношений между руководством
и сотрудниками и укрепило их лояльное отношение к компании.
6. Построение системы внутреннего PR
Новая интерпретация прежней истории,
символики, мифов, легенд и традиций;
создание системы информирования сотрудников
на всех уровнях; общие собрания, информационные доски, компьютерные рассылки, корпоративная
газета.
На «Калине», в компании, производящей парфюмерно-косметическую продукцию,
разработан и внедрен «этический кодекс менеджера». Таким образом, руководство пытается
донести до сотрудников компании свои ожидания к их поведению на
работе.
На «Морионе» одной из основных задач руководителя любого
уровня считается доведение до своих подчиненных целей и задач компании,
расстановка и корректировка приоритетов в их работе. Для этого в
компании по цепочке проводятся совещания на разных уровнях, где от
уровня к уровню передается информация о работе компании в целом.
Это позволяет расширить видение сотрудников от узкооперативного до корпоративного.
Опубликовано в журнале Top-Manager, май 2002 года.