Я сейчас буду играть защиту Каро-Канн,
только вы мне не мешайте! Фрау
Заурих, “Семнадцать мгновений весны”. Этот текст является непосредственным
продолжением предложенной Вам ранее теоретической концепции формирования имиджа компании и
содержит конкретные предложения по коррекции имиджа компании БКГ. По
моему мнению, формирование имиджа БКГ пройдет через три основных этапа
в соответствии с особенностями развития компании на каждом этапе. Предположительно,
первый этап развития БКГ в основном уже прошла-проскочила (см. первую
часть концепции), однако, поскольку целенаправленно формированием имиджа в этот период
занимались разные люди, остался целый ряд “долгов” по первому этапу,
не погасив которые, невозможно перейти к следующим ступеням развития.
Озабоченность возникающими в связи с этим фактом проблемами в неявной
форме существует практически во всех подразделениях БКГ, что создает благоприятную
административную обстановку для реализации конкретных шагов, НО особенно важно придать
всем изменениям оттенок «гласа народа» – чтобы трудовые массы как
бы сами двигались туда, куда нужно Компании на современном этапе.
Как известно, правильно сформулировать проблему означает наполовину решить ее,
поэтому я предлагаю некий перечень упрощенных формулировок имиджевых проблем БКГ,
при этом большая часть решений заложена в сами формулировки. Сразу
уточню, что все предлагаемое связано с предыдущим текстом по имиджу,
поэтому уточнения, дополнения и корректировки мне будет легче осмыслить, если
они будут как-то соотноситься с общей концепцией. Итак, Первый
Этап, который БКГ уже проскочила, но еще не закончила.
Лао Цзы спит и видит себя во сне
маленьким червячком... А, может
быть, это червячку снится, что он -
Лао Цзы... Восточная притча. Принципиальная
черта первого этапа - тщательная и всесторонняя работа именно над
внутренним имиджем компании. С него и начнем. Сор
в избе... 1. Не место красит человека, а
человек красит место. Это - основной и, увы, неутешительный
тезис первого (наипервейшего) пункта первого подхода на первом этапе. Прежде
всего, в БКГ требуется разнообразно и результативно “прошерстить” персонал. Эта
работа весьма гнусная и неблагодарная, но крайне финансово выигрышная в
случае удачного результата. По результатам «прошерстивания» народ должен быть
(неофициально) разбит на несколько групп по производственно-ментальному признаку, каждая из
которых весьма важна в общем производственном процессе Компании, но отнюдь
не уникальна и может быть в какой-то части дублирована ресурсами
из остальных групп. Для достижения этой цели нужно провести
следующие виды работ: · расписать встречные должностные инструкции
: т.е., во избежание недопониманий и разночтений между нанимателем
и нанимающимся, они оба предоставляют списки служебных обязанностей по рассматриваемой
должности: наниматель сообщает, что он предполагает получить от конкретного сотрудника
в рамках выплачиваемого ему жалованья, сотрудник сообщает, как он видит
предполагаемую работу. Возникающие разночтения следует согласовать сразу же и только
после подобного согласования принять соответствующую должностную инструкцию (за подписью нанимателя
и нанимаемого). В этом случае удастся раз и навсегда избежать
стонов сотрудников по поводу безумного количества работы за небольшое жалованье,
и, в то же время, разумно распределить имеющиеся обязанности более
- менее равномерно между сотрудниками (т.е. наниматель не сможет строить
свои отношения с сотрудниками по принципу “кто везет - на
том и едут”); кроме того, можно будет удачно совместить ряд
похожих функций в разных группах для скорой замены сотрудника в
случае необходимости; · классифицировать требования к разным группам
: корпоративные правила, конечно же, одни для всех, но
только в основной своей части (которая должна быть короткой –
1 стр., неформальной, написанной живо и впечатляюще). Помимо основного «Устава
караульной службы», должны быть вариации для подразделений, так как одинаковые
поведенческие установки на различных участках деятельности существенно снижают эффективность труда;
· наличие разных групп
может быть закреплено, в том числе, возможностью вертикального развития карьеры
– как одного из мотивационных прибамбасов;
· соблюдать закон социальных ролей в составлении планов
подбора персонала: зачем нам несколько Кутузовых? Будут между собой битвы
устраивать в отсутствие Наполеонов…. Вообще консалтеры – штука сложная, так
как в их среде весьма действует принцип негативного отбора. По
народной мудрости: кто умеет – тот делает, кто не умеет
– тот учит, а кто и учить не умеет –
тот консультирует…. И в этой шутке есть только доля шутки…;
· с персоналом следует
постоянно проводить тренинги («постоянно» означает не реже, чем 1 раз
в полтора-два месяца полномасштабно и еженедельно в поддерживающем режиме) по
повышению квалификации, социальной адаптации, особенностям работы с клиентом, особенностям взаимоотношений
в коллективе, навыкам презентаций и др. - есть бездна методик
и неплохой опыт работы в этой области; ·
ввести найм персонала адекватно вакансии по одному пути, через
одни ворота (по общим базовым требованиям, включая фейс-энд-спич-контроль), поскольку принцип
“как не порадеть родному человечку” и привлечение разных людей в
качестве последних «отборщиков» сводит «на нет» все усилия по приведению
персонала в должный вид (всегда найдутся те, на кого не
распространяются общие положения, и кто вызывает нездоровый интерес у остальных
сотрудников фактом своего появления и попыток функционирования, особенно в случае
отсутствия объективных данных для занятия той или иной должности);
· проводить отдельный тренинг по деловой
этике в постоянно поддерживающемся режиме во всех структурах Компании!
Чтобы им же жилось легче, да и клиент превратился (хотя
бы в восприятии) из врага, мешающего жить и самореализовываться, в
желанного гостя и потенциального деньгодателя. Хотя многих горбатых уже только
могила исправит… Перечень правил
деловой этики (наряду с кратким Уставом караульной службы – см.
выше) следует иметь перед глазами (вместе с должностной инструкцией) каждому
сотруднику на своем рабочем месте (естественно, предполагается - и даже
не оговаривается - что каждый сотрудник фирмы имеет свое рабочее
место, на котором и занимается общественно-полезным трудом, а не подпирает
стены в коридоре, точит лясы с сослуживцами, или увлеченно играет
в компьютерные игры в основное служебное время. В случае прецедентов
- очевидно, что сотрудник либо не нужен совсем, либо получает
слишком большое жалованье, так как располагает значительным свободным временем в
течение рабочего дня, т.е. не работает на полную загрузку- full
time- исходя из которой ему и рассчитывается заработная плата).
2. Не плюй в колодец -
сам в него попадешь! Эта часть касается внутрифирменных организационных действий
для упорядочения и, следовательно, облегчения информационного обмена в Компании:
· рукописание действует на народ завораживающе, поэтому никакие
электронные почты не могут этот процесс заменить. А посему, следует
завести доску объявлений, на которой секретарь (или HR -ассистент) может
размещать информацию обо всех мероприятиях, изменениях, перемещениях, вакансиях, организационных моментах,
курсах и пр. Плюс – каждый сотрудник может там что-то
написать от себя (в специально отведенном месте). Рубрики, оживляющие весь
процесс и позволяющие снять стресс и наладить связь между подразделениями,
можно продумать на «мозговом штурме»; · газета Компании
– вещь полезная, но плохо используемая. Внутренний ПиАрщик должен
не сам писать материалы, а организовывать разных сотрудников Компании для
этого процесса. Мотивацию можно продумать. А рукописание в газету отдельными
сотрудниками будет иметь объединяющий эффект. Особенно, если часть рубрик –
полевые: лежат фломастеры разных цветов, есть место – напиши, что
считаешь нужным. Есть тайная надежда, что после «прошерстивания» персонала Компании
(см. все пункты выше) число людей, желающих расписать газету «под
забор», будет сведено к нулю; · выбор «лучших
людей» Компании должен проводиться по определенным критериям. Иначе попадание
«на доску» носит, скорей, демотивирующий характер….И вообще-то не отражает…..Анкета и
процедура для выбора «людей» разрабатываются «на раз». ·
управление эффектом «виноградной грозди» (сплетнями, говоря просто…) должно быть
в руках руководителей. И это тема работы с неформальными лидерами
(в том числе, регулярные беседы «за кофе» – помните, мы
говорили об этом в 1614 году?….) ·
информационные завтраки – вариант политинформации по внутренним делам Компании,
которые проводятся каждый, например, вторник, когда народ на кухне за
чашкой чаю с утра узнает от ПиАрщиков и руководителей подразделений,
что ждет Компанию в глобальном и всяком прочем смысле в
текущую неделю. Это гораздо менее формальная вещь, чем ежепятничный зачист.
Предполагает лясы. Например, с 9 до 10.30 на кухне накрыт
чай (с конфетами и бутербродами) и в он-лайновом режиме можно
узнать все про всех и про все. Конкретную процедуру можно
продумать лучше. Но знаю много Компаний, где это идет. Вообще
– чем больше всяких тусовок с коллективом (НО без фамильярностей),
тем более он управляем. Во всяком случае, по тому, кто
куда ходит, и кто куда не ходит, а кто не
ходит никуда никогда – руководство и персональщики могут сделать тьму
выводов и корректировок. 3. Делу – время, потехе
– смысл! · собственно, завтраки, скорей относятся
уже и сюда; · выезды коллективно в
дома отдыха на 2 дня (на отдых, а не на
тренинг) – раз в два месяца (в квартал, все-таки, редко).
С программой. Тут я согласна с нашими HR -ами. Народ
надо организовать и осмыслить. Конкурсы всякие, хорошо подготовленные дома экспромты
и т.д. Все можно продумать коллективным умом; выезды на природу
(в течение 1 дня) в связи с наступлением теплого сезона
надо участить. · спортивные мероприятия – вещь,
которая имеет тройное значение: во-первых, оздоровляет коллектив; во-вторых, его же
сплачивает; в-третьих, правильно подобранный спортивный клуб позволяет найти потенциальных клиентов
в обстановке, максимально приближенной к расслабону. Так сказать, взять клиента
теплым. При этом, чем более демократичен вид спорта, тем проще
всем (на нынешнем этапе развития БКГ. Потом будут нужны корректировки…);
· внутренние конкурсы в Компании (что-то было
объявлено по CRM -у, но куда-то увъяло). Надо составить программу
– в соответствии с общим движением Компании. В народе надо
постоянно поддерживать иллюзию совместного труда на общее благо. А поэтому
– непрерывно ставить короткие конкурсные цели (2 недели – максимум!),
оповещать о результате, о критерии победы и о стимуле победы,
а потом – подавать следующий этап, как развитие предыдущего. Цепь
внутренних конкурсов = взаимосвязанному поступательному движению к достижению целей Компании
= всем хорошо. И это надо объяснять и пропагандировать;
· хорошая идея совместного окучивания какого-то туристического агентства почему-то
тоже увъяла…; одним из призов за внутренний конкурс - ощутимый
дисконт по туру (если уж не потянуть весь тур). Ваще-то
принцип любой премии должен быть таким: премия должна быть редкой,
но по делу (т.е. значимой для Компании) и существенной (т.е.
сопоставимой с окладом), иначе деньги Компании тратятся, а народ не
мотивируется..; · культпоходы – хорошо. Позволяет объединить народ
в группы по разным интересам; тому, кто сочинит отзыв в
газету – дисконт. 4. Управдом - друг
человека! Этот пункт настолько важен, что хочется выделить его
отдельно, хотя основной его смысл - все та же достоверная
информация. Глава фирмы (или главы, если их много) должен быть
доступен народу - как в ментальном, так и в реальном
смысле. Соблюдение принципов деловой этики, корпоративных стандартов и иных, заведенных
в Компании правил, не менее важно для начальника, чем для
его подчиненных. Может быть, даже более, поскольку “командир должен быть
впереди на лихом коне”. Делай как я - одно из
самых действенных учений персонала на этом этапе развития Компании. Народ
имеет право знать своих героев и видеться с ними в
отведенные для этого часы. Руководитель, при наличии контроля у секретаря
желающих попасть на прием, может провести отбор посетителей по своему
усмотрению При этом важна именно «обратная связь»: в руководителе
«слуховой рожок» порой гораздо важнее «рупора»…..Смысл ведь не в том,
чтобы персонал «отгрузить», а в том, чтобы им управлять. То
есть, внимательно выслушать, понять, сделать собственные выводы….и организовать работу с
разными людьми так, чтобы у них сформировалась стойкая иллюзия того,
что они собой управляют сами…. 5. Секрет невидимости Джо
или Избушка, избушка, стань ко мне передом! Очевидно, что в
этой части речь пойдет об оформлении фирмы или ее офис-имидже.
Уникальность, неповторимость “лица” фирмы на рынке есть во многом отражение
ее внутренней “стильности”. Все вышесказанное относилось к разным аспектам этой
“стильности”, но собственно офис-имидж предполагает единое оформление помещений фирмы. Поскольку
клиент - основа жизнедеятельности фирмы, то · комната клиента
(переговорная) настолько важна для имиджа фирмы, что на ней надо
остановиться отдельно: оформление комнаты должно настроить клиента на радостный лад,
поэтому должно содержать бездну красивых рекламно-информационных материалов о фирме, ее
подразделениях, перспективах развития, уникальности и качественности предоставляемых услуг и т.д.
· двери во все помещения фирмы должны быть гостеприимно
закрыты и снабжены соответствующими табличками, выполненными в едином стиле (двери
также должны быть, как минимум, одного цвета). · корпоративность
должна как-то проявляться во внутреннем оформлении офиса….Вообще, хочется внести какую-то
жизнь во все вокруг, подчеркивающую, что «мы решаем проблемы»….. а
то нас как Невидимку Джо будет невозможно увидеть. Не потому,
что мы невидимы, а потому что нас в упор не
видно….
|