· Нет идеальной модели стимулирования, которая отвечала бы
разнообразным требованиям. · Эффективность труда во многих случаях зависит
не только от мотивирующих факторов, но и от среды, атмосферы
и трудовой этики. · Увязывайте вознаграждение непосредственно с той
деятельностью, которая приводит к увеличению производительности и эффективности работы компании
в целом. · Выражайте публичное и ощутимое признание тем
людям, чьи усилия и полученные результаты превосходят средние показатели для
работников данной категории. · Всеми силами реализуйте принцип, по
которому каждый работник должен явным образом получать свою долю от
увеличения производительности организации в целом. · Поощряйте работников участвовать
вместе с руководителями в разработке целей и показателей, по которым
можно достоверно оценить результаты деятельности сотрудников. · Не создавайте
значительного разрыва между декларациями руководства и фактической системой вознаграждения.
· Не старайтесь представить дело так, что программы повышения производительности
труда фактически направлены на повышение удовлетворенности работой и ее значимости.
· Не поддерживайте создания каких-то специальных привилегий для руководства,
которые расширяют разрыв между ними и теми, кто действительно выполняет
работу. · Мотивационные модели в обязательном порядке предусматривают организационную
систему стимулов денежного и неденежного содержания. · Совершенно очевидно,
что система оплаты имеет больше шансов на успех, если она
тщательно выбрана и приспособлена для удовлетворения потребности организации и рабочей
группы, в которой она должна применяться. · Внедрение системы
оплаты - это не такая операция, которая выполняется раз и
навсегда. Это, скорее, начало непрерывного процесса. · Система будет
работать лучше, она будет принята легче, если представители работников будут
принимать участие во всех этапах реализации системы: при обсуждении, внедрении
и контроле системы. · Моральные поощрения объявляются сотруднику в
присутствии членов родного коллектива (т.е. публично). · Прежде чем
внедрять системы морального поощрения целесообразно спросить у работников, что они
хотят в виде поощрения. · Материальные поощрения также объявляются
публично, но размер поощрения (премии) или стоимость ценного подарка не
оглашаются. · Уведомление о повышении заработной платы (сроке
введения нового оклада, его величине и причине повышения) производится в
строго индивидуальном порядке. Обычно такое уведомление исходит от непосредственного начальника
сотрудника. В случае, если решение о повышении оклада было принято
руководством фирмы, руководителю следует поставить в известность непосредственного начальника поощряемого
сотрудника (также строго приватно!), а затем либо уведомить сотрудника в
присутствии начальника (и только!), либо возложить эту приятную миссию на
начальника целиком. В последнем случае при личной встрече с поощряемым
сотрудником руководитель фирмы должен поздравить его с новым окладом и
поблагодарить за успешный труд на благо фирмы. Размер окладов сотрудников
является строго конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению лицами, имеющими допуск
к ней. За разглашение этой информации виновные несут ответственность в
установленном порядке за нарушение режима конфиденциальности. · Моральное взыскание
объявляется сотруднику в приватном (!) порядке непосредственным начальником, либо руководством
фирмы в присутствии непосредственного начальника. Если взыскание проводится руководителем фирмы
в присутствии начальника провинившегося, начальник не должен комментировать причины и
форму взыскания (и уж никак не усугублять негативную степень наказания!).
Присутствие начальника при вышестоящей выволочке носит только информативный характер.
· Материальное взыскание также накладывается в индивидуальном порядке без
публичного оглашения. Возможность привлечения к этой процедуре третьих лиц (помимо
начальника, накладывающего штраф и оштрафованного подчиненного) целесообразна только в случае
производственной необходимости: например, сумму штрафа в погашение ущерба необходимо провести
в финансовых документах - приглашается бухгалтер и др. Однако пользоваться
привлечением третьих лиц без крайней нужды недопустимо. ·
Никогда и ни в коем случае нельзя накладывать любые виды
взысканий на начальника в присутствии подчиненных! · Никогда
и ни в коем случае нельзя накладывать любые виды взысканий
на сотрудников в присутствии других сотрудников того же ранга, или
низшего ранга из других подразделений или смежных структур.
· Никто не может наложить взыскание на главу фирмы,
поэтому он, как жена Цезаря, должен всегда быть вне подозрений!
Следовательно, начальник, в первую очередь, должен соответствовать всем устанавливаемым им
правилам. Это в полной мере относится к руководителям высшего звена.
· Для внедрения в компании системы стимулирования по принципу
«кафетерия», довольно популярной системы в США, когда каждый вид стимулирования
наделяется определенным количеством очков и тоже делается для каждой должности.
Работник, зная максимальное количество очков, которое он может получить выбирает
как в кафетерии блюдо, т. е. виды поощрений, которые наиболее
удовлетворяют его потребностям. · Моральное стимулирование должно обязательно включать
участие в процедуре членов семьи. Жены и дети имеют огромное
мотивирующее воздействие на работников. Любая акция вознаграждения должна включать в
себя информирование членов семьи от имени компании. · Даже
в самых процветающих фирмах нелегко найти людей, полностью удовлетворенных оплатой
их труда. Неудовлетворенность работника денежной оценкой его вклада, видимо, заложена
в самой природе человека. Тут и переоценка своей значимости работником,
и обидные сопоставления своих доходов с более высокооплачиваемыми коллегами, и
расширение круга потребностей по мере удовлетворения прежних, и прочее, прочее...
· Если работодатель будет вопреки реальной эффективности приближать оплату
труда к желаемому работниками размеру, организация встанет на путь банкротства.
Ведь именно к ухудшению экономического состояния предприятия ведет пресловутое "превышение
роста заработной платы над ростом производительности труда". · Выход
из порочного круга только один: создание строгих, гибких и понятных
всем работникам правил оплаты труда. Каждый работник должен знать эти
правила и признавать их справедливыми. При этом в основе механизма
оплаты должны лежать жесткие и непоколебимые принципы, например: каждый труд
должен иметь адекватное вознаграждение; равное вознаграждение за равный труд; материально
поощряется всякий труд работника цененный для организации (и соответствующий его
функции) и др. · Методы, основанные на страхе, как
минимум, малоэффективны и приводят лишь к внешним эффектам подчинения. Для
обеспечения полноценной исполнительской дисциплины необходимы не только эффективная (и необидная
для подчиненных!) система контроля, но и мотивационная поддержка подчиненных со
стороны руководства. Работнику должно быть выгодно соответствие исполнительским обязанностям.
· Базовая оплата. Это традиционная почасовая оплата или окладная система.
При внедрении системы стратегической оплаты в структуре базовой оплаты начинают
играть важную роль система надбавок за заслуги в выполнении мероприятий
стратегического плана. Надбавки распределяются пропорционально этим заслугам и носят временный
характер, держа в напряжении персонал. Данная система в определенной степени
блокирует желание работников к карьерному росту, ибо степень поднятия окладов
(часовых тарифных ставок) в связи с движением по административной лестнице
уменьшается, открывая дорогу премиям и другим видам дополнительных выплат.
· Премии. Здесь акцент переносится на годовые премии при условии
достижения определенных уровней групповых или индивидуальных целей. Несмотря на наличие
инфляционных процессов в различных странах, компании резервируют суммы премий и
индексируют их с учетом темпов роста инфляции. Акцент ставится на
достижение годовых результатов. · Руководство верхнего звена управления получает
ежегодные премии (бонусы) за достижение текущих операционных показателей и акции,
как мотивационный рычаг к стратегическому росту. · Руководство среднего
и нижнего звена управления обычно получает годовые премии.. ·
Кросс – функциональные команды и группы по выполнению определенных проектов.
Разовые премии по достижению установленных целей. · Рабочие группы,
созданные на длительный период времени для улучшения определенных бизнес –
процессов, получают вознаграждение на основе системы участия в прибылях (процент
от сэкономленной суммы, или полученной прибыли).
|