бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
ПЕРСОНАЛ
Культурные инициативы как новая форма мотивации труда

Немецкая фирма "Монблан", производитель дорогих перьевых авторучек, все шире использует культурные программы чтобы мотивировать и удерживать на фирме более 700 человек своего персонала. Самое интересное, что этот прием отлично работает. Все служащие получают в пакете предложений "культурную карту" для посещения концертов и театральных спектаклей, причем фирма оплачивает 80% стоимости билетов. На фирме уверены, что, если их служащие добавили себе новых ярких и вдохновляющих впечатлений, то деньги потрачены правильно.

Фирма "Эрнст и Янг", главный спонсор недавней, побившей все рекорды посещаемости, выставки картин французского художника Моне в Лондоне, пошла еще дальше. Она не только пригласила своих служащих посетить этот "гвоздь" зимнего культурного сезона в столице, но и приложила к каждому приглашению книжку о творчестве художника для их детей.

Это лишь два примера из растущего числа случаев, когда фирмы все чаще смотрят на участие в культурной жизни (в первую очередь своих собственных сотрудников) как на удачно потраченное деньги и время. Как советует Жаки ван Обель, основатель фирмы "СпонсАрт" из Брюсселя, "участие служащих в культурных программах добавляет им новых ощущений. Они не только испытывают истинное удовольствие, но и получают новое понимание, новые идеи и творческую подпитку".

В самом деле, те компании, которые ищут новые пути для привлечения сотрудников и начинают использовать творческие подходы в своей деятельности, смотрят на искусство, и особенно на театр, как на благоприятную возможность для своего бизнеса. Как заметили в Ассоциации коммерческой спонсорской поддержки искусства, "фирмы, которые смотрят в будущее, хотят использовать творчество. Они хотят развивать у своих сотрудников творческую жилку (интуицию, чутье, всесторонний подход к вопросу) на равных с деловой логикой".

Компании, которые поступают именно так, готовятся на деле улучшить свой консервативный имидж и заняты поиском новых идей, нового понимания и новых способов добиться внимания к себе со стороны собственного персонала. Международная юридическая фирма "Мишкон де Рея" недавно наняла "офисного поэта". У компании розничной торговли "Маркс и Спенсер" имеется форум по искусству и науке, который обеспечивает сотрудников информацией о культурных событиях, лекциях и концертах, а сеть супермаркетов "Сейнсбери" привлекают актеров театра пантомимы для ведения занятий по обучению сотрудников языку жестов и способам создания группы.

Еще шаг вперед сделала фирма "Гарденер Мерчант", Европейский гигант в сфере снабжения, которая приглашает театральную труппу на свою ежегодную конференцию по продажам с целью "сделать так, чтобы трудно совместимые группы почувствовали вкус к сплоченности". В данном случае "продающие силы" закончили тем, что сами написали для себя сценарий, сами его поставили, распределили роли и в конце с упоением распевали куплеты и плясали на публике.

Еще одно преимущество от привлечения живого искусства заключается в том, что в мире, где компании объединяются, образуются деловые альянсы и затеваются совместные предприятия, старые системы раздачи распоряжений и мелочного контроля уже просто не работают. Переход к знаниям о том, как направлять работу творческой группы, а не силой вести ее в желаемом направлении, может весьма сильно изменить сложившиеся взгляды. И если это очень хороший ход для тех, кто находится на острие спонсорской поддержки искусства, то для многих это именно то, что требуется. Шведский автомобильный концерн "Вольво" финансирует симфонический оркестр своего родного города Готенберга, потому что в компании чувствуют себя обязанными своим служащим, которым предоставляются самые большие скидки точно так же, как и в компании "Монблан". В стране, где социальная ответственность бизнеса едва ли не самый важный фактор предпринимательской деятельности, этого более, чем достаточно, для побуждения к действию.

В других областях искусства также имеются возможности для привлечения сотрудников. У "Монблан" есть собственная картинная галерея, и обсуждение сотрудниками новых ее приобретений только приветствуется. Химическая компания "Аксо Нобел", которая также оказывает спонсорскую поддержку многим событиям в музыкальном мире по всей Европе, использует искусство как один из способов привлечь сотрудников. Там не только приобретаются картины молодых, подающих надежды, художников, но и проводится международный обмен, чтобы сотрудники компании по всему миру могли разделить новые впечатления. "На коллекцию живописи можно смотреть как на своеобразную красную нить, - говорят в "Аксо Нобел", - которая помогает создавать общее видение проблем в подразделениях компании во многих странах. Искусство поощряет взаимодействие между людьми, которые иначе могли бы вообще не встретиться и не пообщаться друг с другом. В любой компании у людей есть склонность спрятаться за так называемый "комплекс кабинки", когда общаются только с теми, с кем непосредственно связаны по работе. Искусство может стать рычагом, который подвигнет людей на обсуждение и сведет их вместе".

Но в то время, когда многие ведущие корпорации мира видят всю выгоду спонсорской поддержки искусства и вовлечения сотрудников, существует причина для беспокойства. Недавние исследования и опросы показали, что молодые менеджеры (второе поколение лидеров) скорее склонны игнорировать такого рода инициативы и выискивать только сиюминутную выгоду, ничего не вкладывая на перспективу. В других местах, в таких странах, как Германия, Швеция и Греция, препятствующее нормальному бизнесу местное налоговое законодательство способно сделать такое привлечение к искусству весьма недешевым делом, которое лишь отпугнет возможных инвесторов.

Но, есть многолетнее свидетельство тому, что приобщение сотрудников фирмы к искусству работает и даже весьма неплохо. Почти два десятилетия тому назад, руководство завоевавшей множество почетных наград баварской фабрики по производству фарфоровых изделий из Розенталя, регулярно приглашало в свой крохотный городок звезд оперы, балета и изобразительного искусства. Результат, помимо прямого участия в разработке их продукции ведущих рисовальщиков и скульпторов, как говориться, налицо - легендарный фарфор с мировой славой.

Любому, кто сомневается в способности артиста подвигнуть людей (даже управленцев высшего звена), пусть на короткое время, начать думать по-новому, следует посетить одну из музыкальных сессий, которые проводит Бен Зандер (его часто приглашают с докладами на конференции компании МСЕ), дирижер Бостонского симфонического оркестра. Его "шоу" как раз и посвящено тому, как осмелиться думать о немыслимом и как выбраться за пределы того узкого мирка, куда мы, бизнесмены, сами себя загнали. Это дает потрясающие результаты, особенно в том, что нам нужно больше всего - в творчестве и совместной работе.

Несколько советов в отношении культурных инициатив компании

· Не затевайте культурные инициативы только исходя из того, что супруга директора обожает оперу и балет, а управленцы высшего звена возжелали развлечь своих приятелей и партнеров по бизнесу.

· Не делайте культурные инициативы элитарными мероприятиями, приглашая только сотрудников руководящего звена, привлекайте всех работников без исключения.

· Точно решите, что Вы хотите получить в результате и поставьте перед собой четкие цели и задачи.

· "Измеряйте удовольствие" (выясняйте, что сотрудники думают о программе и что бы они хотели от нее получить).

· Будьте готовы изменять свои идеи, если с первого раза они оказались не совсем к месту.

· Используйте профессиональное посредничество для получения полной отдачи от задуманного. Это может выйти дорого, но конечный результат окупит все.

Подготовлено по материалам Management Centre Europe

     
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz