Простые методы, которые можно использовать без специального образования
Новая рабочая культура концентрируется на людях и их развитии как
человеческом капитале. Она также характеризуется улучшением и усилением коммуникации и
обменом информации как средствами увеличения производительности труда. Однако, увеличение производительности
труда не есть только категория отдельной личности, необходимо формирование групповых
усилий для достижения максимально возможного результата. В этой связи возникает
проблема формирования оптимальной рабочей группы, которая за счет коллективных усилий
достигает максимальной производительности труда. Формирование оптимальной рабочей группы –
поэтапный процесс, одним из элементов которого является диагностика. В качестве
инструмента диагностики служит вопросник. Этих вопросников множество, и, начиная публикацию
данного цикла статей, мы предполагаем, что читатель знаком с некоторыми
из них, позволяющих диагностировать состояние команды, или рабочей группы. Публикуемые
ниже материалы отличаются тремя параметрами: · Их можно использовать
без специального дополнительного образования, · Вопросники структурированы, т. е.
узко специализированы. Каждый из публикуемых вопросников посвящен определенной теме, но
принадлежит одной предметной области – диагностике команды · Вопросники
носят блочный характер, т.е. легко адаптируемы неспециалистом к нуждам своей
организации Начнем с первого вопросника, посвященного анализу зрелости группы.
Дадим его краткое описание:
Цель | Оказание помощи менеджменту организации
оценить поведение группы по 10 аспектам групповой динамики и проанализировать
поведение членов группы в контексте выполнения ими индивидуальных заданий, нацеленных
на групповой результат | Описание |
Применяется шкала рейтинга поведения группы |
Достоверность | В описании вопросников применены
очень простые формулировки, позволяющие исключить двойственность толкования |
Администрирование вопросника | Возможно самостоятельное заполнение,
или при координации менеджером по персоналу. Время не ограничивается в
зависимости от возможности группы | Применение
| При построении команд и рабочих групп. При
улучшении организационного климата. Уровень иерархии управления при применении вопросника не
ограничен | Обработка вопросника |
Прямое суммирование для выведения средних значений и процентов. Предполагается
анализ отклонений средних значений от ответов конкретных индивидуумов. |
Инструкции по заполнению вопросника. Каждому члену группы
по результатам работы группы следует проставить по 5-ти балльной шкале
свою оценку деятельности группы. Блок 1. Определение зрелости
группы в целом. Группа, в которой я работаю:
1. Имеет адекватные механизмы получения обратной связи в процессе
работы: Плохие
механизмы обратной связи | 1 2 3 4
5 Среднее | Хорошие механизмы обратной связи
| 2. Имеет адекватную процедуру принятия решений
Плохую процедуру
принятия решений | 1 2 3 4 5
Среднее | Хорошую процедуру принятия решений |
3. Имеет чувство «локтя» Низкое чувство локтя |
1 2 3 4 5 Среднее |
Высокое чувство локтя | 4. Имеет
гибкую структуру и процедуры работы
Негибкая структура группы и процедуры ее работы
| 1 2 3 4 5 Среднее
| Гибкая структура группы и процедуры ее работы
| 5. Имеет способность к максимальному использованию
ресурсов членов группы
Низкое использование ресурсов членов группы | 1
2 3 4 5 Среднее | Высокое
использование ресурсов членов группы | 6. Имеет
ясную коммуникацию между членами группы
Низкий уровень коммуникации между членами группы |
1 2 3 4 5 Среднее |
Высокий уровень коммуникации между членами группы |
7. Имеет ясные цели, принятые членами группы
Неясные цели, слабое
их признание членами группы | 1 2 3
4 5 Среднее | Ясные цели, признанные
членами группы | 8. Имеет чувство внутренней
независимости (возможность несогласия) с носителями власти в группе Нет внутренней независимости |
1 2 3 4 5 Среднее |
Есть высокий уровень внутренней независимости |
9. Имеется возможность для каждого реализовать свою лидерскую функцию
Нет возможности
для каждого реализовать свою лидерскую функцию | 1
2 3 4 5 Среднее | Есть
возможность для каждого реализовать свою лидерскую функцию |
10. Имеется признание мнения меньшинства Отсутствует признание мнения меньшинства |
1 2 3 4 5 Среднее |
Высокое признание мнения меньшинства, если оно аргументировано. |
Блок 2: Функциональный анализ, поведение группы при
выполнении задач. Каждому из участников группы выдается лист
с описаниями поведения, которые необходимы для эффективной работы группы и
предлагается проставить фамилии членов группы, которые наиболее эффективны, по их
мнению, в данной области поведения. Затем составляется сводная таблица по
наиболее часто упоминаемым фамилиям и составляется на этой основе таблица
сходимости мнений. Поведение членов группы, необходимое для эффективной работы
самой группы. 1. Инициирование: Предложение целей или задач, определение
групповых проблем, предложение процедуры или идей решения проблем. 2.
Поиск информации или мнения: Запрос данных, запрос предложений или идей.
3. Выдача информации или мнения: Предложение фактов, формулировка утверждений,
терминов или определений, выдача предложений или идей. 4. Прояснение
ситуации: Интерпретация идей, или предложений, выяснение неясностей, указание альтернатив, выдача
примеров 5. Суммирование: Объединение разных идей, переформулирование предложений, после
того, как группа их обсудила, предложение решения, или заключения, которое
затем принимается или отклоняется группой. 6. Поощрение: теплое отношение
к другим членам группы, принятие других в совместной работе и
их вклада. 7. Выражение чувств группы: реагирование на настроение
группы, изложение своих собственных чувств другим членам группы по теме
совместной работы. 8. Гармонизация: обработка несогласий между членами группы
9. Компромисс: когда собственные идеи или статус вовлечены в
конфликт, предлагает компромисс, признает собственные ошибки. 10. Поддержание коммуникации:
стимулирует участие других в работе группы, а также обсуждение проблем
в работе группы.
|