"Мы проводим исследование не затем, чтобы знать,
что такое добродетель, а чтобы стать добродетельным" Аристотель
"Никомахова этика" [1] "Этика бизнеса" - у многих бизнесменов
и менеджеров это словосочетание способно вызвать разве что ироническую улыбку.
Для них, как и для большинства наших сограждан, подобное словосочетание
- не более чем парадоксально звучащая антитеза, "соединение несоединимого".
И действительно, можно ли говорить о морали бизнеса, когда теневой
сектор экономики, по самым "скромным" подсчетам, составляет свыше 50% валового
внутреннего продукта, а на сколачивание US10-миллионного состояния на просторах СНГ
необходимо в среднем 4 года, тогда как, например, в США
- 47 лет? И это далеко не единственные факты, уже
добрый десяток лет наглядно иллюстрирующие нам некогда априорно воспринимаемый тезис
о том, что в основе всякого крупного капитала лежит преступление.
Да, слишком велик соблазн исключить менеджмент и бизнес, а
заодно и политику, из сферы действия моральных принципов. В нравственно
дезориентированном обществе это сделать несложно, тем более учитывая 70-летнее господство
такой моральной патологии, как классовая этика. Ныне тотальная коррумпированность
и аморальность политиков, руководителей и бизнесменов при активном участии масс-медиа
составляют одну из ведущих мифологем общественного сознания. Она крайне деструктивна.
Более того, аморальна, уже потому, что культивирующие ее не принимают
во внимание классический парадокс моральной оценки: те, кто мог бы
вершить моральный суд, не будут этого делать; тем, кто хотел
бы вершить моральный суд, нельзя этого доверять. Кризис
научной этики и моральный кризис общества Вряд ли
можно оспорить мнение о том, что влияние научной этики на
нравственность общества в настоящее время невелико, если не ничтожно. Этика
как научная дисциплина - одна из наиболее кризисных гуманитарных наук.
Нет, внешне с ней все обстоит достаточно благополучно: выходят многочисленные
учебники и учебные пособия, ее изучают в школах, курсы этики
преподаются практически во всех вузах, где студентам, в том числе
будущим бизнесменам и руководителям, могут объяснить отличие автономной этики от
гетерономной, порассуждать о моральных качествах, ценностно-нормативных понятиях, основных сферах морали
и т. д. Между тем на Западе статус научной
этики является дискуссионным едва ли не с начала XX века.
В особенности это касается нормативной этики. Например, неопозитивисты (А. Айер,
Б. Рассел, Р. Хеар, Г. Эйкен и др.) отказывают ей
в научном статусе. Им вторили многие социологи: Э. Дюркгейм, Л.
Леви-Брюль, К. Мангейм и В. Парето, Дж. Мид и А.
Смолл. Здесь же можно назвать представителей фрейдизма и неофрейдизма, экзистенциализма
и других направлений западной философской и социологической мысли [11-13].
В наиболее простой форме мнение о "ненаучности" этики выразил швейцарский
философ польского происхождения Юзеф Бохенський. В книге "Сто суеверий", говоря
о заблуждениях, связанных с этикой, он, в частности, пишет:
".С этикой связано несколько заблуждений. Согласно одному из них, существует
какая-то "научная этика"; наука якобы может дать нам знания о
том, как следует поступать в жизни. Это предрассудок, ибо наука
имеет дело только с фактами, с тем, что есть, а
из того, что есть, т. е. из знания о фактах,
никогда не следует то, что должно быть, а значит, не
вытекает и никаких предписаний, норм или принципов поведения. Правда, чтобы
принять правильное решение, человек обязан знать определенные факты, но этого
знания самого по себе недостаточно - необходимо руководствоваться еще и
этическими принципами. .Без этической предпосылки невозможно никакое решение. А предпосылку
эту невозможно вывести из фактов - ни из научных фактов,
ни из ненаучных. Таким образом, вера в научную этику является
предрассудком. Его разновидность - вера в существование некой философской
этики. Однако задача научной философии является не морализаторство, а анализ.
.Философ не может предписывать людям, как они должны себя вести."
[2, с. 180-181]. Кризис научной этики - лишь верхушка
айсберга, в основании которого - кризис нравственных основ современного мира.
"O tempora, o mores!" - "О времена, о нравы!"
Вряд ли найдется хоть одна эпоха, когда сакраментальное высказывание Цицерона
было бы неуместным. Особенно актуальным оно становится на рубеже веков
и эпох. Что это: показатель цикличности "падения нравов" или нравственный
регресс перманентен? Многие предпочитают посыпать голову пеплом, ведь "пепелищ" хватает:
как известно, в XX веке частота войн в 1,5 раза
превысила среднюю за всю историю человечества. Современному человеку все чаще
приходится делать выбор не между Добром и Злом, а выбирать
из двух зол. Однако регрессивная риторика способна принести только
вред в вопросах общественной морали. В равной мере это утверждение
касается иллюзий по поводу идущего на смену нашему "железному веку"
века информационного. Он будет столь же нравственным и безнравственным, как
и предыдущие. Может быть, менее кровавым, но ведь насилие бывает
не только физическим. А то, что возможности манипулировать как общественным
сознанием, так и индивидуальным все возрастают - очевидно. Симптоматичным
в этом отношении является возникновение около полувека назад в недрах
неопозитивизма так называемой "фелицитологии" (от лат. felicitas - счастье). "Фелицитологи",
в частности О. Нейрат и Ч. Стивенсон, рассматривают счастье не
в качестве основания морали, как, например, представители эвдемонизма, а просто
как психологическое состояние человека, к которому он, естественно, стремится. Конкретные
цели и результаты не важны, важно лишь ощущение счастья. Следовательно,
этика становится "наукой" о методах внушения людям того, что они
счастливы, а мораль отождествляется с пропагандой [11; 12].
|