В данной статье речь пойдет о сборе и
анализе информации об уровнях оплаты на рынке СНГ. Действительно, это
довольно трудная задача, учитывая тенденции сокрытия реальных уровней зарплаты, доминирующие
сейчас в компаниях СНГ, а также недостоверность предоставляемой информации. Однако
все примерно представляют, кто что получает, и кто как платит,
службы безопасности, плюс «сарафанное радио» делают свое дело. Но давайте
отставим на минуту в сторону трудности добывания информации по оплате
труда и представим себе, что эта информация у Вас имеется.
Вопрос, что Вы будете с ней делать? Как будете ее
анализировать? Да и вообще, какая информация нужна? Когда речь заходит
об анализе рынка оплаты труда, данная серия вопросов рассматривается достаточно
примитивно: выясняются уровни окладов или общих сумм выплат, производится лобовое
и довольно грубое сравнение по должностям (больше – меньше) и
все, вопрос закрыт. Между тем, анализ рынка оплаты труда гораздо
сложнее и многообразнее, чем он кажется на первый взгляд
Аналитические данные по оплате труда гарантируют способность организации привлекать и
удерживать талантливых людей, в которых эта организация нуждается. В процессе
сбора информации определяются правильные рынки труда, производится оценка качества информации,
методы ее сбора. Эта информация является критичной для понимания состояния
компании, и ее конкурентного позиционирования в области оплаты труда.
Использование данных о рыночных уровнях оплаты труда многоаспектно. К ним
можно отнести прямое внутрифирменное ценообразование работ, установление структур окладов и
часовых тарифных ставок, разработку бюджетов на оплату труда, определение объемов
гарантий и компенсаций от имени компании, разработку систем стимулирования, приобретения
акций и т. д. Другое направление использования данных, – это
развитие доверия персонала к внедряемой системе оплаты труда, и ее
соответствию рыночным уровням. Руководство компании может поделиться этой информацией со
своими сотрудниками, для показа положения компании по отношению к конкурентам.
Если взглянуть на данный вопрос через традиционный подход, то
суть анализа уровней оплаты состоит в подгонке должностей (работ) компании
к неким рыночным ориентирам и предоставление аналитических сравнений по базовым
видам оплаты и средним точкам. Дополнительно можно сравнить гарантии и
компенсации в части их структуры и важности. В данном процессе
самое главное, определение соответствия должностей компании рыночным ориентирам, ибо экономист
отдела снабжения в компании Х, может отличаться по своим функциональным
обязанностям от компании У, и тем более от понимания этой
должности авторами заказного аналитического отчета по оплате труда. Указанный подход,
сегодня явно недостаточен, ибо многие компании начинают склоняться к идее
системы тотальной оплаты, т.е. использования всех видов вознаграждения в материальном
стимулировании персонала. В этой связи в идеале, компания должна иметь
следующие виды аналитических отчетов по уровням оплаты труда: ·
Сравнение уровней оплаты по должностям с ненормированным рабочим днем.
· Сравнение уровней оплаты по должностям с нормированным рабочим днем.
· Сравнение уровней оплаты по заданной функции или группе
должностей. · Сравнение уровней оплаты по должностям продавцов продукции
и услуг. · Сравнение уровней оплаты по должностям руководителей.
· Сравнение уровней гарантий и компенсаций. · Сравнение
уровней гарантий и компенсаций по отдельным элементам. · Сравнение
пакетов тотальной оплаты (для СНГ в перспективе), т.е. всех элементов
выплат в комплексе. · Сравнение темпов увеличения уровней окладов/
часовых тарифных ставок. · Сравнение международных уровней оплаты (для
компаний, имеющих представительства за рубежом, или приглашающих иностранную рабочую силу).
· Прочие сравнения (оплата членов совета директоров, подъемные пособия,
корректировки потребительской корзины и стоимости жизни и т.д.). Прокомментируем
некоторые из этих отчетов. 1. Сравнение уровней оплаты по
должностям с ненормированным рабочим днем. Эти сравнения могут покрывать как
должности руководителей, так и должности специалистов. Примерами таких должностей могут
быть: представители кадровой службы, службы маркетинга, менеджеры производственных подразделений и
инженерных служб. Аналитические отчеты данной группы могут охватывать. ·
Национальные, региональные, или местные рынки труда, (последнее для СНГ наиболее
актуально). · Если они национальные или региональные, они чаще
всего привязаны к отрасли. · Если они охватывают местный
рынок труда, то чаще всего они охватывают группу отраслей.
· Типичным является покрытие большинства групп должностей, однако здесь целесообразно
исключить и выделить в отдельный обзор должности продавцов продуктов и
услуг. 2. Сравнение уровней оплаты по должностям с нормированным
рабочим днем. Сюда относятся должности с почасовой оплатой труда. Отметим,
что в отличие от стран СНГ, в западных компаниях процветает
почасовая оплата не только для рабочих, но и для должностей
специалистов и руководителей нижнего звена (супервайзеров). Примерами таких должностей являются
административные и клерикальные должности, основные и вспомогательные рабочие, техники. Данный
вид сравнений: · Чаще всего концентрируются на местном рынке.
· Не связаны с конкретной отраслью. · Типичным
является покрытие большинства групп должностей. 3. Сравнение уровней оплаты
по заданной функции или группе должностей. Направлено на анализ таких
функций как финансовая, инженерная, обработки данных и т.д. Им присущи
следующие особенности: · Ориентированы на разные рынки, - национальный,
региональный, местный. · Охватывают различные отрасли и все должности
внутри данной функции. · Чаще охватывают одно семейство должностей.
4. Сравнение уровней оплаты по должностям продавцов продукции и
услуг. В определенном смысле разновидность предыдущего вида сравнений. Однако оно
заслуживает отдельного рассмотрения, ибо должности продавцов оплачиваются по схемам часто
отличным от остальных. Им присущи следующие особенности: · Имеют
отраслевую принадлежность, т.к. процесс продаж и каналы реализации отличаются по
отраслям и даже по продуктам внутри отрасли. · Ориентированы
на местный рынок, хотя могут выходить на региональный и местный
уровень, в части дополнительных выплат. · Предполагают наличие дополнительных
аналитических срезов, например от объема продаж, вида продаваемых продуктов, каналов
реализации. · Предполагают большую детализацию на переменные стимулирующие выплаты
(доход, объем, маржа, доля на рынке, количество новых или существующих
клиентов и т.д.). Здесь ранг должности, точнее его правильное определение
в иерархии компании более важно, чем абсолютный объем выплат.
5. Сравнение уровней оплаты по должностям руководителей. Уникальность этих сравнений
состоит в том, что они охватывают одну или очень малое
количество должностей. Данные виды сравнений: · Имеют отраслевую принадлежность
или охватывают отрасли внутри региона или местного рынка. ·
Ориентированы на наличные выплаты руководителям, имея ввиду, что их гарантии
и компенсации рассматриваются отдельными обзорами. 6. Сравнение уровней гарантий
и компенсаций, в том числе и по отдельным элементам. В
СНГ данный вид сравнений применяется относительно редко, по сравнению с
анализом основных выплат. Причина в том, что многие пакеты гарантий
и компенсаций держатся на уровне обязательных государственных и не рассматриваются
работодателем как конкурентное преимущество. Пока не получила широкого распространения практика
пакетов гарантий и компенсаций выше государственного минимума. В перспективе здесь
видится два вида анализа: · Сравнение пакета гарантий и
компенсаций по элементам и итоговым стоимостям этого пакета. ·
Сравнение по функциям тех или иных видов гарантий и компенсаций
в части того, что они несут работнику. 7. Сравнение
темпов увеличения уровней окладов/ часовых тарифных ставок. Один из наиболее
трудных видов сравнений. Можно выделить следующие направления анализа: ·
Средние темпы роста на рынке по компаниям в целом.
· Средние темпы роста по должностям или группам должностей.
|