Министерствами Российской Федерации (Минпромнауки, Минэкономразвития, Минатом России и др.) проводятся
конкурсы высокоэффективных инвестиционных проектов на предоставление государственной поддержки за счет
средств Федерального бюджета в форме кредитования, безвозвратного финансирования, государственных гарантий
и др. Опыт экспертизы подобных проектов, накопленный Межведомственным аналитическим центром
в течение шести лет, позволяет выделить типовые ошибки допускаемые при
их подготовке. Подобные ошибки можно разделить на три группы: ошибки,
связанные с оценкой рыночных рисков реализации проекта; ошибки при выборе
методики расчетов по проекту; ошибки, допускаемые при проведении финансово-экономических расчетов.
Ошибки, связанные с оценкой рыночных рисков реализации проекта В данном
блоке наиболее распространенным недостатком является непроработанность маркетинговой стратегии предприятия. Недостаточно
полное исследование рынка и конкуренции приводит к тому, что объемы
реализации продукции во многих проектах существенно завышаются по сравнению с
реально возможными. Часто для обеспечения плановых объемов реализации предприятие должно
занять монопольное положение на рынке запланированного продукта (обеспечить рыночную долю
в 50-80%). Однако в плане маркетинга не разрабатываются мероприятия по
завоеванию и удержанию подобной рыночной позиции. Кроме того, риск 2-3-х
кратного сокращения объемов реализации продукции не учитывается при проведении расчетов
по проекту: он не закладывается в норму дисконтирования, не проводятся
сценарные расчеты, не оценивается чувствительность проекта к изменению исходных данных
его реализации и др. Ошибки, допускаемые при выборе методики проведения
расчетов по проекту Ошибки данной группы допускаются, как правило, в
проектах, посвященных реструктуризации или реорганизации предприятия (группы предприятий), а также
в проектах организации производства нового продукта в многопродуктовых организациях. Главной
ошибкой для таких проектов представляется использование метода чистых оценок эффективности
деятельности предприятия вместо приростного или сопоставительного методов. В таких проектах
происходит подмена результата реализации проекта планируемым совокупным результатом деятельности предприятия:
в проектах реструктуризации и реорганизации результат реализации проекта (прирост дохода
или экономию на затратах в результате внедрения проектных мероприятий) оценить
достаточно сложно, поэтому разработчики в составе поступлений по проекту указывают
запланированную выручку предприятия, а не реальный экономический эффект; в проектах
организации производства нового продукта наиболее распространенной ошибкой является рассмотрение в
качестве доходов по проекту не выручки от реализации данного конкретного
продукта, а валовой выручки предприятия. При этом в качестве инвестиционных
затрат в расчетах учитываются лишь затраты на освоение производства продукта
в рамках проекта. Такое несоответствие приводит к завышению показателей эффективности
реализации проекта. Ошибки, допускаемые при проведении финансово-экономических расчетов по проекту.
При проведении финансово-экономических расчетов по проекту ошибки в большей части
связаны не с расчетом показателей эффективности, а с определением начальных
условий его реализации. 1. Наиболее распространенной ошибкой расчетного характера является неправильное
определение состава инвестиционных (единовременных) затрат по проекту. Разработчики проектов отождествляют
инвестиционные затраты с капитальными вложениями (капитальным строительством, приобретением технологического оборудования)
и, как правило, не включают в их состав прирост потребности
в оборотном капитале, затраты, связанные с организацией сбытовой сети, подбором
и подготовкой персонала, расходы на проведение НИОКР и другие составляющие,
традиционно относимые к инвестициям (хотя финансируемые по перечисленным статьям мероприятия
и предусмотрены другими разделами бизнес-плана проекта). Исключение данных статей инвестиционных
затрат из расчетов можно объяснить условиями проводимых инвестиционных конкурсов, согласно
которым размер государственной поддержки определяется в процентах от капитальных вложений,
в связи с чем разработчики не акцентируют внимания на прочих
затратах. Однако, инвестиционные затраты, не носящие капитального характера, также требуют
финансирования и не учитывая их авторы существенно занижают потребность проекта
в источниках финансирования. 2. Ошибки, связанные с оценкой источников финансирования
и управлением задолженностью по проекту. К числу ошибок данной группы
относятся: превышение инвестиционными затратами суммарного размера привлекаемых источников финансирования проекта
(включая реинвестируемую прибыль) - недостаток источников финансирования проекта; несоответствие графика
привлечения источников финансирования графику инвестиций, приводящее к возникновению дефицита источников
финансирования в некоторые интервалы планирования; невыплата процентов по привлекаемым на
платной основе заемным средствам (отсутствие расчетов процентных платежей); погашение привлекаемых
заемных источников финансирования не в полном объеме или с нарушением
запланированных кредитными соглашениями сроков. 3. Ошибки при расчете амортизационных отчислений по
проекту (данные ошибки допускаются в 90% проектов): реализация инвестиционного проекта,
как правило, не связана с вводом в действие полностью новых
предприятий. Практически каждый проект предполагает использование ранее введенных зданий и
сооружений, частично - ранее введенного оборудования. Несмотря на это при
разработке инвестиционного проекта в составе затрат не учитывается амортизация ранее
введенных основных фондов, что ведет к завышению прибыли, получаемой от
реализации проекта; амортизацию вновь приобретаемых (вводимых) основных фондов рассчитывается исходя
из цены приобретения, а не исходя из балансовой (первоначальной) стоимости.
Данная методическая ошибка приводит к тому, что в первоначальную стоимость
основных фондов включается налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении
объекта основных средств, и не включается стоимость доставки, установки и
пуско-наладки оборудования. 4. Не в полном объеме определяется налоговая нагрузка проекта.
В частности: не производятся расчеты налога на имущество; не учитывается
НДС, принимаемый к зачету; не правильно определяется размер льгот по
налогу на прибыль при формировании финансовых результатов: в то время
как согласно действующему законодательству РФ в качестве льготы по налогу
засчитывается сумма прибыли, направленная на погашение кредитов, привлеченных на инвестиционные
цели, и выплату процентов по ним, после полного расходования амортизационного
фонда на указанные цели, авторы инвестиционных проектов пренебрегают последним обстоятельством
и независимо от наличия амортизационного фонда уменьшают налогооблагаемую прибыль на
размер погашения кредитов и выплаты процентов по ним. Перечисленные недостатки существенно
искажают результаты реализации проекта. При проведении экспертизы пересчет проекта с
устранением перечисленных ошибок приводит к получению негативных результатов, на основе
которых проект, первоначально оцененный как высокоэффективный, может быть признан непривлекательным
для вложения средств. Е.А. Какаева к.э.н. ведущий научный сотрудник Межведомственного
аналитического центра Минпромнауки РФ
|