Андрей Петрухин Директор info № 11(28) 25 марта 2002г. С
развитием рыночных отношений особенно остро встала проблема защиты интересов предпринимателей
от несанкционированных проверок со стороны федеральных органов. Чтобы внезапная проверка
не повлекла за собой материальных и нематриальных убытков и потерь,
руководителю компании следует начать подготовку к возможным визитам представителей контролирующих
органов заблаговременно, с создания "кризисного плана" и обучения своих подчиненных
основным правилам поведения при проверке. СЕГОДНЯ ПРОВЕРЯТЬ деятельность предприятия имеют
право органы прокуратуры, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, федеральные
органы налоговой полиции и еще целый ряд контролирующих структур, всего
около 50 организаций. Многие руководители заявляют о регулярной "дани", выплачиваемой
в ходе подобных проверок. Такая ситуация объясняется в основном неосведомленностью
самих предпринимателей относительно правовой основы проведения проверок и нежеланием портить
отношения с контролерами. Кроме того, "заказные проверки" - достаточно эффективный
инструмент жесткой конкурентной борьбы. Зачастую именно по этой причине представители
малого и среднего бизнеса стараются "держаться в тени". Взаимодействие специалистов
службы безопасности предприятия с представителями контролирующих органов. Первыми в контакт
с проверяющими обычно вступают работники службы безопасности предприятия. При встрече
им необходимо: - проверить наличие у визитеров служебных удостоверений, подтверждающих
их должностные полномочия. Сотрудник службы безопасности вашего предприятия должен проверить
реквизиты документов и убедиться в совпадении фотографии с оригиналом. Непродленное
удостоверение дает основание усомниться в полномочиях проверяющих;
БЮРО
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 27 ноября 1998 г. распоряжением мэра Москвы №1199-РМ
поддержана инициатива Московской торгово-промышленной палаты (МТПП) "по созданию Бюро экономической
безопасности для обеспечения комплексной юридической поддержки предпринимательства, защиты предпринимателей от
необоснованных требований контролирующих органов, в том числе от нарушений порядка
проведения проверок, установленного законодательством РФ и города Москвы". Фактически был
создан инструмент комплексной поддержки и защиты предпринимательства. Руководство МТПП рассматривает
Бюро экономической безопасности как своеобразного коллективного адвоката предпринимательства. И это
обусловлено функциями БЭБ, такими как: - организация обеспечения защиты малого
и среднего бизнеса в условиях недобросовестной конкуренции, криминализации общества, нестабильности
экономической ситуации и произвола коррумпированных должностных лиц:
- оказание всех
видов охранных услуг в соответствии с действующим законодательством;
- оказание помощи
в подборе и изучении лиц, принимаемых на работу;
- организация услуг
по комплексному обеспечению безопасности;
- организация защиты законных интересов предпринимателей
в отношениях с властными структурами, правоохранительными органами, крупными банковскими, финансово-кредитными
и другими коммерческими предприятиями и организациями:
- консультирование и содействие
предпринимателям в противодействии произволу должностных лиц путем применения правовых мер;
- юридическая поддержка и консультирование, ведение судебных разбирательств и хозяйственных споров;
- информирование Правительства Москвы и общественности о нарушениях прав субъектов хозяйственной
деятельности;
- защита интересов предпринимателей от посягательств криминальных структур;
- организация
информационно-аналитического обеспечения и консалтинга предпринимательской деятельности:
- консультирование предпринимателей по
вопросам экономической безопасности на всех этапах ведения бизнеса в Москве
и Российской Федерации, юридическая и информационно-аналитическая поддержка;
- содействие в изучении
деловой надежности и финансовой состоятельности партнеров, в правильном оформлении сделок,
сопровождении контрактов;
- проведение маркетинговых исследований, финансового анализа, подготовка и осуществление
инвестиционных проектов, содействие в поиске инвесторов и реализации проектов, обеспечение
их безопасности;
- построение и содействие развитию системы обеспечения общественной безопасности
- установление контактов и связей с субъектами предпринимательства;
- формирование общественного мнения
в средствах массовой информации, проведение рекламной и выставочной кампаний;
- участие
в работе по ведению реестра надежных партнеров;
- организация, проведение учебно-практической
и консультационной деятельности в области безопасности;
- организация проведения тендеров в
области услуг безопасности.
- записать данные предъявителя удостоверения, связаться с
тем органом, который указан в удостоверении, и проверить, работает ли
там этот человек, может ли он находиться в данный момент
в данном месте;
- осведомиться о поводе и основаниях визита проверяющих
на предприятие;
- проверить наличие соответствующего направления на проверку, заверенного подписью
начальника или заместителя начальника того органа, откуда прибыли проверяющие, и
печатью. Должно быть четко указано название проверяемого предприятия. Обратить внимание
и на дату, указанную в направлении;
- занести в журнал регистрации
проверок информацию о контролере: дату выдачи и номер направления или
предписания о проверке; цель посещения проверяющего, с указанием его фамилии
и должности. Контролер обязан расписаться в журнале регистрации проверок. Если
проверяющий или руководитель группы проверяющих отказывается там расписаться, этого иногда
достаточно, чтобы не допустить его на предприятие. О возникновении такого
инцидента нужно в короткий срок оповестить соответствующий контролирующий орган, в
котором работает "отказник". Журнал регистрации должен быть правильно заполнен.
Хорошо, если руководство и сотрудники службы безопасности сразу смогут
сориентироваться относительно целей визита комиссии. Что это: - плановая проверка
деятельности компании;
- визитеры ищут доказательства вины, если у них есть
сведения о нарушениях законодательства;
- идет "примерка" обвинений ради показателей.
Верное определение цели позволяет правильно выбрать тактику поведения. Если
возникают обоснованные подозрения в том, что проверяющий собирается вымогать деньги
или услуги, хорошая тактика - уход от конкретного ответа. Опытный
руководитель предприятия или службы безопасности в такой ситуации под благовидным
предлогом перенесет разговор на другое время, давая возможность руководству компании
разработать дальнейший план действий, проконсультироваться с адвокатом или обратиться в
органы внутренних дел с соответствующим заявлением. Однако верно определить реальные
цели визита проверяющих не так просто. Поиск ответа на этот
вопрос во многих случаях остается одной из важнейших задач в
течение всей процедуры проверки. Все официальные проверки деятельности предприятия должны
осуществляться в течение рабочего дня. Если комиссия посетила ваше предприятие
после установленного внутренним распорядком фирмы окончания рабочего дня, представитель предприятия
вправе потребовать перенесения проверки на следующий день. В "кризисном плане",
заранее созданном в вашей компании, стоит приблизительно определить время, необходимое
на встречу и проверку представителей контролирующих органов с работниками службы
безопасности. И пока с проверяющими разговаривает специалист службы безопасности, руководителю
предприятия необходимо настроиться на предстоящее взаимодействие, связаться с юристом, услугами
которого пользуется фирма, психологически подготовить коллектив. Оптимальный вариант - если
в "кризисный план" будут включены схемы поведения и действий каждого
из сотрудников в случае прихода проверяющих. В критических ситуациях проще
тому руководителю, который произносит "ключевое слово" - и команда срабатывает
как нужно... Правила взаимодействия сотрудников предприятия с представителями контрольных органов.
"Хочешь мира- готовься к войне", гласит народная мудрость. Специалисты утверждают,
что результаты проверки во многом зависят от того, насколько фирма
готова к приходу комиссии с проверкой. Предварительно должна быть сделана
подшивка необходимых нормативных актов, заведен журнал регистрации проверок. Лучше, если
поведение персонала будет регламентировано внутренней инструкцией повседневного соблюдения мер безопасности:
- сотрудники должны иметь на столах минимум бумаг;
- двери рабочих
помещений в отсутствие персонала должны быть закрыты;
- посторонние обязаны передвигаться
по территории предприятия только в сопровождении работников предприятия.
Что касается проводимой проверки, то сотрудникам надо знать, что каждый
из них при обращении к нему проверяющих имеет право проверить
удостоверение представителя инспектирующего органа. Сотрудникам фирмы, непосредственно не задействованным в
проверке (в основном это рядовой персонал и менеджеры среднего и
низшего звена), не рекомендуется: - что-либо показывать или объяснять проверяющим;
- отвечать на вопросы, касающиеся деятельности фирмы, ее руководства и персонала;
- сообщать местонахождение руководства, их домашние и мобильные телефоны и т.п.;
- выполнять указания проверяющих: открывать комнаты, сейфы и т.п.
Взаимодействие директора предприятия с представителями контролирующих органов. Если у руководителя
нет сомнений в том, что цель визита представителей контролирующих органов
- плановая проверка, немаловажно установить положительный психологический контакт с проверяющими.
Созданию доброжелательной атмосферы способствуют: - обращение к собеседнику по имени-отчеству;
- демонстрация позитивного настроя и открытости (если в работе предприятия есть
небольшие недостатки, иногда легче признать их, сделав это в контекстах
"кто же из нас безгрешен", "мы знаем о недочетах и
над этим работаем", и постараться конструктивно договориться об определении временного
периода на их исправление);
- совместные действия (чайная церемония или коллективный
обход офиса);
- нахождение чего-то общего (использование приемов "землячество", "родственные души");
- юмор.
Обязательно требуйте (в вежливой форме) у руководителя
комиссии конкретного изложения сути претензий. Получив удовлетворяющий вас ответ, обеспечьте
доступ контролеров исключительно к той документации и в те помещения,
которые непосредственно относятся к цели проверки, заявленной в предписании о
ее проведении. Не допускайте неформального общения сотрудников вашей фирмы с
визитерами. РЕКОМЕНДАЦИИ Специалисты частных охранных предприятий рекомендуют. В распоряжении руководителя
службы безопасности предприятия должны быть следующие документы: - порядок осуществления
проверок или инспекций;
- список организаций, имеющих право проверять или инспектировать
вашу фирму;
- перечень вышестоящих органов, которым подконтрольны структуры, осуществляющие проверки
или инспекции;
- список должностных лиц, которые могут осуществлять проверку или
инспекцию, и их полномочия;
- перечень объектов контроля;
- перечень штрафных санкций;
- список, содержащий ФИО и номера телефонов руководителей организаций, осуществляющих проверки
или инспекции;
- список, содержащий ФИО и должности лиц, санкционирующих данную
проверку или инспекцию, а также полномочия сотрудников этих организаций, проверяющих
или инспектирующих ваше предприятие. Своих инспекторов необходимо знать лично. Связи
с ними осуществляют уполномоченные на то лица.
Жалобу
на действия проверяющих можно подать в вышестоящий орган или в
суд, а также обратившись в следующие инстанции: - Управление делами
Президента РФ: 103132, Москва, ул.Ильинка, 23. Тел.: 206-2822;
- Генеральную прокуратуру
России: 103793, Москва, ул.Малая Дмитровка, 15"А". Тел.: 229-4662;
- Центральную приемную
МВД РФ: 129090, Москва, ул.Садовая-Сухаревская, 11. Тел.: 222-6669;
- Бюро экономической
безопасности Московской торгово-промышленной палаты: 117393, Москва, ул. Академика Пилюгина, 22.
Тел.: 132-1329.
Многие органы, уполномоченные государством на осуществление
надзора и контроля, имеют службы собственной безопасности. Обращения туда бывают
достаточно эффективны. Во многих госорганах действуют и телефоны доверия, по
которым можно позвонить в случае необходимости. В ходе проверки реализуйте
свое право: - присутствовать при осуществлении любых административно-исполнительных, процессуально-следственных действий
и гласных оперативно-розыскных мероприятий;
- при необходимости требовать участия в этих
процедурах понятых, специалистов, экспертов или иных незаинтересованных лиц;
- удостоверить правильность
и полноту изложения фактов в документах при осуществлении отдельных административно-исполнительских
действий, сопровождающихся составлением акта или административного протокола.
Не
спешите давать объяснения и показания (письменные или устные) без консультации
юриста. Осуществление всех контактов с представителями контролирующих органов целесообразно вести
при включенном диктофоне. Однако о наличии записывающего устройства вы должны
предупредить собеседника и проводить запись с его согласия. В случае
применения контролерами в ходе проверки звуко- и видеозаписи вас должны
об этом предупредить. Важно не отступать от следующих правил:
- вести себя спокойно, помнить, что данная форма фиксации не должна
вас смущать.
- просить представителей комиссии задавать вопросы в максимально полной
форме, с пояснениями. Помнить, что задавать вам наводящие вопросы проверяющие
не имеют права;
- обдумывать свои ответы столько времени, сколько потребуется;
- отвечать уверенно, не спеша. Помнить, что каждое ваше слово может
быть использовано против вас и вашего бизнеса. Если вам задают
аналогичный вопрос другими словами, ответьте, что вы уже все рассказали
по данному поводу, и попросите уточнить, что именно показалось представителю
контролирующих органов неясным.
Директору фирмы не рекомендуется держать
на предприятии неоправданно большое количество документов. А при ознакомлении проверяющих
лиц со сведениями, составляющими коммерческую тайну и конфиденциальную информацию предприятия,
потребуйте у них подписания соответствующего документа о неразглашении таковой. Об
этом необходимо сделать соответствующую отметку в итоговом акте, протоколе. До
самого окончания проверки внимательно наблюдайте за членами комиссии, следите, чтобы
они не оставили ничего "лишнего".
|