В будущий понедельник на суд жюри участники международного конкурса
представят проекты новой сцены Мариинского театра. Cобытие экстраординарное, поскольку кроме
судьбы конкретного здания решается вопрос о возможных перспективах градостроительного развития
Санкт-Петербурга. Очевидно, что несмотря на все старания КГИОП исторический центр
будет реконструироваться и застраиваться. Поэтому возникает вопрос, насколько допустимо вмешательство
в городскую застройку середины XIX – начала ХХ века? Что
сегодня нужно нашему городу и нашему обществу: архитектура нового поколения
или проекты, незаметно вписывающиеся в окружающую архитектурную среду? НашиВ конкурсе приняли
участие пять российских команд. Все архитекторы имеют большой опыт реализации
масштабных проектов, отмечены государственными и архитектурными наградами. Соперничество двух столиц
нашло примирение в дуэте вице-президента Союза архитекторов России Андрея Бокова
и вице-президента Союза архитекторов Санкт-Петербурга Олега Романова. Следующий участник конкурса
Александр Скокан возглавляет архитектурное бюро «Остоженка» и известен реконструкцией домов
под офисные здания в Москве. Петербургская архитектурная мастерская Рейнберга и
Шарова специализируется на строительстве и реконструкции домов в историческом центре.
Москвич Сергей Киселев активно занимается перестройкой домов в центре Москвы.
Им осуществлена реконструкция резиденции Президента РФ в Кремле. И наконец
– петербуржец Юрий Земцов, удостоенный за реконструкцию отеля «Невский Палас»
звания лауреата Государственной премии РФ. Не нашиПо мнению искусствоведа Алексея
Лепорка, выбор иностранных участников конкурса можно назвать странным. Два заслуженных
пенсионера, творческий расцвет которых пришелся на конец 1970-х – начало
1980-х годов – Арата Исодзаки и Ханс Холляйн. Два чрезвычайно
титулованных архитектора – Марио Ботта и Доминик Перро. Ничем особенно
не отличившийся Эрик ван Эгераат и скандально известный Эрик Оуэн
Мосс. Все указывает на то, что именно он является «человеком
Гергиева». Американец Эрик Оуэн Мосс остается одной из самых интригующих
персон конкурса. Мосса можно назвать дизайнером от архитектуры, виртуозно соединяющим
дерево с железом, бетон со стеклом, останки старых промышленных зданий
с их новой функциональностью. Эрик Мосс серьезнее, чем другие участники
конкурса, изучил архитектурную историю Петербурга. Не случайно его заинтересовало не
только здание Мариинского театра, но и вся территория бывшей Коломны.
Его проект Мариинского театра, возмутивший общественность, символизировал столкновение двух начал:
градостроительной воли человека, выраженной геометрически правильными, лаконичными контурами той части
здания, в которой размещается объем сцены, с нагромождением глыб льда,
олицетворяющих природную стихию. Сам директор Мариинского театра уже не раз
говорил, что ждет интересных проектных решений от российских архитекторов. И
тем не менее, главная борьба наверняка развернется между иностранными конкурсантами.
Что нужно ГергиевуДиректор Архитектурного института, профессор ГАСУ Валерий Нефедов считает,
что архитекторы будут стремиться по мере сил к созданию театра
нового поколения, поскольку именно так формулировал свое задание маэстро Гергиев. По
словам руководителя Мариинки, на сегодняшний день уже исчерпан технологический ресурс
и сцены, и зала, и репетиционных помещений театра, построенного в
середине XIX века. Молодые талантливые артисты, увидев техническое оснащение оперных
театров на Западе, не верят, что в Мариинском когда-нибудь будут
поставлены спектакли такой же степени сложности и новизны. Нынешний конкурс, считает
Валерий Нефедов, проводится в первую очередь для создания новой «начинки»,
которая по своим качествам устроила бы Гергиева как руководителя коллектива,
а не ради «оболочки», как может показаться на первый взгляд. К
сожалению, по мнению профессора Нефедова, ни у кого из конкурсантов
– ни иностранных, ни отечественных, – нет опыта возведения такого
сложного объекта, каким является современный оперный театр. Профессор признает, что
архитекторы, как правило, стремятся сделать памятник себе, и жюри нужно
выбрать тот вариант, который читался бы как театр, а не
как нагромождение каких-то объемов, пусть даже и образных. «У жюри
есть сегодня шанс опустить город на так называемую контекстуальную архитектуру,
– говорит Валерий Нефедов. – К тому же в нашем
сознании очень прочно живет убеждение, что нам нужен только петербургский
стиль. Стало быть, вот он, Крюков канал, и в его
водном зеркале давайте отразим Мариинку, но только по другую сторону
канала. Будет фронтон с колоннами и помпезные декорации». Не дай
Бог, если город получит такой итог. Ирина Барчук OOO "Издательство Строй-Пресс"
|