Любая компания мира в разные периоды своей жизни
проходит через кризисы своего собственного развития. В данном случае не
имеются в виду кризисы, обусловленные внешними факторами: действиями конкурентов, девальвацией
и другими рыночными ситуациями. Здесь мы расскажем о кризисах, обусловленных
внутренними причинами компании.
Очень часто бывает так, что собственные кризисы
наступают для менеджеров компании и владельцев бизнеса как-то внезапно.
До
80% компаний не в состоянии преодолеть подобные кризисы развития и
уходят с рынка. Цель настоящего обзора - показать критерии, характерные
для начала кризиса и дать несколько практических советов руководству компаний.
Вам наверняка знакома такая ситуация: на рынке не происходит никаких
серьезных изменений, клиентская база находится в своем текущем развитии, но
вдруг замедляются темпы роста продаж и весь управленческий состав начинает
испытывать колоссальные затруднения в своей работе. Также неожиданно те действия,
та активность, которые еще вчера приносили хорошие результаты, сегодня начинают
провисать в воздухе. Время, затрачиваемое на работу, увеличивается, а результативность
снижается. При этом резко начинает расти недовольство среди менеджеров.
Низшее
и среднее звено скрыто или явно предъявляют свои претензии к
руководящему составу в неспособности руководить.
Руководящий состав компании и владельцы
в свою очередь начинают обвинять или задумываться о неспособности сотрудников
работать. Наиболее ответственные и самокритичные менеджеры хватаются за голову с
панической мыслью: разучился работать - вчера все было нормально, а
сегодня ничего не получается.
На самом деле все эти события
говорят только об одном: компания подошла к очередной критической отметке
своего развития. Проанализировав бизнес порядка 100 своих клиентов и проведя
тщательные и обширные дискуссии с более чем тысячей менеджеров на
наших семинарах, мы пришли к выводу, что 3 простых параметра
достаточно четко могут сигнализировать о возможном приближении кризиса: время жизни
компании на рынке; объем продаж компании; количество сотрудников компании.
Возраст:
в течение 10 лет выживает 4% компаний
Статистика американских и
европейских рынков за последние 100 лет, а также статистика развития
российского рынка за последние 10 лет показывают удивительную закономерность, которая
возобновляется от рынка к рынку, от страны к стране, от
времени ко времени независимо ни от каких условий. Если взять
за 100% количество компаний, начавших свой бизнес в определенном году,
то выяснится, что на третий год своего развития выходит не
более 20% стартовавших компаний. Другими словами, 80% компаний в течение
второго и третьего года существования испытывают колоссальные сложности в своем
развитии и не могут их преодолеть, вследствие чего наступает банкротство
и они закрываются. Это первый кризис - кризис возраста.
Еще
раз необходимо подчеркнуть, что наступление кризиса не зависит ни от
развития рынка, ни от уровня профессионализма управленческого персонала.
Последний анализ,
проведенный в Англии, одном из старейших рынков мира, в 90-х
годах ХХ века показал, что только 23% компаний перешли свой
3-летний рубеж развития, а 77% компаний разорились.
Следующий этап, когда
сложности в управлении бизнесом резко возрастают и компания испытывает очередной
кризис, приходится на 6-8 год жизни компании. В этот момент
времени возобновляется та же самая статистика: 80% "оставшихся в живых"
компаний разоряются, закрываются и уходят с рынка и только 20%
компаний продолжают развиваться дальше.
Если посчитать общий результат, то видно,
что к 9-10 году своей жизни подходят не более 4-5%
компаний. Это первая жесткая и жестокая закономерность, которая работает на
любых рынках, в любом бизнесе, в любых компаниях.
Необходимо подчеркнуть,
что специфика этих кризисов, кризиса 2-3-го года жизни и кризиса
6-8-го года жизни достаточно различна.
Первый временной кризис вызывается прежде
всего факторами, связанными с финансовой устойчивостью компании и с финансовым
управлением компании. Второй кризис, кризис 6-8-го года в большинстве случаев
носит менеджерский оттенок. На повестку дня выходят все ключевые аспекты
управления компанией: основная философия компании: цели, миссия, ценности и пр.;
регламентированные бизнес-процессы; управленческая и организационная структуры; менеджерский блок параметров управления
компанией.
Как правило, дальнейшее развитие компании зависит от решений исключительно
маркетинговых задач.
Самое главное, что данная закономерность работает в самой
чистой и очевидной форме, затрагивая одновременно сотни тысяч компаний благодаря
одному простому факту - дате начала их активной рыночной деятельности.
Это происходит вне зависимости от профессионального подхода компании к решению
организационных, маркетинговых или финансовых проблем. Никакие профессиональные решения не помогут
избежать кризисных явлений. Они помогут лишь пережить с наименьшими потерями
кризисные точки развития, но опять же не всем компаниям, а
только 20% или приблизительно такому количеству.
Рассмотрим подобные кризисы на
примере российских компаний за последние 10 лет.
Дело в том,
что условия развития рынка России поставили уникальный рыночный эксперимент с
очевидным результатом. В других странах ежегодно открываются и закрываются тысячи
компаний. Другими словами, данные процессы во многом являются уравновешенными. В
России 90-х годов все было по-другому.
1991 год ознаменовался началом
рыночных отношений. Одномоментно открылись и начали активную деятельность на рынке
сотни тысяч компаний. В первую очередь открывались банки, биржи, торговые
компании. Через 2-3 года согласно закономерности 80% компаний должны были
разориться. Очевидно, что если в течение нескольких месяцев закрывается 80%
всех существующих компаний, то это будет громаднейший кризис. Именно такая
ситуация наблюдалась в 1993-м и 1994-м годах: грянули мощнейшие системные
кризисы российского рынка - "черные" вторники и прочее.
В результате
с рынка исчезли тысячи банков, бирж и компаний. Список очень
длинный и всем хорошо известен: торговые компании "Эрлан", "Рэм"; финансовые
компании "Тибет", "Хопер", "Селенга", банки Часпромбанк, "ЧараБанк", Московский городской банк
и многие другие. Этот период как раз и явился первой
кризисной точкой временного развития компаний.
Согласно той же самой закономерности
на 7-8-й год должны были рухнуть еще 80% из "оставшихся
в живых" компаний 90-х годов.
В 1998 году произошло и
это. Мы имеем в виду последний крупнейший кризис в России
в августе 1998 года. Названия этих компаний также хорошо известны.
Достаточно привести названия таких банков, как "Российский кредит" , "МЕНАТЕП" , Инкомбанк и др.
Другими словами, из компаний, стартовавших в 1991 году, действительно остались
единицы - не более 4-5% (например, "Альфа-банк" ).
Необходимо подчеркнуть, что "спусковым крючком" таких кризисных явлений могут быть
самые разные события. Например, в России это были кризисы "пирамид",
"коротких" межбанковских кредитов, ГКО и др.
Продажи: не все компании
справляются с деньгами
Анализ роста продаж компании и возникновение критических
ситуаций в управлении компанией показал следующую закономерность. Первая серьезная критическая
ситуация складывается в тот момент, когда компания в своем росте
достигает объемов продаж размером US100 тыс. в год. Причем опять
же здесь необходимо подчеркнуть, что это пороговое значение продаж не
зависит в большинстве случаев от типа бизнеса компании или от
вида товара и услуг. Далее возникает любопытная закономерность, которая была
замечена на практике в бизнесе нескольких десятков компаний. Кризисные ситуации
в развитии компании повторяются с двукратным увеличением объемов продаж.
Более
сложными периодами роста для компании являются рубежи продаж - US200,
US400, US800 тыс. и далее вверх, причем некоторые из этих
значений являются наиболее сложными.
По нашим наблюдениям, наибольшую трудность компании
испытывают в преодолении следующих значений продаж:US100-200 тыс.; US3-6 млн; US50
и US100 млн; US800 млн.
Эти трудности могут быть вызваны
процессами укрупнения бизнеса: покупкой нового оборудования, возникновением новых бизнес-процессов и
др. В этот момент старые решения уже не удовлетворяют компанию,
а новые решения еще не найдены.
При этом компания может
переходить и в новую весовую категорию бизнеса. Так, по мировой
квалификации малого, среднего и крупного бизнеса, размеры малого бизнеса заканчиваются
на отметке примерно в US100 млн годовых продаж. Если компания
переходит этот рубеж, то в дальнейшем ей потребуется применение новых
инструментов в управлении бизнесом, а также в финансовом планировании и
в маркетинге.
Следующей и практически последней ключевой критической точкой развития
продаж компании является цифра US800 млн в год. В этот
момент компания фактически покидает статус среднего бизнеса. За объемом продаж
в US1 млрд уже начинается крупный бизнес. Профессиональные компании, достигнув
объемов продаж в US700-800 млн, начинают проводить либо реструктуризацию, либо
внедрять новые формы и методы управления компанией. Важным является тот
факт, что приведенные цифры не являются жесткими, поэтому рассматривать их
следует в определенном интервале - например, "плюс-минус" 10% от указанной
цифры.
Струдники: не все справляются с людьми
Необходимо подчеркнуть, что
считать нужно полное количество сотрудников, а не только то количество,
которое занято, например, в производстве, в продаже, в других направлениях.
Также не важно, в каком количестве офисов эти сотрудники сосредоточены.
Первый критический шаг - это 7 человек. Из практики менеджмента
известно, что 7 человек это оптимальная группа людей. Оптимальная с
точки зрения эффективности управления и достижения целей. Также при количестве
7 человек в группе уже присутствуют все необходимые роли для
эффективного взаимодействия и управления.
Если в коллективе работает меньше 6
человек, то возникает необходимость сосредотачивать некоторые роли в одном человеке
или разбрасывать одну роль по нескольким сотрудникам. Если же коллектив
состоит более чем из 8 человек, то роли начинают дублироваться.
Когда в компании работает больше чем 7-8 человек, то это
вызывает критические явления, связанные с тем, что необходимо уже по-новому
выстраивать структуру взаимоотношений и организационную подчиненность. Возникает минимальная иерархия взаимоотношений
нескольких людей.
Далее ситуация критических значений количества сотрудников опять растет
с двукратным шагом. То есть, с увеличением количества работающих людей
в 2 раза кризисные явления в компании возобновляются на новом
уровне.
По опыту развития десятков компаний можно с уверенностью сказать,
что наиболее сильные точки роста и наиболее тяжелое время для
компании, когда компания состоит: из 30 человек; из 250/500 человек;
из 1000 человек.
В эти моменты компания и менеджмент компании
сталкиваются с наибольшими трудностями. Для того чтобы их разрешить, необходимо
по-новому взглянуть на существующие структуры взаимоотношений, подчиненности, организационного взаимодействия бизнес-процессов,
которые протекают в компании.
Заключение: необходимо следить за сигналами
Говоря
о трех ключевых параметрах развития любой компании, необходимо иметь в
виду следующий фактор: все эти указанные критерии являются сигналами того,
что компания находится на пороге нового этапа развития.
В разных
компаниях в зависимости от истории развития, от бизнеса, которым они
занимаются, это может проявляться по-разному. Где-то это в большей степени
связано с финансовым управлением, где-то с разными аспектами - организационным
или маркетинговым управлением. Необходимо иметь в виду только одно -
в момент перехода от одной критической точки к другой возникает
четкая необходимость дополнить структуру управления компании новыми элементами. Иначе данный
кризис либо не будет пройден вообще, либо пройден с большими
временными и финансовыми издержками.
Руководство к действию
Шаг 1. Определить,
на каком этапе находится компания.
Шаг 2. Подготовиться к новому
этапу развития.
выделить компании-лидеры в вашей товарной группе, уже прошедшие
критические точки развития; собрать информацию об управлении в этих компаниях;
выделить решения, применимые для вас; провести работу по внедрению и
управлению изменениями - разработать собственные решения; провести серию экспертных совещаний;
отслеживать внедрения изменений.