Как измерить успешность
компании? Какие показатели надо улучшить, чтобы обойти конкурентов? Как связать
текущую деятельность со стратегией? В большинстве случаев у компаний нет
ответов на эти вопросы.
Между тем для повышения эффективности бизнеса
очень важно научиться оценивать факторы, которые влияют на ее рост,
соотносить эффективность ежедневных операций со стратегическими целями. В последнее время
тема измерения эффективности, performance measurement, набирает популярность.
KPI (ключевые показатели
эффективности) и такие методики, как BSC (система сбалансированных показателей) ,
дают возможность компании не только оценить свою работу, но и
сравнить полученные результаты с аналогичными показателями конкурентов, поставщиков, клиентов.
Философия
ключевых показателей эффективности весьма проста: "Если вы пытаетесь чем-то управлять,
вы должны уметь это измерять. До тех пор, пока что-то
не измеряется, на него не обращают внимания". Приведу пример: всем
известно, какое значение в деятельности компании играет так называемый пресейловый
этап. На подготовку продажи товара или услуги обычно уходит немало
сил и средств. Часто бывает, что время и ресурсы, потраченные
на "обработку клиента", несоизмеримо велики в сравнении с итоговым результатом:
контракт подписан, но его сумма не покрывает расходов на предварительную,
пресейловую, работу. Возможно, это перспективный клиент и в будущем расходы
окупятся, а может быть, и нет. Как оценить, насколько время
и ресурсы, потраченные на пресейловом этапе, адекватны достигаемому результату?
Система
ключевых показателей помогает смотреть на текущую ситуацию в стратегической перспективе.
И увидеть, например, за незначительной прибылью конкретной сделки долгосрочные вложения
в программу работы с заказчиками, которая уже в ближайшие месяцы
даст экономический эффект.
Методология Balanced Score Card (BSC) также использует
ключевые показатели деятельности. При помощи анализа бизнес-процессов определяются значимые для
компании области, в которых назначаются ключевые показатели, подлежащие регулярному измерению.
В каждой области задаются цели, согласованные со стратегией, а для
оценки достижения этих целей формируются ключевые показатели деятельности. Именно такой
подход позволяет согласовать измеряемые показатели эффективности со стратегическими целями компании.
Например, в системе BSC, применяемой в IBS, выделяются четыре области
деятельности - финансы, рынки и отношения с клиентами, исполнение проектов,
организационное развитие и персонал, для каждой из которых назначаются измеримые
показатели. Например, для сферы финансов это экономическая добавленная стоимость, свободный
денежный поток, ликвидность, оборачиваемость активов и др. ; для исполнения
проектов - прирост объемов реализации, себестоимость и рентабельность проектов или
доля проектов, выполненных без замечаний.
При создании системы KPI очень
важно, чтобы используемые показатели были понятны всем сотрудникам, участвующим в
процессе. Обычно задействованные в конкретной сделке или проекте люди сосредоточены
лишь на своем участке работ, по-разному понимают эффективность операции и
практически никогда не понимают значение и место данной сделки в
структуре целей компании. Одни концентрируются на своевременности подготовки документов, другие
- на подписании контракта, третьи - на снижении затрат и
т. д. KPI позволяет свести представления о том, как нужно
функционировать, в частности исполнять проект, к единому пониманию, придать целевую
направленность деятельности сотрудников и подразделений. Общая для всех система координат
позволяет ориентироваться в процессе и говорить на одном языке всем
его участникам. Ее отсутствие серьезно тормозит работу компании как слаженного
механизма, поскольку сотрудники тратят очень много сил и времени на
то, чтобы на неформальном уровне договориться и достигнуть общего понимания,
понять, куда же все-таки нужно двигаться.
Первым и наиболее значимым
условием применения методик измерения эффективности является осознание руководством компании необходимости
этого шага. Второе условие - наличие хорошо развитой информационной системы.
На такой основе уже можно внедрять аналитическую систему, поддерживающую использование
KPI.
После того как показатели определены, методики расчетов разработаны и
обеспечены данными, информационные учетные системы внедрены, систему измерения эффективности необходимо
встроить в бизнес-процессы. Без этого она останется бесполезной игрушкой -
может быть, красивой, но чужеродной для компании и нежизнеспособной. Здесь
не может быть шаблонов, поэтому при построении системы подобного класса
неизбежен интерактивный подход: сначала делается пробный проект, который потом улучшается.
Для подавляющего большинства компаний, которые уделяют должное внимание собственной эффективности
и внутренней организации, внедрение подобных методик лишь дело времени.