Рынок коммерческой недвижимости в Северной столице рассмотрим по тем же
трем направлениям: офисы, торговые помещения, склады и производство. Офисные помещения.
К сентябрю
2002 года на Санкт-Петербургском рынке как офисных, так и торговых
помещений произошли серьезные изменения цен. В основном увеличение стоимости одного
квадратного метра коммерческой недвижимости коснулось центральных районов Санкт-Петербурга (Центральный, Адмиралтейский,
Петроградский, Василеостровский). В среднем, увеличение по сравнению с августом на
рынке торговых помещений составило 26,23 пунктов, что довольно существенно сказалось
на цене предложения в основном в Петроградском и Адмиралтейском районах.
Количество заключаемых сделок осталось на июльском уровне. На рынке офисных
помещений в сентябре существенно увеличилась стоимость за один квадратный метр.
В среднем увеличение составило 39,42 пунктов. Наиболее популярными у потенциальных
покупателей и арендаторов были небольшие помещения. Общая площадь большинства (55%)
выставленных на продажу или сдаваемых в аренду офисов класса С
не превышала 100 кв. м. Арендные ставки на большинство помещений
колебались в пределах от $180 до $570 за кв. м.
в год (75% офисов). Основная часть покупателей (около 70%) останавливала
свой выбор на помещениях стоимостью не дороже $320 за кв.
м. в год. Цена предложения одного квадратного метра по сравнению
с августом увеличилась в основном на торговые помещения. В среднем
цены на коммерческую недвижимость (в частности на торговые помещения) поднялись
на 26,23 (с $606,12 до $632,35). Объем предложения торговых и
офисных помещений немного увеличилась. В среднем торговые помещения предлагались от
580,00 до 1350,00 долларов USA за 1 кв. м. В сентябре
2002 года спрос на офисные помещения достиг июльского уровня, наибольший
рост стоимости одного квадратного метра офисных площадей был замечен в
Центральном, Петроградском и Адмиралтейском районах. Средняя цена предложения в сентябре
составила $561,72, что на 39,42 пунктов больше, чем в августе
2002 года. Стоимость офисных помещений в сентябре 2002 года составила
$561,72, что на 39,42 пунктов больше, чем в августе 2002
года. В сентябре в основном предлагались небольшие офисы от 110
до 210 кв. м., причем спрос на рынке аренды превышает
предложение во всех секторах в несколько раз. Цена предложения одного квадратного
метра по сравнению с августом увеличилась с 522,31 в августе
до 561,72 в сентябре. В среднем цены на офисные помещения
поднялись на $39,42. Объем предложения офисных помещений остался без изменений
(но тенденция к снижению очевидна). В среднем офисные помещения предлагались
от 510,00 до 1000,00 долларов USA за 1 кв. м.
Около 20% клиентов интересуются покупкой офисов и готовы платить до
$800 за кв. м. Менее 5% клиентов готовы платить за
рабочее место свыше $1000. В основном такие офисные помещения предлагаются
в престижных районах и с хорошим ремонтом, возможно даже с
мебелью.Наибольший рост в сентябре был замечен в Центральном, Приморском и
Петроградском районах 28,63, 23,52, и 55,57, пунктов соответственно. В сентябре
2002 года на рынке аренды офисных помещений существенных изменений не
произошло. Арендные ставки стабильны в диапазоне от $9 до $28
кв. м. в месяц по некоторым офисным помещениям достигают $45
за кв. м. в месяц. Спрос также весьма предсказуем. Средняя
стоимость арендных ставок одного квадратного метра по сравнению с августом
незначительно увеличилась и достигла отметки в $11,75 за 1 кв.
м. в месяц и в среднем по городу прирост стоимости
по сравнению с прошлым месяцем составил (+0,52 пунктов). Офисные помещения
класса "А" сдавались в аренду в сентябрье по цене $450
- $570 за кв. м. в год. Офисы класса "В"
- $320 - $370 за кв. м. в год. Арендная
ставка на офисы класса "С" составляла $150 - $220 за
кв. м. в год . Предложение офисных зданий класса С,
на которые ориентирован массовый спрос, постоянно растет. Арендные ставки: $180
за 1 кв. м в год за неотремонтированные офисы, $250
- за уже отделанные. Арендные ставки за помещения класса "С"
перешли отметку в $200 за 1 кв. м в год
и остановили свой рост. Расценки на офисы класса В за
год подросли на 15-20% , достигли $320-370 за 1 кв.
м и пока стабилизировались на этом уровне. Торговые помещения.
В сентябре
2002 года стоимость одного квадратного метра торговых помещений значительно увеличилось
по сравнению с августом. Наибольший рост стоимости одного квадратного метра
торговых площадей был замечен в Петроградском, Московском и Адмиралтейском районе.
Средняя цена предложения в сентябре составила $632,35, что на 26,23
пунктов больше, чем в августе 2002 года. Торговые помещения за
три месяца (июль, август и сентябрь) в среднем по городу
в сумме прибавили около $70. В историческом центре максимальные ценники
при продаже объектов достигли следующих значений: Невский пр. - от
$3,5-4 тыс./кв.м; Литейный, Владимирский и Загородный - свыше $2 тыс./кв.м;
прилегающие к Невскому улицы (Восстания, Маяковского и др.) тихий центр
(ул. Некрасова, пр. Вознесенского, ул. Гороховая) - от $1000. На
окраинах разброс цен очень велик. По $300/кв.м продаются малоинтересные помещения
в глубине "спальных" жилых массивов. На рынке аренды торговых помещений
существенных изменений не произошло. На Невском проспекте арендные ставки преодолели
планку в $1100 за 1 кв. м в год, а
цены купли-продажи составляют $3500-5000 за 1 кв. м. Наиболее ликвидные
объекты за год с июня 2001 по Сентябрь 2002 года
подорожали на 60%. Такой стремительный рост расценок связан с тем,
что предложение торговых площадей за год увеличилось незначительно. Современные торговые
комплексы, которые строятся в окрестностях Невского, будут сданы только к
концу 2003 года. Основным резервом рынка остаются расселенные крупногабаритные квартиры.
Если они расположены на главных проспектах, то ценятся от $1000
за 1 кв. м (в не отремонтированном состоянии). Стоимость продажи
одного квадратного метра торговых помещений по сравнению с июлем значительно
увеличилось. Наибольший рост стоимости одного квадратного метра торговых площадей был
замечен в Петроградском, Московском и Адмиралтейском районах. Средняя цена предложения
в сентябре составила $632,35, что на 26,23 пунктов больше, чем
в августе 2002 года. Более 45% запрашиваемых торговых площадей в
сентябре 2002 года требовались на условиях аренды. Большинство арендаторов около
(65%) ориентировались на небольшие помещения площадью до 140 кв. м.
Около 52% покупателей были готовы приобрести торговые площади до 300
кв. м. Наибольший рост на торговые помещения наблюдался в Петроградском
районе ($763,49 - на $44,65 больше чем в августе), в
Московском районе ($726,90 - на $55,97 больше чем в августе),
в Адмиралтейском районе ($769,50 - на $110,50 больше чем в
авгуте). В сентябре наибольший спад был замечен в Красносельском и
Фрунзенском районах. В остальных районах города на рынке торговых помещений
существенных изменений не произошло. Две трети всех торговых помещений продавались
или сдавались в аренду под магазины и рестораны общей площадью
до 150 кв. м. Стоимость аренды этих помещений составляла $350
- $600, а продажи - $550 - $1700 кв. м.
Склады и производство.По уровню спроса на аренду складская недвижимость конкурирует
со спросом на аренду торговых помещений. Желающих приобрести склад в
собственность тоже не мало – чуть меньше четверти заявок из
всех заявок на покупку недвижимости. Однако спрос не находит адекватного
предложения. Редко находится под склад отдельное помещение. В большинстве случаев,
особенно в вариантах склада под металлические или деревянные изделия, подыскивают
помещения на промышленных предприятиях Петербурга. Нередко под эти нужды предлагается
маленький цех, в котором есть и кран-балка, и необходимые мощности
по электричеству. Местоположение складского помещения в городе не является решающим
фактором в определении цены недвижимости.Уровень арендных ставок предлагаемых складских помещений
лежит в пределах $20-80 за кв.м./год, но уже появляются собственники,
желающие сдать помещения еще дороже - $84 за кв.м./год и
более. Почти половина выставленных на продажу складов имеет цену более
$180 за кв.м. В сентябре 2002 года предложение на рынке аренды
складских помещений было минимальным, спрос значительно превышает предложение. В основном
предлагались помещения на окраине города от $2 до $4,5 за
кв. м в месяц. В сентябре 2002 года наибольшим спросом
у предпринимателей пользуются склады размером около 1000 кв.м. Есть потребность
и в более солидных комплексах - по 3000-5000 квадратных метров.
Доля таких заявок на рынке растет. Наибольший дефицит на складские
помещения наблюдался в центральных районах города. Как и в предыдущие
месяцы, неизменной популярностью у мелкорозничных торговцев пользуются небольшие складские помещения
(до 100-150 метров), особенно в центре города. Арендные ставки в
специализированных складских комплексах немного поднялись по сравнению с июнем, как
всегда за счет центральных районов города и достигли $7,8 -$8,7
кв. м в месяц. В ряд основных ценообразующих факторов недвижимости
складского назначения входят следующие: наличие необходимых инженерных коммуникаций и достаточные
мощности по ним, наличие удобных подъездов автотранспорта, наличие ж/д, достаточная
высота потолков зданий. К осени 2002 года спрос на приобретение и
аренду промышленной недвижимости превысил предложение в два-три раза. С весны
цены выросли уже на 15-20%. Специалисты агентств недвижимости считают, что
стоимость помещений, пригодных для размещения производств, будет увеличиваться и дальше. Для
размещения мелких и средних производств обычно арендуются или покупаются помещения
площадью от 100 до 2 000 кв. м. Главное требование
покупателей и арендаторов - наличие необходимой инфраструктуры: дорог и электросетей.
Многие коммерсанты готовы к сотрудничеству с владельцами промышленных предприятий, но
количество сделок с участием крупных производств невелико. Заводы или комбинаты
наращивают мощности и самостоятельно используют свои площади, а не выставляют
их на рынок, как это происходило раньше. Настоящий ажиотаж в секторе
«промышленной» недвижимости начался летом 2001 года. Цены и арендные ставки
почти повсеместно сравнялись с докризисным уровнем и даже превысили его.
Подорожание происходило в первую очередь за счет «вымывания» дешевых предложений.
По оценкам специалистов компании «Адвекс-РОССТРО», увеличение цен продажи и арендных
ставок с начала 2002 года составило около 30%. В «Бекаре»
также отмечают рост цен, но - не более чем на
20%. Потенциальные производители ищут цеха от 100 до 2 000
кв. м, а продавцы стремятся отдавать площади большими «кусками» —
от 2 000 до 3 000 кв. м. Средняя цена спроса
при сделках купли-продажи — $120-150/кв. м, предложения - $150-180/кв. м.
Еще сложнее обстоят дела в секторе аренды: спрос составляет $4-5
за кв. м в месяц, цены предложения - в полтора
раза выше. И это при том, что аренда, в сущности,
не слишком выгодна производителю - требуется время и серьезные инвестиции,
чтобы наладить выпуск продукции. Естественно, такой дисбаланс спроса и предложения вызывает
трудности с реализацией объектов. Тем не менее, владельцы недвижимости неохотно
идут на уступки - в надежде на дальнейший рост цен.
В результате в этом секторе сложилась довольно любопытная ситуация: при
наличии значительного количества свободных производственных площадей, потенциальные арендаторы страдают от
дефицита помещений. Самый востребованный товар в секторе аренды промышленной недвижимости
- производственные помещения до 200 кв. м. Ведь для мелкого
производителя аренда - это возможность для развития своего дела, а
большие площади ему ни к чему. Но количество заключенных договоров по-прежнему
невелико. Основной спрос на небольшие помещения исходит от пищевиков -
владельцев пекарен, мясо- и овощеперерабатывающих, кондитерских производств. А значит, к
требованиям бизнеса прибавляются требования СЭС. Для таких производителей поиск в
городской черте пригодного помещения площадью 200-300 кв. м особенно сложен.
То, что на заводах пустуют многие помещения, - не секрет.
Но кроме ценовых несоответствий находится еще множество обстоятельств, которые мешают
успешному заключению договора между арендатором и арендодателем. Например, нередко можно
встретить предложения цехов-гигантов, которые пытаются реализовать предприятия-банкроты. Чаще всего такие
производственные помещения в плохом состоянии, с ветхими инженерными коммуникациями и
не вполне понятным юридическим статусом. Много в городе и спорных
объектов, где установить собственника крайне сложно. После беспорядочной приватизации появилась
масса объектов, связываться с которыми специалисты не рекомендуют - как
в случае продажи, так и в случае аренды. Следовательно, эти
объекты также оказываются исключенными из рыночного оборота. И, наконец, владельцы
производственных площадей в центре города и в пределах «ближнего круга»
(Выборгская сторона) осознали ценность своего недвижимого имущества - и перепрофилируют
производства в торговые комплексы и бизнес-центры. Административные здания предприятий после
реконструкции обычно пригодны для размещения офисов. А производственные корпуса чаще
всего сносят, находя освободившимся земельным участкам новое применение. Естественно, что
такие программы перепрофилирования сокращают предложение в секторе промышленной недвижимости и
способствуют росту цен. Многие приватизированные предприятия уже не спешат избавляться от
излишков собственности: часть помещений, которые сперва предлагались к продаже, со
временем начали сдавать в аренду, а теперь все чаще используют
под собственные производственные нужды. Риэлтеры уверены, что в будущем, при
сохранении экономической стабильности, предложение производственных помещений будет падать, а цены
на такие объекты - по-прежнему расти. Возможно, решение проблемы - в
создании новых промышленных зон. Пока ограниченность предложения в городе заставляет
предпринимателей работать с областными властями и предприятиями. Там и цены
низкие и более гибкая политика, которую проводит областное правительство. Впрочем,
в Петербурге постепенно - не без помощи городских властей -
также формируются новые промышленные зоны: развивается Пулково; объявлено о крупном
проекте реконструкции и модернизации на «Парнасе» («ЧН» № 193); появится
технопарк на Кубинской улице (о его создании около года назад
объявило 000 «Северо-Западный ТехноПарк». При подготовке обзоров использовались материалы журнала "Свой
бизнес".
|