Прежде чем начинать разговор о вчерашнем, сегодняшнем и
завтрашнем днях социального жилья, я предложил первому заместителю руководителя Департамента
жилищной политики и жилищного фонда Правительства Москвы Эдуарду Якушенко сравнить
жилые типовые нынешние дома и те, что строили в 50-60-е
годы, 20 и 15 лет назад. "Сравнить, действительно, интересно, -
откликнулся Эдуард Сергеевич, - стоит вспомнить, что еще каких-то 10
лет назад та же серия П-44 была лидером. Сегодня она
снята с производства как морально устаревшая. Но вот парадокс: говорить
придется о жилье, четкого определения которому у нас нет. Что
такое социальное жилье? Какие к нему предъявлять требования?". И
мы договорились, что основное требование таково: это жилье должно быть
дешевым. При этом Якушенко уточнил, что дешевое жилье - это
еще и соответствующие требования к качеству самого строительства, к размерам
и, наконец, к насыщенности удобствами. Что это за требования? Увы,
оказалось, что четко они не определены до сих пор. Существуют
лишь московские нормы строительства, где есть такие понятия, как жилье
первой и второй категорий, высшего класса и элитное, но они
касаются, скорее, качества строительства. И, кстати, в последнее время московские
строители доказали: социальное жилье тоже может быть качественным, и в
нем могут применяться современные отделочные материалы и т.д. Но сегодня
ограничиваться этими требованиями - мало. И здесь не грех вспомнить
"пятиэтажки" первого периода индустриального домостроения. Что бы там ни говорили,
это было прогрессивное решение для того времени: во-первых, строили быстро
и дешево; во-вторых, люди переезжали из коммуналок в отдельное жилье
- для них это было благо. И содержание жилья город
брал на себя. Но вот срок службы этих домов был
ограничен: кто-то называет цифру 25 лет, кто-то 30, иногда 50
- в зависимости от технического решения. Главное, что эти дома
были рассчитаны на жизнь одного поколения… Жребий начать демонтаж
пятиэтажных домов выпал нынешнему поколению. "Мы выделили сносимые и не
сносимые на сегодняшний день серии, и предоставляем людям новое, более
комфортабельное, - уточнит Эдуард Сергеевич, - но опять же -
типовое жилье, построенное по типовым проектам. Увеличен лишь срок службы:
строители утверждают, что эти дома простоят 100 лет. Но должен
сказать: сегодня Юрий Михайлович Лужков обращает внимание на судьбу 9-
и 12-этажных жилых домов, построенных на основе тех же технологий.
Когда подойдет их черед? И это еще более серьезная проблема,
которая с каждым годом будет только обостряться". Затем разговор
перешел на грядущие изменения в строительстве социального жилья. "Сегодня само
понятие типового проектирования домов уходит в прошлое, - считает Якушенко,
- в том числе и в строительстве социального жилья. Мы
приступили к монолитному строительству со свободной планировкой - это позволяет
иметь любое сочетание квартир в доме. Меняются и сроки эксплуатации
дома: монолитные дома рассчитаны на 150-200 лет. Здесь уже можно
говорить: шаг вперед сделан значительный. Изменилось и качество коммуникаций: материалы
применяются более долговечные. Больше выбора у архитекторов и инженеров. Думаю,
что полный переход на новое строительство произойдет через 3-4 года.
Ориентиром может служить наш Домостроительный комбинат № 1 - флагман
московской строительной индустрии, который начинал осваивать серию К-7, в дальнейшем
освоил серию П-44, модернизируя ее, дошел до серии "Юбилейная" -
этот дом более привлекателен по своей архитектуре, по планировке и,
наконец, по стоимости применим для социального жилья. Так вот, ДСК
№ 1 тоже переходит на монолитное домостроение, а у него,
напомню, мощность строительства 1 млн. 200 тыс. кв. метров жилья
в год. Так что если это произойдет, то уж точно
коснется и социального жилья"… Как известно, рынок жилья не ставит
пределов владения - состоятельный человек может купить квартиру и в
200 кв. метров. Но социальному жилью не обойтись без норм.
Как они будут определяться? Вот как отвечает Эдуард Якушенко
на этот вопрос: "Норма при постановке на учет была определена
после войны: от 3 до 5 кв. метров на человека;
тогда же определили норму предоставления жилья: 7-9 кв. метров жилой
площади на человека. В 1982 году, с принятием Жилищного кодекса,
изменилась только норма предоставления - до 12 кв. метров жилой
площади на человека. Затем мы перешли на новую норму: 18
кв. метров общей площади на человека...". Кстати, интересна история
появления этих цифр. Оказывается, в начале XX века норму жилья
описывали не квадратными метрами, а объемом и объясняли это так:
для восстановления функций человеческого организма нужно, чтобы воздух в помещении
менялся через определенный срок. Считалось, что при объеме 25 куб.
метров и вынужденной вентиляции воздух будет полностью меняться 3 раза
за час. И это назвали нормой. А 7 "советских" метров
вывели уже из этой нормы дореволюционной профессуры: объем разделили на
высоту потолка. Площадь составила 7 кв. метров. И эта цифра
гуляла по нормативным документам в течение многих десятилетий… "Мы
выводим среднюю норму иначе, - говорит Якушенко, - количество площади
в городе делим на количество людей - сегодня это около
23 кв. метров на человека. Но это - средняя цифра.
А ведь кто-то имеет и по 200 кв. метров на
человека, кто-то имеет отдельные особняки. А у кого-то не более
10 кв. метров на человека - таких мы и ставим
на учет. Сегодня у нас на учете 190 тысяч семей
- это около 600 тысяч человек. Для восьмимиллионного города -
цифра, прямо скажем, не катастрофическая. Но должен заметить, что учет
наш флюсу подобен: ведь считаем только площадь городских квартир. А
сколько у людей загородных домов? Сколько коттеджей? А это второе
жилье. Недавно в одной из телепрограмм показали известного музыканта -
он сад свой обустраивал, - так вот, он живет один
в большом доме за городом. И мы этот дом в
учет не берем. Считаем лишь его городскую квартиру. Поэтому сегодня
в Госстрое задумались о том, как сделать подотчетным все жилье.
Тогда мы сможем сравнивать себя с Западом, где налажен именно
такой учет…". И коль скоро упомянут Запад, то стоит
заметить, что во многих странах этого самого Запада социальное жилье
предоставляется только в аренду, то есть на время. И если
человек стал зарабатывать больше, то может либо взять в аренду
более комфортабельное жилье, либо купить собственное. А какие требования должны
предъявляться к социальному жилью у нас, ведь оно - бесплатное?..
Прежде всего, стоит отметить: сегодня социальное жилье не только предоставляется
бесплатно, но и людям дается возможность бесплатно его приватизировать. И
это породило проблему: будь то малоимущий человек или имеющий вполне
ощутимый достаток - одинаково требуют: дайте бесплатное жилье! А государство,
город такого количества бесплатного жилья дать не могут. Есть и
другой аспект проблемы: социальное жилье, переходя в процессе приватизации в
собственность малоимущих, выходит из городского управления. И сегодня власти
задумались: как сохранить социальное жилье, которое используется для решения вполне
определенных задач? Ведь потеряв его, город не может ни вести
реконструкцию, ни решать целый ряд проблем, связанных с жилищной политикой.
Предвидя такую ситуацию, несколько лет назад Департамент жилищной политики предложил:
остановить приватизацию. Но президент Борис Ельцин отказал, сославшись на то,
что процедура не отражена в законе. Было и другое предложение:
дать право субъектам Федерации самим устанавливать сроки приватизации или ввести
частично оплачиваемую приватизацию. Вопрос пока не решен, но требует решения:
если речь идет о выкупе, то почему это должно быть
социальное жилье? Пусть выкупают те, у кого договор найма или
аренды, а социальное жилье следует предоставлять только малоимущим гражданам и,
как сказано в Конституции, "и иным, указанным в законах", то
есть речь идет о беженцах, судьях, военных - им должны
давать социальное жилье. Пока же все происходит с точностью
до наоборот: запрещено приватизировать коммерческое жилье, но разрешено - социальное.
Таким образом, введение социального найма в приватизацию лишило возможности его
развивать. В таких случаях говорят: рубят сук, на котором сидят…
Именно поэтому, подводя итог разговору о будущем социального жилья, Эдуард
Якушенко сказал: "Определив, что есть социальное жилье, мы должны запретить
его приватизацию - иначе система социальной поддержки, в той мере,
в какой должна это делать, своих функции выполнять не будет…".
«Квартира, дача, офис» № 189, 14.10.2002
|