Урок масштабного мышления
Первый день занятий в университете. В
понедельник вечером, шаркая ногами, студенты входят на мой семинар по
стратегии менеджмента: кто заранее, кто со звонком, кто с иголочки,
кто неряшлив… Старшекурсники. В этом году они работают у меня,
в следующем - будут работать у вас. Часть моих обязанностей
- помочь им преодолеть переходный период.
Атмосфера напряженная. Я предлагаю
студентам познакомиться. Сообщая друг другу имена и цели, одни хвалятся
недавней практикой, другие говорят, что им нужны только отличные оценки,
третьи - что хотят просто закончить учебу и найти нормальную
работу. Вот весь диапазон мотивов - как и у ваших
сотрудников.
Обсуждение начинается с моего вопроса. Затем долгая тишина. Вы,
вероятно, знакомы с ней по совещаниям: все молчат, боясь сказать
что-нибудь не то. После ободрения и обмена репликами постепенно оттаивают.
Некоторые начинают понимать идею. Обсуждение всегда важнее монолога. Люди хотят
принимать участие.
"Без видения погибают люди"
Помню, я работал в
компании и меня вызвал к себе директор. Мы побеседовали, и
он сказал: "Терри, нашу проблему можно выразить двумя словами: нет
видения". Я подумал: "Он шутит! Преуспевающая компания, 600 человек, три
подразделения, директор и пятеро руководителей. Где же проблема?"
Со временем
я нашел ответ. Направление работы компании было непостоянным, как флюгер.
На этой неделе переходим на безбумажный документооборот, на следующей неделе
все внимание уделяем производству, а потом нас вертикально интегрируют. Руководитель
реально не руководил. Взаимопонимание было слабым, сознательность - на низком
уровне, ресурсы разбазаривались, везде царила неразбериха. Несколько тысяч лет назад
кто-то верно заметил: "Без видения погибают люди".
В 1993 г.,
когда Луи Герстнер (Lou Gerstner) стал президентом IBM, он сказал:
"Сейчас IBM меньше всего нужно видение". Через три года: "Сейчас
IBM больше всего нужно видение". Противоречие? Нет. В 1993 году
IBM болела. Стоимость акций была низкой, и компания нуждалась в
сугубо практическом руководстве. Герстнер сосредоточился на краткосрочных задачах, поскольку надо
было реорганизовать бизнес. В 1996 году, когда доходы выросли и
появилась система управления, он поделился своим видением с работниками, чтобы
те взяли на себя ответственность. И что вы думаете? Они
были готовы принять это.
Лидер обязан вести вперед. Он должен
создать стратегическое видение и найти слова, которые нарисуют будущее, укажут
направление и вдохновят людей на целенаправленные действия. Хотят ли работники
только зарплату повыше и льгот побольше? Или они хотят знать:
"Куда мы идем? Есть ли какое-нибудь интересное и важное дело,
которому я могу себя посвятить? Могу ли я активно участвовать?"
Если нет видения, есть безответственность, пустой взгляд и люди, которым
не терпится куда-нибудь уйти. В этом году они учатся у
меня. В следующем году будут у вас работать. Есть ли
у вашей компании неотразимое видение, которое бросит им вызов и
заставит их работать с душой?