Об этом сообщил начальник отдела разработки
и анализа комплексных градостроительных проблем Комитета по строительству администрации Петербурга
Борис Зеленов. Щадящий режим ТСН "Реконструкция и застройка
исторически сложившихся районов Петербурга" и "Реконструкция и застройка центральных районов
Петербурга", уже утвержденные губернатором Петербурга Владимиром Яковлевым, фактически отменяют Ведомственные
строительные нормы, принятые еще в 1989 году. Под исторически сложившимися
районами понимаются районы, сформировавшиеся до 50-х годов -- периода массового
домостроительства: Автово, часть Московского района, район Черной речки и Ланского
шоссе и проспект Обуховской обороны. По словам Бориса Зеленова, с
учетом особенностей этих районов к ним будет применяться так называемый
щадящий режим. Пока Борис Зеленов отказался сообщить, в чем именно
он будет заключаться, равно как и сообщить об остальных деталях
ТСН, сославшись на то, что нормы еще не утверждены Госстроем.
Он сказал лишь, что новые ТСН "учитывают федеральные интересы и
не нарушают законодательства". Также известно, что если в ТСН застройка
будет расписана по отдельным кварталам некоторых районов города, то общегородские
планы застройки появятся в Генеральном плане развития Петербурга до 2015
года. Благоприятные условия Новые ТСН разрабатывались одновременно с
Адресной программой размещения объектов потребительского рынка до 2004 года (см.
"ДП" №145/02, www.dp.ru). По словам заместителя начальника Управления потребительского рынка
-- начальника отдела организации торговли, анализа и прогнозирования развития потребительского
рынка КЭРППиТ Натальи Долгополовой, она также призвана решить проблему с
законодательством в области торговой недвижимости. По ее мнению, финансирование адресной
программы будет осуществляться исключительно за счет инвесторов, примерная сумма инвестиций
в этот проект составит $500 млн. Именно принятие нормативных
актов является единственным приемлемым способом воздействия государства на экономику. Наталья
Долгополова расходится во мнении с теми, кто утверждает, что вместо
принятия законов чиновники могли бы предоставить налоговые льготы. "Арендные льготы
предоставлялись предприятиям на протяжении довольно долгого периода -- с 1998
по 2001 год. По-моему, это достаточный срок для того, чтобы
сформировать капитал, необходимый для успешного функционирования в дальнейшем", -- считает
Наталья Долгополова. По ее словам, именно сейчас для воплощения программы
в жизнь сложились благоприятные условия, поскольку активно расширяется номенклатура магазинов,
уже сейчас насчитывающая множество типов торговых предприятий. Особое мнение
Главный архитектор петербургского Государственного института по проектированию предприятий торговли
и общественного питания ("Торгпроект") Дмитрий Ловкачев: "Одна лишь адресная
программа не может решить вопросы повышения качественного уровня торгового обслуживания
потребителей. Необходимо разработать и внедрить механизм, стимулирующий повышение уровня торговых
технологий, качества и эстетики процесса торговли. Прискорбно, но большинство решений
в этой области лежит в привлечении московских или западных ритейлеров.
Среди новых петербургских операторов можно отметить лишь "О"Кей", но и
он базируется на иностранном капитале и технологии. Нашему институту, как
члену ICSC (International Council of Shopping Center), досадно констатировать вопиющее
технологическое отставание большинства наших лидеров торговли -- городских универмагов. Обладая,
со своей сложившейся за многие десятилетия покупательской базой, неизмеримым потенциалом
развития, его разменивают на мелочи и малозначимые косметические мероприятия. Несомненно,
что концепция развития потребительского рынка должна предусматривать и стимулирование процесса
реновации в традиционных торговых предприятиях. Развитие современных торговых объектов
также должно приобрести более упорядоченные формы. Использование городских земель возможно
не только под жилье и торговлю. Ситуация, когда у популярной
станции метро "засаживают" по три-четыре торговых объекта от 5000 м2
каждый, создает только иллюзию конкуренции. Опыт восточно-европейских стран и Москвы
показывает, что необходима правильная политика рассредоточения торговых объектов, одинаково понимаемая
и реализуемая городскими властями, муниципальными округами и самими ритейлерами. Политика
рассредоточения должна помимо сбалансированного решения градостроительных задач обеспечить и решение
задач технологических, обеспечив приоритет в доступе к недвижимости для непосредственных
операторов. Сложившийся в последнее время тип нового торгового объекта --
гиперларек, модернизированная версия вещевого рынка, объективно уступит место полноценным Shopping-центрам,
объединяющим в первую очередь высокотехнологичные супермаркеты одежды, бытовой техники, товаров
для дома и продуктов, но также обеспечивающих и досуг проживающего
поблизости населения". Алексей Коломенцев «Деловой Петербург» №151, 2.09.2002
|