Историю
об увольнении компанией Apple ее собственного создателя я услышал на
одном из семинаров по управлению от моего американского коллеги. Стив
Джобе, создатель компьютера "Макинтош" и основатель гигантской компании, сопоставимой с
IBM, начал работу в собственном гараже. Первые компьютеры были достаточно
сложны, и работать с ними могли только ученые. Стиву пришла
идея, что если компьютер будет проще в использовании и дешевле,
его станут покупать обычные люди. Он оказался прав. Имея 1300
долларов (большую часть которых он выручил от продажи своего подержанного
"фольксвагена"), Джобе сделал "Apple-1". Их было только двое, Стив Джобе
и его приятель Стив Возняк, они сами собирали первые персональные
компьютеры и продавали их. Компания росла благодаря усилиям Стива и
его новациям. В 1980 году фирма Apple впервые продала свои
акции в открытой продаже и выручила 1,19 млрд. долларов! Однако
наступил момент, когда компания уволила этого человека. Джобе нанял менеджеров,
а они приняли решение о его отставке. И они не
позволили ему возобновить свою работу в компании.
Так звучала эта
история. Отставка Джобса в ней больше похожа на изящно спланированный
маркетинговый ход, так как трудно представить себе, что подобные шаги
могли быть осуществлены без собственного согласия предпринимателя. В то же
время, будучи умным, дальновидным и талантливым бизнесменом, Джобе, вероятно, имел
серьезные основания для подобного шага, каким бы парадоксальным он ни
был на первый взгляд. Возможно, все дело было в отношении
Стива к собственной компании.
В предпринимательстве существуют некоторые ловушки, в
которые попадает бизнесмен и которые служат причиной неудач на разных
стадиях развития фирмы. Начиная собственное дело, вы с каждым днем
начинаете все больше вовлекаться в нею, включаетесь в осознание того,
что необходимо и чего недостает для реализации задуманного, понимаете характер
и содержание вашего участия, вашей включенности в бизнес. На следующей
стадии компания, производя конкретную продукцию или оказывая определенные услуги, начинает
развиваться, набирает силу и энергию. Продукцией предпринимателя становится создание самого
бизнеса, в котором кроме вас существуют другие менеджеры и появляются
процессы, которые как бы начинают жить своей собственной жизнью, саморазвиваясь
и самоорганизуясь. Одна из ловушек, в которую попадает на этой
стадии предприниматель, связана с его восприятием собственной фирмы.
На протяжении
многих лет компании традиционно строились на основе механистического представления. То
есть компания рассматривалась как некий неодушевленный предмет, нечто механическое, вещь,
которая производит другие вещи. Механистическая метафора хорошо работала в XIX
и в начале XX века, потому что легко поддавалась пониманию,
а сама компания легко охватывалась сознанием человека, находящегося в позиции
управляющего. Один-единственный человек мог своим взглядом охватить все составляющие части
этого механизма, понять работу каждой из подсистем (реклама, сбыт, производство
и др.). Все отделы легко просматривались. Сейчас это невозможно даже
по отношению к малой фирме. Сегодня для работы фирмы необходима
поддерживающая и обеспечивающая деятельность такой сложности, которую не в состоянии
охватить отдельно взятый человек. Информационные системы достигли такой степени сложности,
информационные потоки стати настолько насыщены, что на уровне компании одному
управляющему все отследить невозможно. Это означает, что люди, которые принимают
решения, FIC могут контролировать каждый процесс в своем бизнесе. Развитие
информационных технологий полностью изменило параметры маркетинга. Сегодня, независимо от того,
что вы производите или продаете, вы производите информацию. Потоки информации
захлестывают все стороны человеческой жизни и особенно сферу бизнеса. Кому
из вас знакомо чувство, что вас накрывает поток информации? С
чего мне начать? О чем узнать в первую очередь? Мы
вступили в новую эпоху - эпоху информации.
В этих условиях,
работая с российскими компаниями, можно обнаружить их состояния, которые руководители
характеризуют, как кризисные. Я думаю, что во многих отношениях понятие
"кризис" тоже является метафорой. В большинстве российских компаний, с которыми
доводилось работать или общаться мне и моим коллегам, предприниматели рассматривали
свою компанию как некий механический объект, механическую систему Поэтому они
столкнувшись с тем, что им постоянно не хватало информации для
того, чтобы справиться с управлением. Неспособность контролировать и управлять осознавалась
предпринимателями как кризис. Опыт менеджеров, с которыми мне доводилось работать,
часто заключался в том, что они стремились управлять фирмой как
автоматом по принципу "нажмешь на кнопку - получишь результат". И
до тех пор, пока мы работаем в системе представлений о
компании как о механистической системе, мы будем сталкиваться с состоянием
отчаяния и разобщенности в поисках "нужной кнопки" при дефиците информации.
Невозможно себе представить, что в XXI столетии мы сможем управлять
деятельностью фирмы, не создавая институт соруководства. Но для этого необходима
несколько иная система представлений.
Одним из эффективных способов описания компании
сегодня стал взгляд на нее как на разумную живую систему.
Что это означает? Прежде всего это значит, что целое здесь
больше суммы составляющих его частей, что разум и возможности, которые
имеет целое, гораздо выше, чем сумма разума и возможностей, которыми
располагают отдельные индивиды. Этот взгляд отражается и на структуре компаний,
которые успешно работают в новых условиях информационно насыщенного мира. Старые
иерархические зависимости исчезают, уступая место подвижным командам, состав которых постоянно
обновляется. Команды создаются под конкретные задачи, а после их выполнения
переформировываются под другие задачи, образуя гибкую, текучую систему, в которой
быстро передается информация от одной части к другой. Огромное внимание
уделяется общению, коммуникации. Специальное внимание отводится обучению работников, оснащению их
знаниями и необходимыми умениями. Таким образом, можно представить себе компанию
в виде сложно организованного целого, которое объединяет в себе способности
и возможности всех входящих в него работников. И это ни
что иное, как способ организации, структура разумной живой системы. Сложность
и парадокс этой ситуации в том, что для того, чтобы
предприниматель мог создать компанию, которая является живой системой, он сам
должен стать частью этой системы. Ему нужно научиться быть составной
частью целого, которое он создал. И это - один из
тестов в создании эффективной успешной компании.
Подумайте о себе, как
о родителе. Что вы думаете о своем ребенке и его
развитии? Вас интересует жизнь вашего ребенка и все стороны его
роста, и вы стремитесь, чтобы он обладал всеми необходимыми знаниями
и информацией.
Именно с такой ситуацией сталкивается предприниматель, прежде чем
даст компании возможность самостоятельно существовать. Как раз на этой стадии
очень многие предприниматели терпят неудачу. Это является своеобразным испытанием, потому
что на первой стадии существования компании она сосредоточена на вас.
Компания - это вы, ваши умения и навыки. Это вы
вносите жизнь, это вы воодушевляете людей, это вы строите систему,
это вы планируете диапазон возможностей. Вы создаете свою мечту. Это
вы осуществляете ту работу, которая нужна для того, чтобы мечта
воплотилась в жизнь. И поэтому, когда в какой-то момент фирма
начинает жить самостоятельной жизнью, вы, как предприниматель, можете попасть в
состояние кризиса. Но теперь вы должны выпустить все это из
собственных рук и стать одним из участников этой компании, составной
частью чего-то большего, чем являетесь сами. Для очень многих это
становиться невозможным. Попадание в эту ловушку становится одной из причин,
по которым большое количество фирм прекращают свое существование после первых
лет работы. Стив Джобе не только избежал этой ловушки, но
и смог талантливо и с изяществом обставить завершающий этап этого
процесса. Тем не менее, способ, которым Джобе реализовал представление о
компании, как о живой системе, далеко не единственный, а российская
действительность накладывает свой отпечаток на направление поиска места предпринимателя в
созданной им компании.