Артур Кириленко: Для развития строительного рынка
как бизнеса самоустранение государства -- скорее, положительный фактор. Сегодня на
питерском рынке работает около 100 компаний. Практически все они собирают
деньги населения для реализации проектов долевого строительства. Люди, которые заключают
подобную сделку, в силу понятных психологических причин не отказались бы
от дополнительных гарантий со стороны, например, местной администрации. Однако в
нашем случае все гарантии -- на совести частного предпринимателя. Поэтому
добросовестность для нашего бизнеса -- первое условие. Его не всегда
легко соблюсти мелким фирмам, и в ряде случаев трудно обвинить
их: в случае, например, финансового кризиса продержаться за счет собственных
ресурсов они не в состоянии. Наша компания одной из
первых стала привлекать дольщиков к строительству жилых домов. Это было
новое и рискованное решение -- заняться строительством, но результат оказался
более чем удачным. К первому проекту долевого участия нам с
трудом удалось привлечь четырех дольщиков, сейчас "Строймонтаж" ведет одновременно десятки
строительных проектов, среди которых жилые дома на несколько тысяч квартир.
Именно поэтому, я полагаю, будущее принадлежит крупным компаниям, которые "укрепляют
фундамент" по всему финансовому периметру. "Строймонтаж", безусловно, в их числе.
После того, как в середине 90-х годов мы смогли твердо
заявить, что научились хорошо строить, компания расширила сферу деятельности и
стала фактически выполнять функции инвестиционно-строительной группы: привлекать инвесторов, дольщиков, с
одной стороны, и подрядчиков -- с другой. А когда мы
осознали, что размещать заказы и продавать недвижимость выгоднее, чем просто
строить, когда поняли, что вполне освоили и это направление, появилась
уверенность в завтрашнем дне и желание двигаться дальше. К проекту
крупнейшего в Петербурге бизнес-центра "Петровский форт" на Выборгской набережной, который
мы сдаем уже осенью 2002 года, "Строймонтаж" подошел одновременно и
как управляющая компания. "Профиль": Означает ли это, что вы
постепенно уходите с рынка жилищного строительства? А.К.: Совсем нет.
Мы в основном специализируемся на строительстве жилья, где у нас
есть и своя ниша, и уникальные проекты. Мы строим типовые
дома для спальных районов, рассчитанные на горожан со средним уровнем
доходов. Но уровень этот в последнее время растет, и нам
приходится пересматривать взгляды на типовые проекты. Невозможно сейчас предлагать среднему
классу "хрущевки", "брежневки" и даже "сталинки". Кирпично-монолитные дома с большими
кухнями, санузлами и индивидуальными планировками оказались самыми востребованными на первичном
рынке жилья. Этот сектор нам нравится, и наши клиенты, я
думаю, тоже вполне довольны. Вместе с тем мы стараемся внимательно
анализировать перспективу, принимая во внимание рост благосостояния населения вообще и
увеличение числа богатых клиентов в частности. Так возникают проекты домов
повышенной комфортности и уж совсем эксклюзивные для Петербурга штучные проекты.
Такой, знаете, строительный haute couture. Таким мы задумали свой проект
жилого комплекса на Крестовском острове -- "Пятый элемент". "П.":
Это первый в городе проект класса люкс? А.К.: Один
из первых. В Петербурге Крестовский остров -- знаковое место. Еще
недавно парковое захолустье, провинция на карте центрального района, он превратился
сейчас в район элитной застройки. Инвестиционные и строительные компании вовремя
оценили вектор спроса на качественное и престижное жилье в этом
чистом и тихом месте. Малоэтажные дома начали активно расселять и
реконструировать под коттеджи. И очень быстро на территории острова стали
возникать целые жилые микрорайоны. Кроме того, по данным маркетинговых
исследований, существует спрос не только на коттеджи или элитные квартиры
как таковые, но на особое жизненное пространство. "Пятый элемент" --
апартаменты для современной экономической, интеллектуальной, культурной элиты. Кто-то пытался сравнивать
его со знаменитой в начале прошлого века Виллой Родэ, построенной,
кстати, недалеко от нашего современного комплекса. Крупный промышленник Альфред Родэ
в начале XX века превратил свою дачу в предместье, которым
тогда являлся Крестовский остров, в пансионат для художественной и поэтической
богемы Серебряного века. Он создал поистине особую культурную среду.
Мы тоже создаем особую среду. Но другую. Мы не рубили
деревьев. Мы очистили Южный пруд, на берегу которого строим здание.
Чтобы максимально точно вписать "Пятый элемент" в культурный и исторический
ландшафт, мы стремились создать именно гармонию стихий. В Петербурге, западном
форпосте России, японский, восточный стиль, на который ориентируется проект, смотрится,
как признают городские архитекторы, оригинально. Символом проекта мы выбрали не
техногенную суперсовременную начинку (которая как раз спрятана от любопытных глаз
и призвана служить только для удобства будущих жильцов), а цветок
сакуры -- символ единения четырех природных элементов. "П.": Получается,
что в зонировании Петербурга на богатые и бедные районы участвуют
и строители? А.К.: Во всех городах мира существуют и
фешенебельные районы, и такие, где благополучные семьи стараются с детьми
не гулять. Социальное расслоение общества закономерно ведет к делению Петербурга,
но скорее не на районы, а на микрорайоны. Выбирая место
под новое строительство, мы всегда учитываем инфраструктуру и окружение будущего
дома. Ведь квартиры в наших домах с индивидуальными планировками покупают
люди далеко не бедные, и им не безразличен вид из
окон, уровень безопасности и благоустройства территорий и дворов. Мы отработали
механизм согласования типовых проектов до автоматизма: заранее уверены, в каких
районах и какое жилье будет пользоваться большим спросом. По опыту
других компаний знаю, как нелегко строить в историческом центре. Здания
в Центральном и Адмиралтейском районах Петербурга строители лишь реконструируют: сохраняя
фасад (это может быть барокко или классика, уничтожать которую не
позволят городские архитектурные органы, а воссоздать не возьмется ни один
строитель), меняют начинку. Но даже в Петроградском и Василеостровском районах,
где удается получить согласование с городскими архитекторами на новое строительство
под стиль модерн, возникают проблемы, связанные с обязательным развитием инфраструктуры,
коммуникаций района. Приходится улаживать вопросы с коммунальными городскими службами.
"П.": Кто ваши клиенты? Для кого вы строите типовые кирпично-монолитные
дома и кто будет жить в "Пятом элементе"? А.К.:
В типовых домах покупают квартиры поднакопившие денег успешные горожане, которые
просто могут позволить себе улучшить жилищные условия. Родители покупают жилье
для молодых семей и для детей-студентов. "Пятым элементом" интересуются люди,
известные в бизнесе. Это, как правило, владельцы или руководители компаний.
Их уже не устраивает коттедж за высоким забором где-то за
городом. Но жить в городских апартаментах они тоже уже не
хотят. В "Пятом элементе" соблюдены четыре формы приватности, о которых
говорил американский исследователь Алан Вестин в своей работе "Приватность и
свобода". Уединение -- состояние, в котором человек избавлен от наблюдения
со стороны других; интимность, или замкнутое общение; сдержанность -- наличие
психологической дистанции, даже барьера между индивидуумом и остальными окружающими его
людьми; анонимность -- состояние, когда человек, находясь в общественном месте,
стремится остаться неузнанным. Я и сам собираюсь жить в "Пятом
элементе", так что интерес к проекту у меня неформальный. Может
быть, как раз поэтому мне нетрудно было представить, как правильнее
построить и организовать "Пятый элемент". "Профиль" №35 (305), 23
сентября
|