Клуб "Водник" - единственный состоявшийся брэнд Архангельской области, а русский
хоккей - перспективный объект инвестирования для отечественного бизнеса. Надежда Брешковская В
Архангельске 30 марта завершился XXIII чемпионат мира по хоккею с
мячом. За комплект медалей боролись сборные России, Белоруссии, Казахстана, Швеции,
Норвегии, Финляндии, США, Голландии, Эстонии. Такой "географии" и количества участников
чемпионаты мира по русскому хоккею (которые проводятся с 1957 года,
раз в два года) еще не знали. В свою очередь,
Архангельск давно не знал такой бурной, богатой на эмоции недели.
С точки зрения его жителей, хоккей с мячом - намного
больше, чем спорт. Это символ региона и предмет особой гордости
населения. Никто сильнее архангелогородцев не радуется растущей популярности русского хоккея,
никто не ждет включения этого вида игр в олимпийскую программу
больше, чем они. Праздник (он же траур) Участников финального матча
предсказывали даже дилетанты: в поединке за золотые медали, как и
на 22 предыдущих чемпионатах, встретились сборная России (16-кратный чемпион мира,
с учетом побед сборной СССР) и Швеции (шесть золотых медалей).
Однако сам финал оказался для многих неожиданностью. Чемпионами 2003 года
стали шведы, потерявшие этот титул в 1997 году. Архангелогородцы 30
марта были в трауре, поражение российской сборной переживали даже далекие
от спорта люди. Для жителей города обоих полов, всех возрастов
и сословий чемпионат, бесспорно, стал главным событием года. Билеты на
игры с участием сборной России, а также на полуфинальные матчи
и финал раскупили задолго до начала первенства. На игры приезжали
колонны автобусов с болельщиками из районов области. После матчей до
двух часов ночи в Архангельске не смолкало раскатистое "Водник!". Дело
в том, что в сознании местных болельщиков сборная страны и
архангельский "Водник", один из сильнейших клубов России и мира, -
одно и то же. Игроки этого клуба составляют костяк национальной
сборной. Кстати, за 20 дней до мирового чемпионата "Водник" стал
чемпионом России. В седьмой раз. Бенди в русской транскрипции До
середины XIX века хоккей с мячом был для многих народов
мира лишь популярной зимней забавой, неотъемлемой частью массовых гуляний. Первыми
додумались сделать из развлечения спорт англичане. Они же завезли хоккей
с мячом в Россию, а его российская история началась в
Петербурге. В 1897 году петербургский банковский служащий Петр Москвин разработал
первые полноценные правила игры, серьезно усовершенствовав "сырой" английский образец. В
первые дни марта 1898 года на Северном катке (располагался на
Каменноостровском проспекте, в районе нынешней станции метро "Петроградская") прошел первый
матч по новым правилам. С этой даты и начинается официальная
биография отечественного хоккея. К концу XIX века популярность хоккея с
мячом не знала границ. Правда, каждый народ играл в него
по-разному, подстраивая игру под свой характер. В России играли с
русским размахом: на ничем не огражденных футбольных полях, забивая мячик
в маленькие ворота. А канадцы "зачехлили" маленькое поле высокими бортами,
заменили мячик шайбой, видоизменили клюшки, придумали силовые приемы, вручили клюшку
вратарю (в хоккее с мячом голкипер ловит мяч руками) -
в общем, создали совсем другой хоккей. Преданными хоккею с мячом
остались только Россия и Скандинавские страны. Правда, в силу исторической
ситуации 1928-1954 годов скандинавско-российские пути развития этого спорта не пересекались.
К общему знаменателю бенди (так его называли и называют на
Западе) и русский хоккей были приведены лишь в 1955 году.
Сейчас правила игры для всех едины, а термины "бенди" (принят
на Западе) и "русский хоккей" считаются синонимами. И все же
надо признать, что по своей сути хоккей с мячом остается
русским. "Бескрайность" поля, взрывные скорости, размашистые удары-броски мяча. На трибунах
тоже все по-русски: болельщики два часа в лютый мороз стоят
на открытых стадионах, согреваются водкой и дают полную свободу эмоциям.
Просто "Водник"Если когда-то столицей русского хоккея был Санкт-Петербург, то сегодня
российским центром этого спорта считается Архангельск. По признанию специалистов, именно
здесь началось возрождение отечественного хоккея с мячом, пришедшего в упадок
в середине 1990-х годов. В Архангельске русский хоккей появился в
1920-х годах. Инструктор физкультуры Евгений Дулетов создал при Клубе водников
(моряков Северного морского пароходства) хоккейную команду "Северный водник", с 1938
года - просто "Водник". Первыми архангельскими хоккеистами стали футболисты и
конькобежцы. Много позже Дулетов вспоминал, что за первые недели тренировок
спортсмены переломали все клюшки. Александр Цыганов приехал в Архангельск потому,
что "власти буквально носят свой клуб на руках" На советской
хоккейной арене "Водник" не блистал, выше седьмого места в чемпионате
СССР не поднимался. Путь к вершинам начался уже в новой
России. В 1991 году "Водник" вышел на международный уровень -
участвовал в розыгрыше Кубка мира, который проходит в шведском городе
Юсдаль. В 1996-м архангельские хоккеисты впервые стали чемпионами России, и
за семь последующих лет "водники" уступили чемпионское звание российским коллегам
лишь один раз - в 2001 году красноярскому "Енисею". Секрет превращения
второсортного клуба в "команду мечты" следует искать в политэкономической области.
Открытие регионального масштаба Сегодня архангельский клуб - один из самых
дорогих в России. На содержание "Водника" ежегодно тратится более 100
млн руб. Его постоянно финансируют крупнейшие предприятия региона: Соломбальский ЛДК,
Соломбальский ЦБК и "Архангельскгеологодобыча" (дочерняя компания "ЛУКОЙЛа"). Однако 80% средств
поступает из бюджетов Архангельской области и Архангельска. Капитан "Водника" Александр
Цыганов признался однажды, что, когда ему два года назад предложили
возглавить одну из российских команд, он выбрал Архангельск еще и
потому, что "там власти буквально носят свой клуб на руках".
Именно с безусловной поддержкой "Водника" региональной политической элитой многие специалисты
связывают его внушительные успехи. Доля истины в этом есть, но
надо учесть, что до 1990-х годов элита - как политическая,
так и экономическая - русский хоккей, что называется, в упор
не замечала. Нашелся человек, который открыл для нее "Водник". Человек,
открывший "Водник" для региональной элиты Этот человек - Борис Скрынник.
Он играл в архангельском клубе, был помощником главного тренера, параллельно
занимаясь торговым бизнесом, а в конце 1980-х годов стал директором
команды (сейчас его должность - исполнительный директор общественного фонда "Водник").
Путь директора Скрынник начал с разработки стратегии развития клуба. В
частности, он решил, что одно из обязательных условий успеха -
создание искусственного льда, благодаря которому можно существенно продлить сезон игр
и тренировок. И ему удалось убедить в этом руководство области
и крупных предприятий. Искусственное ледовое покрытие на стадионе "Труд" обошлось
городской и областной казне, а также предприятиям-спонсорам в 200 тыс.
долларов - по тем временам огромная сумма. Но на этом
Скрынник не остановился.Он снова пошел по властным кабинетам и приемным
больших компаний, убеждая всех, что нужны крупные суммы для возвращения
в команду лучших игроков, успевших разъехаться по шведским бенди-клубам. Затем,
говорил он, нужно "купить" очень хорошего тренера, оплачивать работу второго
тренера, клубных докторов и массажистов... В 1995 году в "Водник"
пришел Владимир Янко - один из лучших российских тренеров, работавший
раньше в Финляндии. Собственно, он и научил архангельских хоккеистов играть
так, как они играют сегодня. Из Швеции приехали Александр Цыганов
и другие хоккеисты, составляющие теперь костяк команды. Хотя "вернулись" -
сказано не вполне верно: большинство из них живут "на два
дома": после ответственных игр "Водника" и серии тренировок едут в
Швецию, куда давно переселились их семьи. "Мы стараемся сделать ребятам
нормальные зарплаты, - говорит Скрынник, - потому что они должны
хорошо питаться, ходить в красивой одежде и ездить на достойных
машинах. Последнее очень важно: на игроков смотрят мальчишки, и они
должны видеть - быть хоккеистом престижно". И зарплаты действительно приличные:
в среднем хоккеисты "Водника" получают 3 тыс. долларов в месяц,
а, например, Сергею Обухову и Михаилу Свешникову платят по 10
тыс. долларов. Имиджевый проект Борис Скрынник не рассказывает, какие аргументы
он приводил в процессе убеждения элит. Однако наблюдатели говорят, что
главный довод звучал так: сильная команда - инструмент формирования имиджа
как региона в целом, так и отдельных его представителей. Потому
что болельщики - те же избиратели. Власти Архангельской области не
скрывают, что "Водник" - их безусловный приоритет, даже в ущерб
другим спортивным проектам. Потому что архангельские хоккеисты завоевывают золото, потому
что их любит народ и, главное, потому что "Водник" -
пожалуй, единственный состоявшийся брэнд региона. Справедливости ради надо отметить, что
успехи "Водника" пошли на пользу имиджу не только региона, но
и русского хоккея в целом. Конечно, нельзя сказать, что мир
в последние годы "заболел" этим спортом. Но то, что в
него теперь играют далеко не только русские и скандинавы, -
факт. За несколько лет Международная федерация по хоккею с мячом
(FIB) пополнилась Белоруссией, Казахстаном, Эстонией, Венгрией, Нидерландами, США, Канадой, даже
Монголией и Индией. По информации секретариата FIB, собираются вступать в
федерацию Великобритания, Исландия, Швейцария, КНДР и Китай. За широту охвата
МОК уже признал хоккей с мячом потенциальным олимпийским видом. Осталось
развить женский бенди (по Олимпийской хартии, олимпийский вид спорта должен
быть "двуполым"), который сейчас культивируют только в шести странах. Также
хоккей с мячом должен найти хотя бы одну широко известную
в мире фирму-спонсора. Что касается финансовой поддержки внутри страны, то
сейчас, кажется, сложились благоприятные условия для вступления отечественных компаний в
ряды спонсоров этого вида спорта. Пока бенди еще не очень
известен, не так дорог, как, скажем, футбол или хоккей с
шайбой. В то же время рост популярности дает основания полагать,
что инвестиции окупятся. Архангельск Эксперт,Северо-Запад #13 (122)
|