бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
СТАТЬИ
ВСЕ - хоккей

Клуб "Водник" - единственный состоявшийся брэнд Архангельской области, а русский хоккей - перспективный объект инвестирования для отечественного бизнеса.

Надежда Брешковская

В Архангельске 30 марта завершился XXIII чемпионат мира по хоккею с мячом. За комплект медалей боролись сборные России, Белоруссии, Казахстана, Швеции, Норвегии, Финляндии, США, Голландии, Эстонии. Такой "географии" и количества участников чемпионаты мира по русскому хоккею (которые проводятся с 1957 года, раз в два года) еще не знали.

В свою очередь, Архангельск давно не знал такой бурной, богатой на эмоции недели. С точки зрения его жителей, хоккей с мячом - намного больше, чем спорт. Это символ региона и предмет особой гордости населения. Никто сильнее архангелогородцев не радуется растущей популярности русского хоккея, никто не ждет включения этого вида игр в олимпийскую программу больше, чем они.

Праздник (он же траур)


Участников финального матча предсказывали даже дилетанты: в поединке за золотые медали, как и на 22 предыдущих чемпионатах, встретились сборная России (16-кратный чемпион мира, с учетом побед сборной СССР) и Швеции (шесть золотых медалей). Однако сам финал оказался для многих неожиданностью. Чемпионами 2003 года стали шведы, потерявшие этот титул в 1997 году. Архангелогородцы 30 марта были в трауре, поражение российской сборной переживали даже далекие от спорта люди.

Для жителей города обоих полов, всех возрастов и сословий чемпионат, бесспорно, стал главным событием года. Билеты на игры с участием сборной России, а также на полуфинальные матчи и финал раскупили задолго до начала первенства. На игры приезжали колонны автобусов с болельщиками из районов области. После матчей до двух часов ночи в Архангельске не смолкало раскатистое "Водник!".

Дело в том, что в сознании местных болельщиков сборная страны и архангельский "Водник", один из сильнейших клубов России и мира, - одно и то же. Игроки этого клуба составляют костяк национальной сборной. Кстати, за 20 дней до мирового чемпионата "Водник" стал чемпионом России. В седьмой раз.

Бенди в русской транскрипции


До середины XIX века хоккей с мячом был для многих народов мира лишь популярной зимней забавой, неотъемлемой частью массовых гуляний. Первыми додумались сделать из развлечения спорт англичане. Они же завезли хоккей с мячом в Россию, а его российская история началась в Петербурге.

В 1897 году петербургский банковский служащий Петр Москвин разработал первые полноценные правила игры, серьезно усовершенствовав "сырой" английский образец. В первые дни марта 1898 года на Северном катке (располагался на Каменноостровском проспекте, в районе нынешней станции метро "Петроградская") прошел первый матч по новым правилам. С этой даты и начинается официальная биография отечественного хоккея.

К концу XIX века популярность хоккея с мячом не знала границ. Правда, каждый народ играл в него по-разному, подстраивая игру под свой характер. В России играли с русским размахом: на ничем не огражденных футбольных полях, забивая мячик в маленькие ворота. А канадцы "зачехлили" маленькое поле высокими бортами, заменили мячик шайбой, видоизменили клюшки, придумали силовые приемы, вручили клюшку вратарю (в хоккее с мячом голкипер ловит мяч руками) - в общем, создали совсем другой хоккей.

Преданными хоккею с мячом остались только Россия и Скандинавские страны. Правда, в силу исторической ситуации 1928-1954 годов скандинавско-российские пути развития этого спорта не пересекались. К общему знаменателю бенди (так его называли и называют на Западе) и русский хоккей были приведены лишь в 1955 году. Сейчас правила игры для всех едины, а термины "бенди" (принят на Западе) и "русский хоккей" считаются синонимами.

И все же надо признать, что по своей сути хоккей с мячом остается русским. "Бескрайность" поля, взрывные скорости, размашистые удары-броски мяча. На трибунах тоже все по-русски: болельщики два часа в лютый мороз стоят на открытых стадионах, согреваются водкой и дают полную свободу эмоциям.

Просто "Водник"

Если когда-то столицей русского хоккея был Санкт-Петербург, то сегодня российским центром этого спорта считается Архангельск. По признанию специалистов, именно здесь началось возрождение отечественного хоккея с мячом, пришедшего в упадок в середине 1990-х годов.

В Архангельске русский хоккей появился в 1920-х годах. Инструктор физкультуры Евгений Дулетов создал при Клубе водников (моряков Северного морского пароходства) хоккейную команду "Северный водник", с 1938 года - просто "Водник". Первыми архангельскими хоккеистами стали футболисты и конькобежцы. Много позже Дулетов вспоминал, что за первые недели тренировок спортсмены переломали все клюшки.

Александр Цыганов приехал в Архангельск потому, что "власти буквально носят свой клуб на руках"
На советской хоккейной арене "Водник" не блистал, выше седьмого места в чемпионате СССР не поднимался. Путь к вершинам начался уже в новой России. В 1991 году "Водник" вышел на международный уровень - участвовал в розыгрыше Кубка мира, который проходит в шведском городе Юсдаль. В 1996-м архангельские хоккеисты впервые стали чемпионами России, и за семь последующих лет "водники" уступили чемпионское звание российским коллегам лишь один раз - в 2001 году красноярскому "Енисею".

Секрет превращения второсортного клуба в "команду мечты" следует искать в политэкономической области.

Открытие регионального масштаба


Сегодня архангельский клуб - один из самых дорогих в России. На содержание "Водника" ежегодно тратится более 100 млн руб. Его постоянно финансируют крупнейшие предприятия региона: Соломбальский ЛДК, Соломбальский ЦБК и "Архангельскгеологодобыча" (дочерняя компания "ЛУКОЙЛа"). Однако 80% средств поступает из бюджетов Архангельской области и Архангельска. Капитан "Водника" Александр Цыганов признался однажды, что, когда ему два года назад предложили возглавить одну из российских команд, он выбрал Архангельск еще и потому, что "там власти буквально носят свой клуб на руках". Именно с безусловной поддержкой "Водника" региональной политической элитой многие специалисты связывают его внушительные успехи. Доля истины в этом есть, но надо учесть, что до 1990-х годов элита - как политическая, так и экономическая - русский хоккей, что называется, в упор не замечала. Нашелся человек, который открыл для нее "Водник".

Человек, открывший "Водник" для региональной элиты


Этот человек - Борис Скрынник. Он играл в архангельском клубе, был помощником главного тренера, параллельно занимаясь торговым бизнесом, а в конце 1980-х годов стал директором команды (сейчас его должность - исполнительный директор общественного фонда "Водник"). Путь директора Скрынник начал с разработки стратегии развития клуба. В частности, он решил, что одно из обязательных условий успеха - создание искусственного льда, благодаря которому можно существенно продлить сезон игр и тренировок. И ему удалось убедить в этом руководство области и крупных предприятий. Искусственное ледовое покрытие на стадионе "Труд" обошлось городской и областной казне, а также предприятиям-спонсорам в 200 тыс. долларов - по тем временам огромная сумма. Но на этом Скрынник не остановился.

Он снова пошел по властным кабинетам и приемным больших компаний, убеждая всех, что нужны крупные суммы для возвращения в команду лучших игроков, успевших разъехаться по шведским бенди-клубам. Затем, говорил он, нужно "купить" очень хорошего тренера, оплачивать работу второго тренера, клубных докторов и массажистов...

В 1995 году в "Водник" пришел Владимир Янко - один из лучших российских тренеров, работавший раньше в Финляндии. Собственно, он и научил архангельских хоккеистов играть так, как они играют сегодня. Из Швеции приехали Александр Цыганов и другие хоккеисты, составляющие теперь костяк команды. Хотя "вернулись" - сказано не вполне верно: большинство из них живут "на два дома": после ответственных игр "Водника" и серии тренировок едут в Швецию, куда давно переселились их семьи.

"Мы стараемся сделать ребятам нормальные зарплаты, - говорит Скрынник, - потому что они должны хорошо питаться, ходить в красивой одежде и ездить на достойных машинах. Последнее очень важно: на игроков смотрят мальчишки, и они должны видеть - быть хоккеистом престижно". И зарплаты действительно приличные: в среднем хоккеисты "Водника" получают 3 тыс. долларов в месяц, а, например, Сергею Обухову и Михаилу Свешникову платят по 10 тыс. долларов.

Имиджевый проект


Борис Скрынник не рассказывает, какие аргументы он приводил в процессе убеждения элит. Однако наблюдатели говорят, что главный довод звучал так: сильная команда - инструмент формирования имиджа как региона в целом, так и отдельных его представителей. Потому что болельщики - те же избиратели.

Власти Архангельской области не скрывают, что "Водник" - их безусловный приоритет, даже в ущерб другим спортивным проектам. Потому что архангельские хоккеисты завоевывают золото, потому что их любит народ и, главное, потому что "Водник" - пожалуй, единственный состоявшийся брэнд региона.

Справедливости ради надо отметить, что успехи "Водника" пошли на пользу имиджу не только региона, но и русского хоккея в целом. Конечно, нельзя сказать, что мир в последние годы "заболел" этим спортом. Но то, что в него теперь играют далеко не только русские и скандинавы, - факт. За несколько лет Международная федерация по хоккею с мячом (FIB) пополнилась Белоруссией, Казахстаном, Эстонией, Венгрией, Нидерландами, США, Канадой, даже Монголией и Индией. По информации секретариата FIB, собираются вступать в федерацию Великобритания, Исландия, Швейцария, КНДР и Китай.

За широту охвата МОК уже признал хоккей с мячом потенциальным олимпийским видом. Осталось развить женский бенди (по Олимпийской хартии, олимпийский вид спорта должен быть "двуполым"), который сейчас культивируют только в шести странах. Также хоккей с мячом должен найти хотя бы одну широко известную в мире фирму-спонсора.

Что касается финансовой поддержки внутри страны, то сейчас, кажется, сложились благоприятные условия для вступления отечественных компаний в ряды спонсоров этого вида спорта. Пока бенди еще не очень известен, не так дорог, как, скажем, футбол или хоккей с шайбой. В то же время рост популярности дает основания полагать, что инвестиции окупятся.

Архангельск
Эксперт,Северо-Запад #13 (122)

     
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz