бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
СТАТЬИ
Министерство по налогам и сборам расформируют?

Работа специалистов Министерства по налогам и сборам стала вызывать нарекания не только рядовых налогоплательщиков. С резкой критикой работы налогового ведомства выступают уже и некоторые сотрудники президентской администрации. Специалисты полагают, что это верный признак скорой реорганизации министерства

Как сообщил RBC daily чиновник из президентской администрации, у Кремля появляется все больше причин для недовольства эффективностью работы Министерства по налогам и сборам (МНС). В частности, немало претензий связано с тем, что переданные МНС функции регистрации юридических лиц реализуются в ведомстве крайне безграмотно. Процедура регистрации, вместо того чтобы упроститься, стала только сложнее: образовались огромные очереди, создалась прекрасная почва для коррупции. Эксперты полагают, что зреющее в Кремле недовольство работой налогового ведомства в ближайшее время может вылиться в его реорганизацию, или по крайней мере, в серьезную внутреннюю реформу.

Руководство министерства по налогам и сборам в последнее время подвергается серьезной критике, и поводов для нее, считают специалисты, более чем достаточно. В прошлом году налоговики систематически не выполняли план по сбору средств в бюджет. За год общий недобор, по оценкам специалистов, составил порядка 55,4 млрд рублей. В результате правительству, рассчитывавшему на эти деньги, пришлось осуществлять текущие расходы и заниматься пополнением финансового резерва иными методами, в том числе и с помощью известных прошлогодних приватизационных сделок. Однако сегодня основные претензии к работе МНС относятся не столько к недобору налогов, сколько к тому, что в налоговом ведомстве на корню губится административная реформа. «Принятые в 2001 году законы о снижении административных барьеров и дебюрократизации в Министерстве по налогам и сборам почти не работают», - сказал RBC daily сотрудник администрации президента. - Например, после передачи министерству функции регистрации юридических лиц эта процедура стала только сложнее и дороже».

До 1 июля 2002 года (когда МНС получило право регистрации юридических лиц) налоговики утверждали, что им лучше других удастся создать условия для внедрения принципа «одного окна», который должен сократить до минимума хождение предпринимателей по бюрократическим инстанциям. Однако на деле вышло совсем наоборот. Предприниматели говорят, что ни о каком принципе «одного окна» и говорить не приходится, чиновникам не удалось даже создать нормальные условия даже по принципу «двух окон»: регистрация и постановка на учет. «Процедура регистрации иногда по причине низкой компетенции сотрудников, а иногда и сознательно затягивается и вместо положенных по закону пяти дней идет дней десять, - поделился с RBC daily своими наблюдениями специалист одного из предпринимательских объединений. - Просрочка ведет к тому, что бизнесмен не успевает встать на учет в отведенные законом десять дней, а налоговые органы оказываются тут как тут и штрафуют предпринимателя». В налоговых инспекциях, утверждают специалисты, заполняется очень громоздкая база данных, вся информация в которую вбивается вручную, что занимает огромное количество времени. «В результате пропускная способность некоторых инспекций упала до пяти человек в день, образовались страшные очереди, - сказал RBC daily специалист регистрационной палаты. - Люди приходят в налоговые инспекции к четырем утра: рано заняв очередь, они надеются до конца приема сдать документы. А где появляются очереди, создается прекрасная почва для коррупции. Похоже, что руководство МНС такая ситуация устраивает, иначе оно давно бы уже выпустило приказ по ведомству для изменения порядка прохождения документов, в том числе и через «одно окно»».

Эксперты считают, что не только возможный злой умысел сотрудников создает сложности в регистрации, но также очень низкая квалификация персонала министерства. «Зачастую компетенция рядовых сотрудников налоговых органов недостаточна для качественного выполнения своих обязанностей, - говорит сотрудник администрации президента. - За невысокую зарплату налоговые органы иногда берут лишь бы кого, например девочек-выпускниц, которые еле-еле разбираются в бухучете и юриспруденции. Ситуация усугубляется еще и тем, что сотрудники инспекций не мотивированы выполнять свои обязанности быстро и четко. Наоборот, не исключено, что их скрытая цель - делать это так, чтобы хоть как-то компенсировать свою невысокую зарплату».

Однако, только подняв зарплату, полагают специалисты, проблему квалификации не решить. Оплату труда надо четко привязать к эффективности работы. А это можно сделать, например, использовав системы рейтинговых оценок работы министерства, а заодно и всех других государственных органов, непосредственно контактирующих с населением. «Оценивать можно скорость прохождения стандартных процедур, частоту возникновения ошибок, наличие очередей в той или иной инстанции, периодичность издания госорганом новых регламентирующих документов», - говорит сотрудник администрации президента. В соответствии с полученным рейтингом и будет определяться оплата труда. «Для внедрения такой системы, - сказал RBC daily чиновник одного из экономических ведомств, - придется провести серьезную перестройку всей внутренней структуры МНС. Может быть, даже некоторые функции (к примеру, регистрацию предпринимателей) передать более компетентным специалистам Минюста или Минфина». В то же время некоторые «радикалы» вообще предполагают, что налоговое ведомство по своим функциям не совсем подходит под статус министерства, и его безболезненно можно объединить с тем же Минфином, образовав при нем соответствующий департамент.

«Совсем недавно было проведено масштабное реформирование силовых министерств. Конечно, в ближайшие месяцы экономический блок вряд ли подвергнут «перетряске», по крайней мере, слияния МНС с каким-либо другим министерством не предвидится. Однако думаю, что подобные изменения вполне возможны ближе к выборам», - сказал RBC daily один из экспертов. По мнению источников в правительстве, именно в конце 2003 – начале 2004 года стоит ожидать «массированной атаки власти» на бюрократические структуры, к которым у населения есть больше всего претензий. МНС как раз можно отнести к этой категории. «Перетряска» налоговых органов может быть использована как эффективный козырь в предвыборной президентской компании Владимира Путина.

Отдел экономики

Лада Федорова, 27.03.2003
РИА «РосБизнесКонсалтинг»

     
Яндекс.Реклама
Hosted by uCoz