Крупные корпорации перестали брать кредиты в России, предпочитая более дешевые
западные деньги. Российским банкам приходится искать другие источники доходов Ряд российских
банков начал в марте рекламную компанию кредитных ресурсов для малого
и среднего бизнеса. Характерно, что последние до сих пор не
входили в поле интересов банков, пребывая в категории «невыгодных клиентов».
Кредиты представителям малого и среднего бизнеса выдавались на драконовских условиях
- иногда под 60% годовых в рублях. Эксперты связывают появившийся
интерес банков к этому сектору с падением доходности по кредитам
крупным корпорациям и необходимостью поддерживать рентабельность, а также прогнозируют постепенное
снижение процентных ставок. Сейчас, по оценкам аналитиков, доля кредитования малого
и среднего бизнеса в общем объеме банковского кредитования составляет 5-10%.
«Точных оценок нет, но я думаю, что эта величина ближе
к 5%», - сказал RBC daily аналитик компании «Тройка-диалог» Андрей
Иванов. Слабый интерес банков к сектору малого и среднего бизнеса
объясняется высоким риском в свете слабой развитости самого малого бизнеса
в России и большими операционными издержками, приводящими к низкой рентабельности
подобных операций. Кредитование крупной корпорации гораздо выгоднее. Операционные издержки ниже
в силу малого числа оформляемых кредитов, что повышает рентабельность. Наиболее
рентабельными, как следует из аналитических отчетов, оказываются банки, работающие с
ограниченным кругом крупных клиентов, например «Ситибанк» или «Еврофинанс». Однако в
последнее время доходность кредитования крупных клиентов стала падать. «Крупные корпорации
получили доступ к более дешевому иностранному капиталу, - говорит Андрей
Иванов. – Процентные ставки в западных банках ниже, чем в
российских и крупные корпорации, естественно, предпочитают занимать деньги у них».
Не последнюю роль в этом сыграл и выход ряда российских
корпораций на западный рынок ценных бумаг. «Например, наши нефтяные компании
размещали депозитарные расписки и другие ценные бумаги на европейском рынке,
– сказал RBC daily аналитик компании «Центр развития» Дмитрий Лепетиков.
– В результате эти компании стали узнаваемы в Европе и
теперь легко могут взять кредит в любом европейском банке. Кроме
того, финансовые возможности европейских банков значительно превосходят возможности российских. Часто
у российских банков просто нет такого количества средств, которое устроило
бы крупную корпорацию». Падение интереса к отечественным банкам со стороны
крупных клиентов связано еще с одним фактором, а именно с
возможностью использовать небанковские инструменты кредитования, в частности размещение и выпуск
долговых ценных бумаг. Одновременно с падением интереса крупных корпораций к
российским банкам наблюдается рост интереса населения к банковским вкладам. Соответственно,
банки ощущают приток средств населения. «Эти деньги, как правило, дорогие,
- говорит Дмитрий Лепетиков. – Их необходимо инвестировать в высокодоходные
инструменты». Вообще-то, по данным экспертов, банки ощущают переизбыток средств последние
три года. Но до сих пор эти деньги инвестировались в
ценные бумаги, поскольку на этом рынке наблюдалась очень высокая доходность.
«Доходность рынка ценных бумаг падает, - говорит Андрей Иванов. –
И банки вынуждены искать другие формы инвестирования». В этих условиях
российским банкам приходится искать пути поддержания падающей рентабельности, в частности,
переключаться на менее выгодных клиентов, не имеющих доступа к дешевым
западным деньгам. Таковыми и являются предприятия малого и среднего бизнеса.
Банки занялись разработкой стандартизованной технологии выдачи небольших кредитов, что позволит
им несколько снизить издержки. Многие банки, в частности Сбербанк, обладают
развитой филиальной сетью, которую необходимо окупать. «Такую сеть можно окупить
только кредитуя адекватных клиентов, а именно малый бизнес, - говорит
Андрей Иванов. – Последний демонстрирует высокий потенциал к развитию: рост
малого бизнеса в ближайшие годы будет опережать темпы роста экономики.
Банки понимают перспективность этого сегмента и стремятся отработать технологию кредитования
уже сейчас, пока не начался бурный рост». Флагманами этого процесса
выступают небольшие банки, недавно появившиеся на рынке, для которых ниша
крупного бизнеса закрыта, в силу того что все крупные клиенты
давно разобраны и поделены. Например, банк «Русский стандарт» или «Дельта-банк».
Они делают ставку на потребительское кредитование и кредитование малого и
среднего бизнеса. Однако, по данным Андрея Иванова, малый бизнес сегодня
реально кредитуют всего несколько банков. Остальные пока присматриваются к этому
сегменту. Аналитики ожидают падения процентных ставок по небольшим кредитам после
массового выхода банков в сектор малого бизнеса. «До сих пор
кредиты предприятиям малого и среднего бизнеса выдавались под высокие проценты
потому, что этот сектор не был интересен банкам, - говорит
Дмитрий Лепетиков. – Теперь интерес появился, и ставки будут постепенно
снижаться. Резкого падения, конечно, не будет». Однако не все аналитики
разделяют столь оптимистическую позицию. Например, по мнению Андрея Иванова, реальное
снижение процентных ставок может произойти только после появления реальной конкуренции
в этом секторе. «Мы наблюдали этот процесс на примере автокредитования,
- говорит Андрей Иванов. – Два года назад взять кредит
на покупку автомобиля было очень сложно. Теперь это стало намного
легче и дешевле». Впрочем, когда отечественный малый бизнес получит столь
необходимые ему дешевые кредитные ресурсы, аналитики предсказывать не берутся. Елена
Тофанюк, 27.03.2003 РИА «РосБизнесКонсалтинг»
|