Неэффективное государство стало самым сильным тормозом развития России. Ни одна
реформа не доводится до конца - фактически ее откровенно саботируют
сами чиновники и их лоббисты в законодательных структурах. Так, крайне
необходимая стране реформа ЖКХ правительственными поправками к закону "Об основах
федеральной жилищной политики", принятыми недавно Госдумой во втором чтении, фактически
сведена к упорядочению платежей населения за жилищно-коммунальные услуги. Структурные реформы
здесь, как, впрочем, и во всех других правительственных документах, присутствуют
лишь в виде голых деклараций - реальных механизмов их реализации
нет и в помине. И понятно почему - настоящие реформы
лишают чиновников кормушек. Деятельность госаппарата все больше концентрируется на удовлетворении собственных
интересов. Желая избавиться от ненавистного им петербургского губернатора Владимира Яковлева,
кремлевские интриганы прибегают к методам, наносящим жителям Петербурга едва ли
не больший вред, чем самому объекту преследования. Вместо того чтобы
инициировать уголовное дело против самого Яковлева за намеренное введение им
в заблуждение федерального правительства в истории с гарантией Петербурга по
кредиту РАО "ВСМ" (см. статью в этом номере), чиновники блокируют
финансирование городских инфраструктурных проектов и "вешают" на город несуществующий долг,
прекрасно зная, что при любом раскладе возвращать его бюджет Петербурга
не будет (платить придется либо федеральному бюджету напрямую, либо Октябрьской
железной дороге). Между тем, по мнению специалистов, эти претензии Минфина
к Петербургу существенно повлияли на потенциальных инвесторов. Так, именно по
этой причине, уверены эксперты, ЕБРР затормозил предоставление городу кредита на
развитие инфраструктуры (ремонт улиц, дорог и инженерных коммуникаций в жилых
домах), а немецкие инвесторы отказались финансировать проект "Водоканала" по замене
давно устаревшей технологии хлорирования воды йодированием. Вал критики госаппарата нарастает
как снежный ком. О неэффективности государства говорят уже не только
либеральные политики (Борис Немцов: "Государственная машина стала тормозом на пути
прогресса, необходим капитальный ремонт всей системы государственной власти") и прогрессивные
чиновники из ведомства Германа Грефа. Дошло до того, что даже
обласканные властью олигархи начинают рубить сук, на котором сидят. Олег
Дерипаска в интервью агентству "Прайм-ТАСС" обличает олигархический механизм: "На практике
альянс чиновничества с частью бизнеса занимается перекачкой финансов и с
рынка, и из государственной казны в карманы административных капиталистов". Олигарх
призывает на борьбу с административным капиталом - "особым типом паразитического
капитала, возникшего в результате слияния государственных чиновников всех уровней с
частным бизнесом". Видимо, чиновничий беспредел достал уже даже тех, кто
много лет эффективно использовал его для собственного обогащения. Очевидно, что никакая
реформа в экономике не даст результата, пока не будет радикально
перестроено само государство. Административная реформа необходима сейчас России больше, чем
какая-либо другая. Президент Путин, похоже, давно это понял и потому
в начале своего правления акцентировал внимание именно на ней. Однако
никаких заметных успехов не добился. Справедливо полагая, что реформирование госаппаратом
самого себя так же невозможно, как самотрепанация черепа (удачное выражение
бывшего главы "ВымпелКома" Дмитрия Зимина), Путин попытался создать механизм такой
реформы в виде эффективной "президентской вертикали". Но дело не пошло.
И понятно почему: работники этой "вертикали" - тоже чиновники, с
такой же, как и у их потенциальных "пациентов", системой мотивации. Разорвать
порочный круг может только гражданское общество - потребитель услуг государства,
как всякий потребитель на любом рынке в современной стране, диктующий
производителю ассортимент и качество производимой продукции. Как утверждают психологи, в
развитых странах Запада доминирует как раз такого рода экономико-психологическая концепция
политического устройства общества. Избиратели заказывают политикам управленческие услуги, точно так
же, как они заказывают фирмам бытовые услуги. Поэтому и отношение
граждан к политикам соответствующее, то есть сугубо прагматическое. Если они
видят, что политик не способен предоставить им услуги требуемого качества,
его обязательно меняют. Такой подход требует, однако, во-первых, развитого чувства гражданской
ответственности, а во-вторых, понимания, что цели можно достичь лишь адекватными
ей средствами. В частности, избиратели должны осознать, что коррупция и
неэффективная работа госаппарата в значительной степени обусловлены низкими зарплатами чиновников.
Поэтому никакая административная реформа не принесет результатов, если чиновникам по-прежнему
будут мало платить. Надо обеспечить адекватными зарплатами хотя бы ключевые
направления - судей, прокуроров, милиционеров, работников контрольных органов (пожарных, СЭС,
торговую инспекцию и т.д.). В ситуации с административной реформой мы
опять натыкаемся на коренную проблему нашей жизни - неразвитость гражданского
общества. Выше головы не прыгнешь, ибо никто не даст нам
избавленья от наших бед - кроме нас самих. Все надежды
на доброго царя - не более чем иллюзия. Владимир Грязневич, spm111@yandex.ru
|