Мощный потенциал пенсионной системы разжигает азарт игроков пенсионного рынка В ноябре
2002 г. начал работать первый в России иностранный пенсионный фонд
- НПФ ING, основанный европейской финансовой группой ING. Проявление интереса
к российскому пенсионному рынку со стороны Запада подстегивает неблагоприятная ситуация
в мировой пенсионной индустрии, активы которой в 2001 г. снизились
на 12%. Не исключено, что в ближайшее время и другие
иностранные пенсионные фонды в поисках "свежей крови" могут прийти на
отечественный рынок. До сих пор иностранные аналитики прощупывали рынок в
поисках потенциальных клиентов. В Европе пенсионные фонды ING входят в
число лидеров рынка. Того же группа ждет и от своего
российского НПФ. Он уже ведет переговоры о сотрудничестве не только
с российскими представительствами иностранных компаний, которые являются его потенциальными клиентами
"по умолчанию", но и с крупнейшими российскими холдингами. И это
несмотря на то, что у многих из них есть свои,
достаточно крупные, НПФ. Едва появившись на рынке, новый игрок уже
заявил о намерении развивать филиальную сеть. Напрашивается вывод: иностранцы видят
в новой пенсионной российской системе настолько мощный потенциал, что за
стремление статъ лидером готовы заплатить весьма дорогую цену. Понятно, что
ING - это лишь первая ласточка. Банки также давно присматриваются
к пенсионным деньгам. Причем ими уже предпринимались попытки участия в
выплатах пенсий и в накопительном пенсионном страховании. Однако пока безуспешно.
Теперь же у банков есть шанс. Пакет законов по пенсионной
реформе предусматривает, что средства пенсионных накоплений будут инвестироваться по договорам
доверительного управления компаниями, имеющими единую лицензию на управление инвестфондами, ПИФами
и НПФ. И если банки получат такую лицензию, они смогут
участвовать в конкурсах на инвестирование пенсионных средств. Повышение статуса Подписывать
лицензии новым НПФ теперь будет лично министр труда и социального
развития РФ, а не инспекция НПФ при Минтруде, как это
было до сих пор. В ноябре 2002 г. на рынке
негосударственных пенсионных фондов появилось шесть новых игроков. Их лицензии подписаны
лично министром труда и социального развития РФ Александром Починком. Это
"НПФ Торгово-промышленной палаты" (Москва), "Негосударственный еврейский пенсионный фонд" (Москва), НПФ
"Инвестиционно-сберегательный ПФ" (Москва), НПФ "Объединенные регионы" (Петербург), НПФ "Партнер" (Калининград),
НПФ "Скандинавия" (Петербург). Ожидается, что с 2004 г. пенсионный рынок
существенно расширится и по объему, и по числу участников. В
инфраструктуру обязательного пенсионного страхования войдут Пенсионный фонд России, управляющие компании,
НПФ, спецдепозитарии, банки. Приход же иностранцев, равно как и усиленное
внимание федеральной власти, свидетельствует о том, что все участники грядущих
изменений хотят застолбить свое присутствие на рынке, на который вскоре
будет ежегодно поступать 6-8 млрд. долл. Причем не просто присутствие,
а лидерство. Риск неоправдан Пока же будущие участники инфраструктуры обязательного
пенсионного страхования высказывают замечания по пакету законов о пенсионной реформе
и, в частности, к Закону "О негосударственных пенсионных фондах". Так,
Павел Теплухин, президент УК "Тройка Диалог", считает, что основные моменты
данного законопроекта не способствуют защите прав и интересов субъектов, в
том числе и будущих пенсионеров. Кроме того, законопроект не содержит
четких норм, дистанцирующих учет и отчетность пенсионных средств по обязательному
пенсионному обеспечению и добровольному пенсионному страхованию. Это относится как к
требованиям к НПФ, так и к спецдепозитарному хранению активов. То
есть возникают противоречия и, прежде всего, с требованиями закона об
инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, содержащими жесткие
требования к участникам инвестиционного процесса. По мнению П. Теплухина, отсутствие
надлежащего разделения в учете и контроле различных видов пенсионного обеспечения
может привести к нежелательным последствиям и негативно сказаться на развитии
системы пенсионного обеспечения. Ведь инвестиции накопительной части обязательного пенсионного обеспечения
будут подвергаться дополнительным неоправданным рискам. В законопроекте отсутствуют также четкие
ограничения для самостоятельного инвестирования НПФ средств пенсионных накоплений. Причем законопроект
не устанавливает требований к наличию опыта инвестирования и квалификационных требований
к НПФ, осуществляющих самостоятельное инвестирование. Отсюда возникает необходимость установления жестких
требований, причем не менее жестких, чем в Законе об инвестировании
средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии. Законопроект же пока
не предусматривает ответственности за некачественное инвестирование или инвестирование с нарушением
этого Закона. Законопроект значительно ущемляет права субъектов инвестирования, в том
числе управляющих компаний в части вознаграждения и компенсации расходов по
сравнению с Законом об инвестировании средств для финансирования накопительной части
трудовой пенсии. Управляющие не заинтересованы в получении высокого дохода от
инвестирования, так как их вознаграждение не зависит от такого прироста.
Это неизбежно приводит к снижению эффективности инвестирования пенсионных накоплений через
НПФ по сравнению, например, с прямым инвестированием ПФР через управляющие
компании. П. Теплухин считает необходимым привести нормы законопроекта в соответствие
с Законом об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой
пенсии. Евгений Жуков Журнал «Экономика России: ХХI век» № 10
|