В 1992 году Правительство Москвы приняло
решение о создании в Москве концентрированной деловой зоны, послужившее первоосновой
создания этого одиозного проекта. Удачно соседство участка с Кремлем (до
него от Московского делового Центра «Москва-Сити» всего четыре километра). Замахнулись
на освоение двух с половиной миллионов квадратных метров офисных, гостиничных,
торговых и развлекательных площадей. Впервые в Восточной Европе предполагалось создание
зоны деловой активности, которая сразу объединит бизнес, проживание и досуг.
Было учреждено акционерное общество АО «Сити». Владимир Ресин публично объявил,
что отнес свои семейные ваучеры в это АО, взял на
них акции «Сити» и посоветовал москвичам последовать его примеру. Начальный
капитал АО «Сити» в 48 миллионов рублей был разделен на
48 тысяч обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1000 рублей. Народный
ажиотаж привел даже к очередям жаждущих пристроить свои приватизационные чеки
в обмен на акции (в то время по закону допускался
лишь обмен, но не покупка акций за деньги). Над столицей
витало всеобщее оптимистическое ожидание очень скорых дивидендов. В то инфляционное
время москвичи переживали не лучшие дни, и «Сити» всем казалось
панацеей, экономическим чудом. Однако дивидендов, на которые искренне рассчитывали
москвичи, никто не получил. Акции АО «Сити» так и не
стали ликвидными и до сих пор не привлекли интереса на
рынке ценных бумаг. В 1995 году Ю.Лужков попытался придать
строительству «Сити» федеральный масштаб — тогда еще премьер В.Черномырдин заложил
памятную капсулу в фундамент «Сити». В мэрии предполагали, что все
будет построено уже к концу 1997 года. Однако к 1997
году удалось только расчистить место, построить пешеходный мост и начать
обустройство инфраструктуры района. Стало ясно, что в «Сити» не успеют
построить ни одного объекта даже к 2000 году. Тогда
столичные власти приняли решение о придании «Сити» статуса территориальной единицы
с особыми правами и полномочиями. Для того чтобы повысить интерес
инвесторов к проекту делового центра «Москвы-Сити», было принято решение продавать
земельные участки в собственность. Юридически — в аренду на 49
лет. Кроме того, решили установить особый льготный режим налогообложения.
Участникам проекта обещают поручительства Правительства Москвы для привлечения инвестиций и
кредитов. Сегодня финансовое участие в проекте столичного правительства минимально.
Из бюджета Москва финансирует только прокладку инженерных сетей жизнеобеспечения. А
все остальное строительство ведется на привлеченные средства: заинтересованные инвесторы выбирают
подходящий участок и строят здание за свой счет, привлекая кредитные
ресурсы. К концу 2005 года из 2,5 миллиона квадратных метров
общей площади в эксплуатацию будет сдано 1,5 миллиона. Как
сообщили в пресс-службе АО «Сити», сегодня сооружен торгово-пешеходный мост «Багратион»
(сдан в эксплуатацию к 850-летию Москвы). Построен офисный комплекс «Башня
2000» на набережной Тараса Шевченко. В стадии строительства: торгово-досуговый комплекс
Центрального ядра «Москва-Сити» с транспортно-пересадочным узлом метрополитена, «Правительственный квартал» и
комплекс «Аквапарк» с гостиницей. Завершается создание инженерно-транспортной инфраструктуры. К «Сити»
уже «прилепили» участок третьего транспортного кольца, где сооружаются линии мини-метро
от станции «Киевская». Подписан контакт о строительстве скоростной транспортной системы,
которая соединит комплекс «Москва-Сити» с аэропортом «Шереметьево», а затем и
другими столичными аэропортами. Похоже, у строителей «Сити» патологическая склонность
к гигантомании. Предполагается сооружение здесь 648-метровой башни «Россия» (для сравнения:
это высота двух разрушенных 11 сентября башен Всемирного торгового центра,
поставленных друг на друга). Кстати, реально о строительстве башни можно
говорить только в конце 2006 года. Планируется создать две огромные
площади, на которых одновременно смогут собраться один миллион человек.
Высота небоскребов должна быть не менее 110 этажей. Только тогда
будет достигнута экономическая эффективность, считают зарубежные архитекторы. Сейчас средняя высота
зданий в «Сити» планируется в два раза меньше. За 10
лет в сооружение «Сити» привлекли инвестиции на $108 миллионов. А
требуется $13 миллиардов. И, как прогнозирует Иосиф Орджоникидзе, строительство «Сити»
займет еще минимум восемь лет. Но, похоже, для «Сити»
блеснул лучик надежды. В 2001 году Россия подала заявку на
проведение в Москве международной выставки «ЭКСПО-2010». В администрации АО «Сити»
логично рассчитывают, что это событие позволит МДЦ «Москва-Сити» стать символом
города и символом будущей выставки. Если выбор падет на Москву,
зарубежный финансовый поток польется в «Сити» рекой. И это уже
будет не ваучерный мираж 1992 года, а реальные деньги.
Кстати, в 1998 году у «Сити» возник конкурент — «Химки-Сити».
Этот более скромный проект стоимостью $100 млн. активно развивается. «Химки-Сити»
включен в число приоритетных направлений развития Московской области и является
важным проектом в Московском регионе. Для реализации проекта «Химки-Сити» отведена
территория общей площадью 50 гектаров в непосредственной близости от международного
аэропорта Шереметьево и шоссе Москва — Санкт-Петербург. В 1992
году Правительство Москвы приняло решение о создании в Москве концентрированной
деловой зоны, послужившее первоосновой создания этого одиозного проекта. Удачно соседство
участка с Кремлем (до него от Московского делового Центра «Москва-Сити»
всего четыре километра). Замахнулись на освоение двух с половиной миллионов
квадратных метров офисных, гостиничных, торговых и развлекательных площадей. Впервые в
Восточной Европе предполагалось создание зоны деловой активности, которая сразу объединит
бизнес, проживание и досуг. Было учреждено акционерное общество АО «Сити».
Владимир Ресин публично объявил, что отнес свои семейные ваучеры в
это АО, взял на них акции «Сити» и посоветовал москвичам
последовать его примеру. Начальный капитал АО «Сити» в 48 миллионов
рублей был разделен на 48 тысяч обыкновенных именных акций номинальной
стоимостью 1000 рублей. Народный ажиотаж привел даже к очередям жаждущих
пристроить свои приватизационные чеки в обмен на акции (в то
время по закону допускался лишь обмен, но не покупка акций
за деньги). Над столицей витало всеобщее оптимистическое ожидание очень скорых
дивидендов. В то инфляционное время москвичи переживали не лучшие дни,
и «Сити» всем казалось панацеей, экономическим чудом. Однако дивидендов,
на которые искренне рассчитывали москвичи, никто не получил. Акции АО
«Сити» так и не стали ликвидными и до сих пор
не привлекли интереса на рынке ценных бумаг. В 1995
году Ю.Лужков попытался придать строительству «Сити» федеральный масштаб — тогда
еще премьер В.Черномырдин заложил памятную капсулу в фундамент «Сити». В
мэрии предполагали, что все будет построено уже к концу 1997
года. Однако к 1997 году удалось только расчистить место, построить
пешеходный мост и начать обустройство инфраструктуры района. Стало ясно, что
в «Сити» не успеют построить ни одного объекта даже к
2000 году. Тогда столичные власти приняли решение о придании
«Сити» статуса территориальной единицы с особыми правами и полномочиями. Для
того чтобы повысить интерес инвесторов к проекту делового центра «Москвы-Сити»,
было принято решение продавать земельные участки в собственность. Юридически —
в аренду на 49 лет. Кроме того, решили установить особый
льготный режим налогообложения. Участникам проекта обещают поручительства Правительства Москвы для
привлечения инвестиций и кредитов. Сегодня финансовое участие в проекте
столичного правительства минимально. Из бюджета Москва финансирует только прокладку инженерных
сетей жизнеобеспечения. А все остальное строительство ведется на привлеченные средства:
заинтересованные инвесторы выбирают подходящий участок и строят здание за свой
счет, привлекая кредитные ресурсы. К концу 2005 года из 2,5
миллиона квадратных метров общей площади в эксплуатацию будет сдано 1,5
миллиона. Как сообщили в пресс-службе АО «Сити», сегодня сооружен
торгово-пешеходный мост «Багратион» (сдан в эксплуатацию к 850-летию Москвы). Построен
офисный комплекс «Башня 2000» на набережной Тараса Шевченко. В стадии
строительства: торгово-досуговый комплекс Центрального ядра «Москва-Сити» с транспортно-пересадочным узлом метрополитена,
«Правительственный квартал» и комплекс «Аквапарк» с гостиницей. Завершается создание инженерно-транспортной
инфраструктуры. К «Сити» уже «прилепили» участок третьего транспортного кольца, где
сооружаются линии мини-метро от станции «Киевская». Подписан контакт о строительстве
скоростной транспортной системы, которая соединит комплекс «Москва-Сити» с аэропортом «Шереметьево»,
а затем и другими столичными аэропортами. Похоже, у строителей
«Сити» патологическая склонность к гигантомании. Предполагается сооружение здесь 648-метровой башни
«Россия» (для сравнения: это высота двух разрушенных 11 сентября башен
Всемирного торгового центра, поставленных друг на друга). Кстати, реально о
строительстве башни можно говорить только в конце 2006 года. Планируется
создать две огромные площади, на которых одновременно смогут собраться один
миллион человек. Высота небоскребов должна быть не менее 110
этажей. Только тогда будет достигнута экономическая эффективность, считают зарубежные архитекторы.
Сейчас средняя высота зданий в «Сити» планируется в два раза
меньше. За 10 лет в сооружение «Сити» привлекли инвестиции на
$108 миллионов. А требуется $13 миллиардов. И, как прогнозирует Иосиф
Орджоникидзе, строительство «Сити» займет еще минимум восемь лет. Но,
похоже, для «Сити» блеснул лучик надежды. В 2001 году Россия
подала заявку на проведение в Москве международной выставки «ЭКСПО-2010». В
администрации АО «Сити» логично рассчитывают, что это событие позволит МДЦ
«Москва-Сити» стать символом города и символом будущей выставки. Если выбор
падет на Москву, зарубежный финансовый поток польется в «Сити» рекой.
И это уже будет не ваучерный мираж 1992 года, а
реальные деньги. Кстати, в 1998 году у «Сити» возник
конкурент — «Химки-Сити». Этот более скромный проект стоимостью $100 млн.
активно развивается. «Химки-Сити» включен в число приоритетных направлений развития Московской
области и является важным проектом в Московском регионе. Для реализации
проекта «Химки-Сити» отведена территория общей площадью 50 гектаров в непосредственной
близости от международного аэропорта Шереметьево и шоссе Москва — Санкт-Петербург.
Владимир ТЕРЕЩЕНКО «Квартира, дача , офис» № 164,9.09.2002
|