В Морском торговом порту Кронштадта (гавань
Литке западной части острова Котлин) только что начал работать новый
портовый комплекс. Он разгрузит переполненный петербургский порт и сыграет значительную
роль в начинающемся контейнерном буме. Между тем темные стороны
проекта и стратегические инфраструктурные просчеты серьезно подмочили репутацию Петербурга.
"Идеальный проект" Пока начал работу только 165-метровый причал
для судов, а также пункт пропуска, где разместятся пограничные, таможенные,
транспортные и другие службы. Основная часть проекта - паромно-перегрузочный комплекс
- должна быть завершена в начале 2003 года. Затем, к
2004-му, по плану организаторов строительства, начнется расширение на базе реконструкции
временных причалов, появятся яхтенный и пассажирский терминалы на форте "Константин",
а также здание администрации порта. Застройщиком территории портовой зоны
является ООО "Моби Дик", один из акционеров которого (50% акций)
- голландская фирма SCL Benelux. По данным этой компании, инвестиции
в проект (полностью внебюджетные) составили 12 млн долларов (однако в
администрации Петербурга говорят о 10 млн). Планируется, что грузооборот
морского портового комплекса к 2004 году составит 4,5 млн тонн.
Основу оборота, как заявляют в "Моби Дик", должны составить "паромоориентированные
грузы контейнерного типа". До конца года компания планирует обработать 10-12
тыс. контейнеров, а в следующем году - выйти на мощность
75 тыс. контейнеров в год. В основном будут приниматься грузы
из Финляндии, Голландии и Швеции. Решение о создании в
Кронштадте универсального морского перегрузочного комплекса было принято еще в 1994
году. В 2000 году губернатор Яковлев подписал распоряжение о начале
реализации проекта, включенного в список "юбилейных". Строительство было поддержано правительством
России. В исследовании, проведенном институтом "ЛенморНИИпроект", проект определяется как
"идеальный", так как предусматривает "реконструкцию существующих причальных сооружений, что значительно
дешевле, чем строительство новых портов в других точках Финского залива",
и способствует "переориентации паромных перевозок из портов Европы в Россию".
Темные стороны Такой солидный бэкграунд, казалось бы,
предвещал новому портовому проекту исключительно благополучное существование. Но уже в
день открытия, 28 августа, вокруг него сгустились тучи. Наблюдатели
заявили, что построенный комплекс фактически находится вне закона: с 2002
года вступил в силу новый Кодекс морского мореплавания, запретивший обработку
грузов на причалах, принадлежащих Военно-морскому флоту. К таковым частично относится
и порт Кронштадта: морской канал, по которому будут приходить суда,
граничит с территорией Ленинградской военно-морской базы. Впрочем, компании "Моби
Дик" удалось быстро разрешить эту проблему: Минобороны за определенную плату
передаст причальные стенки Министерству имущественных отношений РФ, которое затем отдаст
их на откуп морской администрации петербургского порта, а она, в
свою очередь, продаст или отдаст их в аренду компании "Моби
Дик". Несмотря на кажущуюся громоздкость этой бюрократической конструкции, "все вопросы
с военными уже почти утрясены", - заявил заместитель генерального директора
"Моби Дик" Александр Рамзевич. Как компании удалось в столь короткие
сроки "разрулить" ситуацию, остается только догадываться. Скорее всего, в продуктивном
деловом общении с моряками важную роль сыграли влиятельные лоббисты из
администрации Петербурга, наличие которых у компании "Моби Дик" в полной
мере продемонстрировало дальнейшее скандальное развитие ситуации. С неожиданно резкими
заявлениями в адрес проекта выступил городской комитет по экономическому развитию,
промышленной политике и торговле (КЭРППиТ), в компетенцию которого входит и
развитие городской транспортной системы. По мнению его специалистов, запускать новый
портовый комплекс было нельзя, так как "в Кронштадте совершенно не
готова сопутствующая инфраструктура". Помимо всяческих "мелочей" особую настороженность у
КЭРППиТа вызывает дорожная связь города с Кронштадтом. Остров Котлин связан
с Петербургом единственной дорогой, проходящей по недостроенной дамбе. Официальные документы
относят ее к дорогам четвертой категории, разрешающей проезд только легковым
машинам и пассажирским автобусам. В КЭРППиТе уверены, что у фирмы
"Моби Дик" наверняка нет разрешения возить грузы по дамбе. И
его не может быть, потому что дорога не рассчитана на
движение крупногабаритных тяжелых грузовиков. В самой "Моби Дик" ситуацию
не комментируют, ограничиваясь заявлениями типа: "Если администрация города дала нам
разрешение на открытие порта, следовательно, все необходимые документы у нас
в порядке". Сотрудники государственной административно-технической инспекции на официальный запрос о
наличии у "Моби Дик" разрешения на движение грузовиков по дамбе
заявили, что по "конкретным субъектам" они информации не дают. Однако
подтвердили мнение специалиста КЭРППиТа, что "движение грузового транспорта по дамбе
запрещено". В пресс-службе администрации Кронштадта про сложившуюся ситуацию тоже
говорить не хотят. Судя по всему, грузовики все же
пойдут по дамбовой дороге вопреки установленным нормам. Но специалисты уверены,
что это рано или поздно приведет к крупной аварии на
дамбе. "Хорошо, если пострадают только грузы, но если в залив
упадет автобус с пассажирами, то мало не покажется никому -
ни "Моби Дику", ни тем, кто разрешил эксплуатацию порта", -
заявляют в КЭРППиТе. Не говоря уж о серьезном ущербе для
репутации петербургской портовой системы в глазах западных партнеров и клиентов
- со всеми вытекающими отсюда последствиями. Павел Фомичев.
"Эксперт Северо-Запад" №34 (95) от 16 сентября 2002 года
|