Волна
объединений крупных автомобильных фирм в еще более крупные концерны, поднявшаяся
в конце 90-х, не ослабевает. Но, как оказалось, наиболее прибыльными
являются компании, которые избежали масштабных слияний. По данным английской консалтинговой
фирмы PwC, наибольший уровень дохода до выплаты налогов и дивидендов
в Европе имеют "Порше" и БМВ.
Операционная норма прибыли (процент
от дохода) "Порше" в фискальном году, закончившемся 31 июля 2001
года, достигла 12,1%. У БМВ - 7,8%. С другой стороны,
у таких "китов", как "Даймлер-Крайслер", "Рено", ФИАТ, оперативная прибыль снизилась
на 1-2%.
В чем причины? К примеру, объединение в 1998
году "Даймлера" с "Крайслером" привело к тому, что немцы вынуждены
покрывать убытки американцев. Какая уж тут прибыль... Чтобы выйти из
кризиса, приходится увольнять 26,5 тыс. человек, сокращать на 15% общие
расходы. А пока норма прибыли объединения "Даймлер-Крайслер" одна из самых
низких - всего 1,2%.
Немногим лучше, по крайней мере пока,
оказались результаты альянса "Рено-Ниссан". Норма прибыли у "Рено" в прошлом
году была всего 1,9%. А это значит, что финансовые резервы
компании истощаются - освоение целого ряда новых моделей потребовало громадных
инвестиций.
Лучше дело обстоит у объединения "Пежо" и "Ситроена". Здесь
норма прибыли за тот же период - 5,1%. Удерживаться на
более-менее удовлетворительном показателе прибыльности группе PSA помогает линейка новых моделей.
Престиж "Фольксвагена" очень высок, причем не только в Европе. И
тем не менее, норма прибыли концерна (4,3%) не слишком высока.
Продажи в этом году также слегка упали. Хуже того, стали
появляться претензии к качеству. А ведь раньше именно качество считалось
козырной картой "Фольксвагена". Причины, не исключено, в постоянном расширении концерна.
Много средств тратится на поднятие имиджа фирмы, разработку моделей в
классах, в которых "Фольксваген" раньше никогда не был представлен. Достаточно
вспомнить приобретение "Бентли" и "Бугатти", или создание представительского "Фаэтона".
Независимые
японские компании "Тойота" и "Хонда" работают успешно, имея норму прибыли
но итогам 2001 фискального года соответственно 61,5% и 6,3%. Ожидается,
что в текущем году "Хонда" обойдет "Тойоту", достигнув 8,7% против
ожидаемых 7% у "Тойоты".
Операционная норма прибыли и объемы производства некоторых автомобильных
фирм | БМВ | 7,8 | 859 263 | "Тойота" |
6,5 | 4 728 979 | "Хонда" | 6,3 | 2 536
125 | "Дженерал-Моторс" | 5,7 | 6 202 956 |
"Пежо-Ситроен" | 5,1 | 2 738 094 | "Фольксваген" | 4,3 | 4
726 734 | "Рено-Ниссан" | 1,9 | 4 381 584 | "Даймлер-Крайслер" | 1,2 | 3 501 381 | ФИАТ | 1,0 |
1 857 638 | "Форд" | 3,8 | 4 587 179 | |