Вчера первый зампред Центробанка Андрей Козлов, курирующий вопросы банковского надзора,
обрушился с критикой на лоббистов всех мастей, упрекая их в
желании по политическим мотивам выхолостить экономическую сущность законопроекта о страховании
частных вкладов. Поведав немного о «подковерных играх» и о предложениях
«откровенно материального плана», замглавы ЦБ решительно заявил, что Центральный банк
«не будет платить за этот закон». И вчера же, скорее
всего, дабы подчеркнуть, что нормотворческий процесс идет своим чередом, Банк
России обнародовал проект положения «Об оценке соответствия банка критериям допуска
в систему страхования вкладов».
Ранее руководство Центробанка неоднократно заявляло, что
после создания в России системы страхования депозитов физических лиц, принимать
средства частных вкладчиков смогут лишь те кредитные организации, которые пройдут
довольно жесткий отбор. Его критерии и составляют главный смысл довольно
объемистого документа. «Проект базируется на подходах, реализованных в некоторых развитых
странах, и учитывает рекомендации ряда международных экспертов, а также российского
банковского сообщества», – подчеркивают в ЦБ.
Как сообщается, критерии отбора
будут разделены на четыре группы. Центробанк будет оценивать банки по
финансовой устойчивости, прозрачности структуры собственности, качеству текущего управления и системы
управления рисками, а также по качеству стратегического управления и бизнес-планирования.
Для каждого критерия будут определяться – в соответствии с положением
– некоторые индексы и коэффициенты, а затем выводиться результат. Для
допуска в систему страхования вкладов необходимо, чтобы удовлетворительными получились оценки
по каждой группе критериев.
В соответствии с предлагаемой Центробанком методологией,
«финансово устойчивым признается банк, в отношении которого отсутствует угроза прекращения
деятельности в течение ближайших 12 месяцев». Но оцениваться будут не
только экономические показатели деятельности кредитной организации, такие как достаточность капитала
или уровень резервов на потери по ссудам, но и прогнозы
их изменения, а также достоверность отчетности.
Кроме того, в проекте
положения детализированы требования к прозрачности структуры собственности банков. Предусматривается, что
в числе его учредителей или акционеров не может быть больше
10% фирм, зарегистрированных в офшорных зонах. Кроме того, управляющая компания
банковского холдинга, в состав которого входит кредитная организация, также не
имеет права быть офшорной. Впрочем, как уверяют специалисты, это требование
обходится при помощи «внучек» либо совместных предприятий.
Две последних группы
критериев носят довольно-таки субъективный характер, и оценки по каждому из
них в сильной степени будут зависеть от мнения инспекторов из
территориальных управлений Центробанка. Положением предусмотрено, что результирующие индексы будут формироваться
по итогам своеобразного анкетирования, но ответы на вопросы будут давать
сами проверяющие. И хотя разработчики документа постарались максимально формализовать процесс,
возможности для субъективизма остались. Например, не так уж и просто
однозначно ответить на вопрос, «имеется ли у кредитной организации потенциал
для расширения клиентской базы». Теоретически такая возможность существует всегда, но
положение требует от инспекторов оценить эффект от ранее проводившихся банком
мероприятий по продвижению услуг и не устанавливает четких критериев оценки.
Тем не менее у кредитной организации, признанной ЦБ не соответствующей
утвержденным критериям, есть возможность попытать счастья заново. Устранив выявленные нарушения,
банк вправе подать новое ходатайство о повторной проверке, но не
ранее чем через 16 месяцев после вступления закона о страховании
вкладов в полную силу.
Меж тем перспективы его принятия пока
туманны. Первое чтение законопроекта запланировано на 14 мая, но не
исключено, что его отодвинут на более поздний срок. Поправки депутатов
продолжают поступать, и в профильных комитетах сомневаются, что успеют все
их оценить и подготовить в виде таблиц. Сам Андрей Козлов
считает, что закон будет «принят уже не в весеннюю, а
в осеннюю сессию». Иначе говоря, положение, на обсуждение которого Центробанк
отвел срок до 15 мая, будет востребовано лишь в 2004
или даже в 2005 г.