В последние дни о крушении дома на улице
Марата не говорил разве что ленивый. Сразу же были выдвинуты
самые различные предположения о причинах этого происшествия, начиная с ливней,
ураганов и заканчивая загадочными "строительными ошибками". Однако один факт говорит
сам за себя: дом было положено реконструировать еще 20 лет
назад, а последняя семья выехала оттуда только в прошлом году.
Очевидно, что зданий, находящихся в подобном состоянии, в нашем городе
еще не одно и не два. Приходится ли работать с
такими объектами петербургским агентствам недвижимости? Этот вопрос мы задали ряду
руководителей риэлтерских фирм, а также попытались узнать, какие меры для
решения проблемы аварийных домов они бы предложили с точки зрения
бизнеса. Юрий Сергеев, генеральный директор АН "Динас"
В своей работе мы практически не сталкивались с аварийными домами.
Наша фирма занималась квартирами, подлежащими капитальному ремонту. Что касается таких
квартир, тут есть особая специфика работы. Получают такие квартиры, как
и аварийные дома, по распоряжению Губернатора, через районную администрацию. Аварийность
их может проявляться по-разному, например, в том, что потолок обвалился
или балка треснула. Обычно таким разрушениям больше подвержены квартиры на
последних этажах. Как правило, расселять там уже никого не надо.
Такая квартира приводится в порядок. Затем делаются отчисления городу. Это
может быть различная сумма, в зависимости от того, что было
изменено. После этого квартира продается на вторичном рынке. Для
того, чтобы снизить риски при работе с такими объектами, было
бы целесообразно предпринять следующее: если фирма не выдерживает сроков, отведенных
на реконструкцию, необходимо отбирать у нее объект и отдавать тому,
кто действительно будет им заниматься. Я думаю, что тут вопрос
даже не в состоянии зданий, ведь они могут стать аварийными,
простояв без обязательного ремонта длительное время. Александр Шарапов, генеральный
директор АН "Бекар" Нашей фирме не приходилось работать с
аварийными домами. Проблема уменьшения рисков при работе с ними -
это сложный вопрос, который нельзя решить за одну минуту. Дело
в том, что он связан с переселением граждан. Какую-то часть
затрат на эту операцию должно нести государство. Механизм же работы
с аварийными квартирами включает в себя обязательные отчисления городу. Этот
механизм действует, и такие работы ведутся в Санкт-Петербурге рядом фирм.
Здесь существующее положение весьма разумно. Если брать ситуацию, когда необходимо
работать целиком со всем домом, на сегодняшний момент для нас
не является привлекательным расселять сначала граждан, вкладывать в это огромные
средства, а потом самим же реконструировать это здание. Такой расклад
представляется экономически нецелесообразным. Если бы нашей фирме предложили поработать
с расселенными домами, подлежащими капремонту, мы бы начали просчитывать проект
с точки зрения выгодности. Сейчас на рынке предлагается много разной
недвижимости. Бывают ситуации, когда не только на инвестиционных торгах за
объект не хочется платить, а если его взять, за него
еще и доплатят. Татьяна Федорова, генеральный директор АН "Балтика"
Нам не приходилось решать проблемы с аварийными домами. С
одной стороны, таких ситуаций просто не складывалось, а с другой
- в этом определенная политика нашей фирмы. Дело в том,
что с аварийными домами не должны работать агентства недвижимости. Ими
должны заниматься соответствующие городские организации и ПИБы. Такие фирмы, как
наша, не могут брать на себя ответственность по работе с
домами, которые признаны аварийными. Ведь для того, чтобы такое здание
стало пригодным для проживания, необходимо провести значительный объем работ. Наше
агентство своими силами такую работу провести не может. Расселение целого
дома - это очень большая ответственность. Необходимо иметь возможность провести
крупные инвестиции. Что касается случая с домом на улице
Марата, вероятно, экспертиза документов была произведена недобросовестно. Инвестор, который взял
на себя смелость заняться этим домом, должен был осуществить тщательную
проверку всех необходимых бумаг на уровне ПИБа, других компетентных организаций,
и только после этого приступать к каким бы то ни
было операциям с этим домом. Чтобы таких случаев было как
можно меньше, следовало бы предпринять меры, которые помогут исключить приобретение
аварийных домов случайными покупателями. Такие объекты должны распределяться только на
уровне городской администрации. Андрей Голубков, исполнительный директор АН "Град-Инвест"
Наша фирма работает с домами, подлежащими капитальному ремонту. Сейчас
мы занимаемся двумя объектами, нуждающимися в реконструкции, однако они не
признаны аварийными. Брать аварийные объекты - это достаточно сложно и
ответственно. Я думаю, должны быть специальные уполномоченные организации, которых не
может быть много. Они обязательно должны пройти через определенный отбор
и работать под контролем администрации. Естественно, существуют свои особенности в
работе с домами, которые будут реконструироваться. Когда инвестор подает заявку
на то или иное здание, обьект необходимо тщательно обследовать. Другой
значимый момент - это то, что в распоряжении Губернатора четко
прописаны сроки, в которые нужно завершить все работы. Важно, чтобы
все стороны, участвующие в судьбе таких объектов, выполняли условия договора.
Если условия нарушаются, это значит, что город должен принимать какие-то
меры. Случай с домом на улице Марата показателен в этом
отношении. Если распоряжение о реконструкции дома и его расселении было
выпущено в 1980 году, и за 20 лет никто ничего
не предпринял, естественно, что дом в конце концов рухнул. Безусловно,
такие ситуации недопустимы, так как они просто создают опасность для
жизни людей. Для того, чтобы предотвратить в будущем проблемы
с аварийными домами, имело бы смысл ужесточить позицию администрации по
отношению к людям, которые принимают на себя обязательства по проведению
работ, о которых имеют поверхностное представление. Существуют отраслевые комитеты, которые
должны строго за этим следить. bulletin.spb.ru 31.07.2000
|