Данный вид бенчмакинга направлен на конкретные функциональные области деятельности компаний
и определения путей достижения статуса «лучший в классе» в конкретной
предметной области. По сравнению со стратегическим бенчмакингом он более точен,
более детален и проводится более часто. В тоже время это
довольно разнообразная по своему содержанию управленческая процедура, выполнение которой можно
свести к двум направлениям.
Во-первых операционный бенчмакинг концентрируется или
на анализе себестоимости или на «конкурентных отличиях», или на том
и другом одновременно. Основной целью любого бизнеса является достижение максимально
возможной прибыли. Это утверждение отражается в формуле: цена минус себестоимость.
В этой связи анализ по системе бенчмакинга должен быть направлен
на поиск путей подъема цены продукта/услуги путем их дифферециации на
рынке, и/или путей снижения себестоимости.
Хотя это простой принцип,
удивительно на факт, он часто игнорируется при стратегическом и бизнес-планировании.
Например,многие планы начинаются с описания внешней среды и заканчиваются утверждением,что
рынок высококонкурентен и дела складываются непросто. Затем описываются стратегии конкурентов,причем
они изображаются с агрессивной стороны. Затем представляется собственнная стратегия, детализируемая
до тактических шагов. Наконец для проформы определяются финансовые показатели, где
де-факто утверждается, что прибыль должна быть лучше в будущем,чем раньше.
Анализируя точность составляемых планов и их качество, полезно спросить
себя пару вопросов:
Будет ли себестоимость Ваших продуктов
и услуг ниже, чем у конкурентов? Чаще всего Вы получаете
ответ НЕТ, конкуренты также идут на снижение себестоимости и нам
лучше держаться в том же диапазоне, т. е. мы не
можем быть дешевле чем конкурент по себестоимости.
Сможете ли Вы
каким-то образом дифференциировать себя на рынке,что бы продавать по более
высокой цене? И опять ответ будет нет, т.к. конкуренция очень
сильна и сильно дифференциироваться да еще с разницей в цене
врядли удастся.
И при этом Вам надо добиться
прибыльности выше средней по отрасли. Причем в некоторых отраслях, это
единственное условие пребывания в бизнесе.
Поэтому операционный бенчаминг нацелен
на две переменные:
конкурентноспособная себестоимость,
конкурентаная дифференциация продукта/услуги
и их цена.
Во-вторых, необходимо определить области анализа
по схеме операционного бенчмакинга. Этими областями могут быть Исследования и
разработки, Производство, Продажи, Маркетинг, Снабжение и доставка, Обслуживание, Администрация и
управление, причем в аспекте указанных выше двух переменных. Начнем с
анализа себестоимости, как наиболее популярного вида анализа и, пожалуй, довольно
парадоксального заявления: путь,по которому НЕ надо идти, это пытаться достать
структуру себестоимости Ваших конкурентов и сравнивать ее со своей собственной.
Во-первых это практически невозможно,без соблюдения этических и юридических норм. Во-вторых,
даже если Вы ее достанете, методологии расчета себестоимости могут не
совпадать.
Задача заключается в том, чтобы выразить собственную себестоимость,
через систему принципиальных составляющих, а затем собрать аналогичные данные у
«лучших в классе» компаний. На основе нашего опыта проведения бенчмакинговых
исследований, а также анализа литературы по бенчмакингу, выделим группы принципиальных
составляющих, которые могут быть объектами сравнения:
Сырье и
материалы
Прямые трудовые затраты
Косвенные трудовые затраты
Затраты связанные с
реализацией продуктов и услуг
Затраты связанные с исследованиями и разработками
Затраты на маркетинг
Затраты на администрацию и управление
Прочие затраты
Начнем с сырья и материалов. Хотя бывает трудно
достать точные затраты конкурента по данному пункту, вполне реальным является
собрать данные о наиболее дорогостоящих составляющих по сырьевым затратам. Например,
если конкурент закупает поливинилхлорид для упаковки пленки, наличие информации о
типе данного поливинилхлорида, источнике поставки, объеме поставки и норме расхода
на одну упаковку даст Вам довольно точную оценку о цене
уплаченной Вашим конкурентом за данную упаковку. Резюме- анализируйте сырьевые затраты
только по основным позициям. Ниже приведены примеры точек анализа по
разделу «Сырье и материалы»
Себестоимость материалов в проценте
от общего объема продаж
Цена приобретения
Годовой объем закупки сырья
и материалов
Нормы расхода сырья
Источник закупки
Транспортные расходы на
сырье
Процент возврата дефектного сырья
Выход сырья на готовый продукт
в сравнении с исходной заправкой сырья
Прямые трудовые
затраты относительно более доступны и прямолинейно определены:
Численность
Часовые тарифные ставки
Размеры гарантий и компенсаций
Объем производства.
Например, при бенчмакинге трудовых затрат при сборке велосипедов у
конкурента, зная,что каждому рабочему платится скажем US 8.00 в час,
затраты на гарантии и компенсации примерноо 22% к базовой оплате
и что два сборщика собирают 11 велосипедов за 8 часов,
можно рассчитать прямые затраты на единицу изделия — US 14.20. Если
велосипед продается за 100 долл.,тогда прямые трудовые затраты 14.2% от
общего объема продаж.
Хотим отметить, прямые трудовые затраты лучше
анализировать в целом по организации, группе продуктов или крупному подразделению.
Получение данных по индивидуальным продуктам затруднено.
Ниже приведены примеры
точек анализа по разделу «Прямые трудовые затраты»
затраты
в проценте к объему продаж
численность
оклады/часовые тарифные ставки
доля
затрат на гарантии и компенсации
Среднее количество отработанных часов в
неделю
Количество переработок
Размеры оплаты за переработку
Количество продуктов в
человеко-час
Объем дохода в человеко-час
Соотношение квалифицированной и неквалифицированной рабочей
силы
Уровни образования
Возрастные группы и распределение по опыту работы.
Мы предвидим реакцию читателя на данные точки анализа:
«это невозможно, они от нас очень многого хотят». Не торопитесь
и не пытайтесь охватить все сразу.Начните с того,что лежит на
поверхности. И задайте себе опять наш любимый риторический вопрос: если
не так,то как?
Косвенные трудовые затраты
Здесь применяется
аналогичная схема, только она прикладывается к руководящему и вспомогательному персоналу.
Уместно проанализировать в сравнении с конкурентами соотношение прямых и косвенных
трудовых затрат. Очень часто два конкурента имеют разные нормативы управления,
например соотношение количества руководителей и исполнителей. Эти нормативы отражают различные
степени эффективности работы, философии ведения операций и т.д. Ниже приведены
точки анализа по косвенным трудовым затратам:
Затраты на
вспомогательный и административно управленческий персонал в проценте к объему продаж
Численность вспомогательного и административно-управленческого персонала
Соотношение аппарата управления к численности
основных производственных рабочих
Соотношение основных и вспомогательных рабочих
Уровни окладов
Объемы затрат на гарантии и компенсации
Количество продуктов в человеко-час
по данной группе
Объем дохода в человеко-час по данной группе
Уровни образования
Возрастные группы и распределение по опыту работы.
Сравнение затрат, связанных с реализацией продуктов и услуг
В большинстве отраслей затраты связанные с реализацией продуктов и услуг
связаны с затратами на персонал. Остальные затраты составляют малую толику.
Важной точкой анализа является рублевый(долларовый) объем на одного реализатора продукции.
И он сильно отличается от компании к компании и от
отрасли к отрасли, под влиянием факторов:длительность опыта продавца, система оплаты,
номера обрабатываемых клиентов/счетов, средний размер каждого счета, длительность времени,проводимого на
операциях, не связанных с прямыми продажами. Ниже приведены точки сравнения
и анализа по данному направлению.
Затраты на реализацию
в проценте к объему продаж
Количество работников,занимающихся реализацией продуктов и
услуг
Объем продаж на одного продавца
Типы продавцов
Соотношение количества
персонала поддержки к персоналу,занятому прямой реализацией(продажей) продуктов и услуг
Соотношение
количества менеджеров к персоналу,занятому прямой реализацией(продажей) продуктов и услуг
Уровни
окладов
Системы стимулирования
Процент гарантий и компенсаций
Квоты
Количество счетов
на одного продавца
Количество звонков,связанных с продажей в день
Количество
звонков,связанных с продажами на одного клиента в год
Уровень текучести
Уровни образования
Возраст и опыт
Обучение продавцов
Стоимость рекламной литературы
и образцов.
Сравнение затрат,связанных с исследованиями и разработками,
маркетингом, администрированием и управлением
В большинстве случаев это опять
затраты на персонал. Особенностью данного вида сравнений является определение трудозатрат
по различным функциональным направлениям, а не в целом как это
было в двух предыдущих разделах. Например бенчмакинговый анализ в области
исследований и разработок предполагает распределение трудозатрат по следующим направлениям:
исследования и разработки по существующим изделиям,
разработки новых продуктов
инжинииринг,направленный на снижение затрат(в русскоязычном варианте функционально-стоимостной анализ).
Аналогично трудозатраты
по маркетингу можно разделить на подгруппы, включая маркетинговые исследования, разработка
продукта, реклама, продвижение продукта и т.д.
Трудозатраты по
административному аппарату можно разделить по группам персонала: специалисты отдела обработки
информации, финансовый, юридический и т.д.
Следует однако отметить, что
в ряде случаев необходимо сравннивать не только трудозатраты: речь идет
о вычислительном оборудовании, затратах на рекламу и т.д. Однако не
следует вдаваться в крайности и доходить до анализа затрат на
бумагу, телефонные переговоры. Их доля в общем объеме затрат невелика.
Ниже приведены точки анализа по рассматриваемой группе функций:
Затраты на персонал исследований и разработок, маркетинга и АУП в
проценте к объему продаж
Количество работников,занимающихся данными функциями
Количество исполнителей
в сравнении с количеством руководителей
Типы персонала по специализации
Уровни
окладов
Системы стимулирования
Процент гарантий и компенсаций
Уровень текучести
Уровни
образования
Возраст и опыт
Сравнение прочих затрат имеет
смысл,когда они носят существенную долю в себестоимости. Сюда относятся:
Стоимость аренды помещений к объему продаж или на одного
работника
Стоимость обучения/повышения квалификации к объему продаж
Зарплата верхнего управленческого
персонала к объему продаж.
Таким образом для проведения
операционного бенчмакинга по линии анализа затрат необходимо:
Определить
цепочку затрат компании и структуру себестоимости,
Выделить наиболее крупные составляющие
этой структуры
Собрать статистику по этим составляющим
Собрать статистику по
лучшим в классе по этим составляющим
Смоделировать цепочку затрат и
структуру себестоимости «идеальной, лучшей в классе компании»
Сравнить свои цифры
с этой идеальной моделью для определения отклонений и причин этих
отклонений.