Василий Реутов
Нужен ли фирме маркетинговый отдел? Еще совсем недавно. количество руководителей,
утвердительно отвечавших на этот вопрос, неуклонно увеличивалось, н штаты предприятий
пополнялись специалистами в области маркетинга. При этом далеко не каждый
директор мог с уверенностью сказать, чем будут заниматься его новые
сотрудники. И это совсем не удивительно — в нашей стране недостаток
информации о методах работы маркетологов ощущается еще очень остро.
Но грянул пресловутый кризис, и в первой волне „новых безработных“
оказались именно маркетологи. „Чем они там занимаются? “ — подумал среднестатистический
руководитель, смело подписывая приказ об увольнении сотрудников маркетингового отдела. „За
какие такие заслуги в эту “черную дыру„ уходят громадные суммы
денег?“. Дабы помочь всем тем, кто не знает ответа на
этот вопрос, мы открываем цикл практических публикаций об обязанностях и
методах работы маркетологов.
В этой статье речь пойдет о
структуре маркетингового отдела, об основных направлениях работы его сотрудников и
о требованиях, предъявляемых при отборе кандидатов на определенную должность на
одном из московских предприятий, которое занимается производством кондитерских изделий.
Отдел маркетинга на этом предприятии укомплектован следующим образом
Начальник
отдела маркетинга
Цель работы:
Руководство разработкой и координацией
маркетинговых, рекламных и PR-кампаний фирмы, способствующих достижению кардинальных планов фирмы
по получению прибыли, завоеванию н удержанию рынков.
Основные направления
деятельности:
- Руководство разработкой стратегических и детальных маркетинговых планов
компании по всем направлениям маркетинговой деятельности:
- увеличение объемов
продаж на существующих рынках;
- расширение сегментов потребления и завоевание новых
рынков;
- вывод на рынок новых товаров (услуг);
- эксклюзивные виды маркетинга,
применяемые на данном предприятии.
- Координация и контроль за выполнением
плана маркетинговых мероприятий.
- Определение необходимости проведения маркетинговых исследований.
- Подготовка к
согласованию с руководством бюджетов на проведение работ.
- Экономичное распределение и
контроль за использованием финансовых средств.
- Утверждение целей, задач и программ
исследований.
- Утверждение выбора исследовательских, креативных, рекламных и других сторонних организаций
для проведения необходимых работ.
- Анализ результатов, полученных в ходе исследования,
разработка на их основе предложений о необходимых маркетинговых мероприятиях.
- Руководство
рекламными кампаниями и программами продвижения товаров и услуг, проводимыми фирмой.
- Разработка стандартов отчетов по проведению маркетинговых и рекламных кампаний.
- Оперативный
контроль за ежедневной работой отдел а маркетинга.
- Оперативная связь с
отделом сбыта и производственным отделом предприятия.
- Разработка раздела „Маркетинг“ при
подготовке бизнес-плана компании.
Требования к соискателям должности:
Возраст: от 25 лет. Опыт работы в аналогичной должности: не
менее 2-х лет. Наличие опыта проведения маркетинговых исследований и рекламных
кампаний, знание рынка продуктов и услуг, предлагаемых фирмой.
Менеджер-марнетолог
Цель работы:
Планирование и проведение маркетинговых кампаний фирмы.
Основные направления деятельности:
- Разработка стратегических и детальных
маркетинговых планов компании по всем направлениям маркетинговой деятельности.
- Выполнение плана
маркетинговых мероприятий.
- Определение бюджета маркетинговых кампаний.
- Анализ групп потенциальных потребителей
для разработки мероприятий, способствующих расширению рынка сбыта.
- Прогноз колебаний спроса
и предложения на рынке.
- Изучение перспективных рынков сбыта.
- Наблюдение, анализ
и оперативный прогноз изменений рынка конкурентов.
- Обоснование необходимости проведения маркетинговых
исследований.
- Обеспечение подготовки и проведения конкурса среди сторонних организаций по
реализации маркетинговых программ.
- Подготовка и заключение договоров со сторонними организациями.
- Анализ эффективности проведения маркетинговых мероприятий.
- Подготовка отчетов о ходе проведения
и результатах маркетинговой кампании.
Требование к соискателям должности:
Возраст: от 25 лет. Опыт работы маркетологом не менее
2-х лет.
Менеджер по PR, работе со СМИ и
спецпроектам
Цель работы:
Формирование и поддержание необходимого благоприятного
имиджа компании.
Основные направления деятельности:
- Анализ внешней
среды, направленный на изучение отношения к деятельности фирмы (в частности,
к ее продуктам и услугам).
- Подготовка аналитических записок для руководства
об интересах общества, которые так или иначе оказывают влияние на
имидж фирмы в настоящее время, а также прогнозирование возможного влияния
в перспективе.
- Подготовка пресс-релизов о деятельности фирмы и информационных материалов
для СМИ.
- Организация пресс-конференций, интервью руководителей фирмы с представителями средств
массовой информации.
- Разработка и проведение мероприятий. направленных на формирование благоприятного
имиджа фирмы.
- Определение бюджета PR-кампаний.
- Ответы на запросы средств массовой
информации и других сторонних организаций о деятельности фирмы.
- Подготовка базовых
креативных и технических аспектов рекламы фирмы.
- Анализ эффективности проведенных PR-кампаний,
подготовка отчетов.
- Подготовка внутрикорпоративных информационных материалов.
Требования:
Образование: высшее гуманитарное. Возраст: от 30 лет. Наличие опыта в
проведении PR-мероприятий: разработка проектов имиджевых кампаний, налаженные связи со средствами
массовой информации.
Менеджер по рекламе
Цель работы:
Разработка и проведение комплексных рекламных кампаний фирмы и отдельных необходимых
видов рекламы.
Основные направления деятельности:
- Разработка или
руководство разработкой рекламных материалов компании в технической и креативной областях.
- Разработка детального плана рекламных кампаний фирмы.
- Разработка и согласование с
руководством бюджетов рекламных кампаний.
- Постоянное определение эффективности проводимой рекламной кампании.
- Выявление потребностей фирмы в проведении рекламных исследований.
- Организация тендеров и
разработка рекомендаций руководству для выбора сторонних рекламных фирм.
- Организация и
контроль за работой медиа-байеров, дизайнерских групп и других рекламных агентств
и полиграфических предприятии, занимающихся производством и размещением рекламы фирмы.
- Подготовка
и заключение договоров на размещение рекламы фирмы.
- Контроль за выходом
рекламных сообщений в СМИ, на выставках и презентациях, по прямой
печатной рассылке, местах реализации продуктов и услуг фирмы и других
каналах распространения рекламы.
- Анализ эффективности рекламных кампаний.
- Составление отчетов и
аналитических записок для руководства фирмы о ходе проведения и результатах
рекламных кампаний.
- Проведение мероприятий по размещению рекламы сторонних организаций на
информационных и производственных площадях фирмы:
- определение и согласование
расценок на размещение рекламы,
- подготовка информационных материалов для потенциальных рекламодателей,
- контакты с представителями рекламных агентств и с представителями организаций — потенциальных
рекламодателей,
- подготовка, заключение и контроль за исполнением договоров на размещение
рекламы.
Требования:
Образование: высшее. Возраст: от
25 лет. Опыт работы в аналогичной должности не менее 2-х
лет. Наличие опыта проведения рекламных кампаний.
Менеджер по стратегии
продаж
Цель работы:
Разработка, внедрение и поддержание стратегических
направлений реализации товаров, формирование соответствующих внутрифирменных традиций работы с клиентами.
Основные направления деятельности:
- Разработка стратегии и тактики
продаж конкретных товаров.
- Прогноз реализации по отдельным группам товаров.
- Разработка
и внедрение в действие внутрифирменных систем и методов продаж:
- эффективное общение с клиентом,
- системы материального стимулирования продавцов,
- базы
данных по контактам с существующими и потенциальными клиентами фирмы и
так далее.
- Выбор новых каналов реализации товаров фирмы и
условий их продажи.
- Подготовка и поддержание базы данных по клиентам
фирмы. Составление списков рассылки. Распространение рекламных и информационных материалов фирмы.
- Обучение персонала: осуществляющего обслуживание клиентов методам эффективных продаж.
- Разработка программ
обучения, учебных материалов.
- Выборочный контроль за работой персонала, обслуживающего клиентов.
- Анализ качества обслуживания клиентов.
Требования:
Образование: высшее.
Возраст: от 25 лет. Опыт работы в аналогичной должности не
менее 2-х лет. Знание рынка продуктов и услуг, предлагаемых фирмой.
Специалист по маркетинговым исследованиям
Цель работы:
Обеспечение
проведения маркетинговых исследований, необходимых для решения оперативных и стратегических задач,
стоящих перед фирмой по следующим направлениям:
- исследования потребительского
рынка товаров,
- исследования конкурентов,
- рекламные исследования,
- другие стратегические и тактические
исследования.
Основные направления деятельности:
- Разработка плана
проведения и бюджета необходимых маркетинговых исследований.
- Разработка стандартов проведения маркетинговых
исследований и представления результатов.
- Обеспечение подготовки и проведения конкурса среди
сторонних организаций, занимающихся проведением исследований.
- Подготовка и заключение договоров на
проведение исследований.
- В случае проведения исследований собственными силами, выполнение следующих
мероприятий:
- составление вопросников,
- набор и работа с группой
анкетеров,
- проверка собранных данных,
- обработка ответов респондентов или организация обработки
иными специалистами.
- Анализ полученных данных, написание отчетов и аналитических
записок с рекомендациями по результатам исследований руководителю маркетингового отдела.
Требования:
Образование: высшее в области социологии, социальной
психологии или техническое. Возраст: от 25 лет. Опыт работы по
проведению маркетинговых исследований не менее 2-х лет: разработка программ исследований,
наличие собственной сети анкетеров, опыт в составлении вопросников, обработке и
анализе данных.
Секретарь-делопроизводитель отдела
Цель работы:
Обеспечение
единого порядка подготовки, оформления, прохождения и хранения служебных документов.
Основные направления деятельности:
- Соблюдение единых стандартов подготовки, обработки
и хранения информационных материалов.
- Подготовка и оформление (печать, тиражирование, группировка,
подготовка для архива) следующих служебных материалов:
- отчеты о
маркетинговых исследованиях,
- отчеты о маркетинговых, рекламных и PR- кампаниях и
мероприятиях,
- рекламно-информационные материалы.
- Обеспечение постоянного наличия рекламно-информационных материалов.
- Обеспечение
и поддержание удобного в использовании документооборота отдела, содержащего юридическую, внешнюю
и внутреннюю рабочую и архивную составляющие.
- Тиражирование и распространение внутрикорпоративных
информационных материалов.
- Печать, отправка ответов на письма сторонних организаций.
- Составление
и поддержка баз данных по продажам и клиентам фирмы.
- Подготовка
отдельных аналитических записок по материалам проведенных исследований, рекламных кампаний и
так далее.
- Рассылка рекламно-информационных материалов.
Требования:
Образование:
среднее и выше. Возраст: от 20 лет. Опыт работы: делопроизводитель,
секретарь-референт. ПК, делопроизводство, машинопись от 200 уд. в мин., оргтехника,
архив.
<