Андрей Веялис: Мнение большинства граждан и почти всех риэлтеров -
органы опеки и попечительства (ООП) зачастую необосновано ограничивают права владельцев
недвижимости, под лозунгом защиты прав детей. На круглом столе в
Петербурге представители ООП продемонстрировали понимание этой проблемы - органы опеки
не хотели бы препятствовать сделкам с недвижимостью в благополучных семьях.
Были сформулированы поправки к проектам законов "Об опеке и попечительстве"
и "О профилактике безнадзорности". В Санкт-Петербурге не существует ни закона, ни
хотя бы единой инструкции о том, каким образом органы опеки
и попечительства (ООП) должны рассматривать вопросы о сделках с недвижимостью,
участниками которых являются дети. Теоретически рассмотрение вопроса по сделке в
ООП не должно занимать больше недели. Работники ООП хотят, но
не могут официально получать плату "за ускорение". Круглый стол по
проблемам оформления сделок с участием несовершеннолетних, организованный 28 января Ассоциацией
риэлтеров, поднял много интересных проблем. Каждую сделку с недвижимостью, затрагивающую
имущественные права несовершеннолетних, можно проводить только с ведома и разрешения
органов опеки и попечительства. Эти полномочия - в соответствии с
законодательством - делегированы органам местного самоуправления (муниципальным образованиям - МО),
а их в черте Санкт-Петербурга - 111. И в каждом
- свой устав и свои инструкции по работе специалистов ООП.
До сих пор в Петербурге как субъекте Федерации отсутствует соответствующее
законодательство и не введены общие правила подготовки и единый перечень
документов по сделкам с участием несовершеннолетних. А таких сделок в
городе за год проходит, по оценкам специалистов, от 20 до
30 тысяч. В результате даже опытные риэлтеры, не говоря уже
о самих гражданах, не всегда могут прогнозировать, какие именно требования
будут выдвинуты МО для принятия позитивного решения и в какие
сроки будет оформлено соответствующее распоряжение. В Законодательном Собрании лежат подготовленные
проекты законов "Об опеке и попечительстве" и "О профилактике безнадзорности".
Они требуют существенной доработки, но интерес, проявленный первоначально к ним
депутатами на волне подготовки к перевыборам, сегодня сошел на нет.
Без правВ чем основные проблемы с точки зрения самих "муниципалов"?
Любовь Ключева, ведущий специалист по опеке и попечительству МО "Владимирский",
сетует на то, что на нее и коллег возложены задачи,
не имеющие, с ее точки зрения, социальной значимости. "Для меня
работа с недвижимостью - не важная, но очень обременительная функция.
Главное в работе ООП - судьба детей, оставшихся без родителей,
а большинством сделок занимаются нормальные родители, и пусть они решают
жилищные проблемы семьи самостоятельно. Наша задача в целом, в том
числе и в сделках с жильем, - оберегать интересы детей,
проживающих в неблагополучных семьях, состоящих у нас на учете". Александр
Гиновкер, генеральный директор агентства "Невский простор", солидарен со специалистом по
опеке: "В благополучных семьях при проведении сделок с недвижимостью родителей,
по сути, "лишают родительских прав". Соответствующий закон должен быть принят,
и в нем необходимо сделать упор на упрощение процедуры сделки
для благополучных семей. И, наоборот, должен осуществляться более строгий подход
к неблагополучным, поскольку надо поставить барьер "черным маклерам", находящим при
прохождении комиссии "по формальному признаку" легальные способы осуществления невыгодных для
детей сделок с недвижимостью". Затянутые сроки рассмотрения дел, которые грозят
срывом сделок, либо постоянно растущие поборы "на ускорение" - они
существуют в большинстве округов - вызывают бурю негодования. А работать,
оказывается, просто некому: у инспекторов гигантские нагрузки. А взять деньги
с тех, кто особенно торопится, официально (и увеличить на эти
средства штат, зарплату, позаботиться, в конце концов, о детях из
неблагополучных семей) - невозможно. Муниципальные образования не имеют права создавать
внебюджетные фонды и пополнять их на основании установленных тарифов: финансовая
проверка квалифицирует это как нарушение ввиду отсутствия соответствующей законодательной базы.
По законуПечальная картина вселенского хаоса не повергла в уныние деятельных
риэлтеров. Екатерина Романенко, председатель комитета по связям с органами самоуправления
при Ассоциации риэлтеров, сформулировала ряд поправок к проектам вышеназванных законов
- для передачи их в ЗС через компетентных в данном
вопросе депутатов. Основные предложения по сделкам "с детьми" звучат так:
"Муниципальные образования вправе оказывать платные услуги по ускоренному рассмотрению документов...";
необходимо "ввести единый прейскурант на услуги и установить единые сроки
по рассмотрению" для всех МО Петербурга, а также ввести единый
для всех "перечень документов, необходимых для получения разрешения МО при
сделках с участием несовершеннолетних". На упрощение процедуры Ассоциация пока не
замахивается. Кто их знает, эти семьи - сегодня они благополучные,
а завтра - пошло-поехало. Так что лучше уж контролировать всех
и по общим правилам. А пока закон не принят -
будем жить в реалиях существующей практики. Татьяна Родионова Газета "Частная недвижимость",
Группа компаний "Бюллетень Недвижимости"
|