Первые программы для управления проектами были разработаны почти
сорок лет назад. В основе данных систем лежали алгоритмы сетевого
планирования и расчета временных параметров проекта по методу критического пути.
Первые системы позволяли представить проект в виде сети, рассчитать ранние
и поздние даты начала и окончания работ проекта и отобразить
работы на временной оси в виде диаграммы Ганта. Позже в
системы были добавлены возможности ресурсного и стоимостного планирования, средства контроля
за ходом выполнения работ. Программы управления проектами образуют собственный
сектор рынка программных средств, насчитывающий сотни продуктов. Западные компьютерные журналы
регулярно публикуют обзоры программ управления проектами наряду с обзорами текстовых
редакторов. электронных таблиц и программ управления базами данных. Такие программы
установлены на миллионах компьютеров (только Microsoft Project более чем на
двух миллионах), ими пользуются сотни тысяч предприятий. Хотя Россия и
отстала с внедрением технологии управления проектами, но и на российском
рынке представлены наиболее известные и популярные пакеты управления проектами.
Российские пользователи часто путают программы управления проектами и программы оценки
инвестиций (Project Expert. Альт Инвест. Comfar и т.п.). Программы управления
проектами предназначены для управления проектом (планирования, мониторинга. анализа) на всех
этапах его жизненного цикла - от инициации и до завершения,
в то время как программы оценки инвестиций предназначены лишь для
начальной стадии управления проектом - оценки того. заслуживает ли проект
исполнения. На последующих стадиях эти программы уже не могут быть
использованы и для управления проектом бесполезны, Следует отметить, что
Российский пакет Spider Project не только не уступает. но и
превосходит западные аналоги по многим функциональным возможностям. Использование систем
долгое время ограничивалось традиционными областями - крупными строительными, инженерными или
оборонными проектами и требовало профессиональных знаний. Однако, за последнее десятилетие
ситуация в области использования ПО календарного планирования резко изменилась.
Благодаря повышению мощности и снижению стоимости персональных компьютеров, а также,
при участии таких корпораций, как Microsoft и Symantec, буквально заваливших
рынок дешевыми системами для управления проектами, программное обеспечение и методики
управления, доступные раньше только состоятельным организациям, пришли на рабочие столы
и вошли в повседневную практику менеджеров и сотрудников средних и
малых компаний. В настоящее время на рынке представлено значительное
количество универсальных программных пакетов для персональных компьютеров, автоматизирующих функции планирования
и контроля календарного графика выполнения работ. Западные обзоры программного обеспечения
для управления проектами традиционно разделяют программы доступные на рынке в
две широкие группы: системы "высшего" класса (стоимостью свыше US1000 и
более простые системы (продающиеся по цене ниже US1000). Развитие
информационных технологий последних лет практически свело на нет различия между
системами по объемным показателям мощности систем (размеры планируемого проекта по
работам и ресурсам, скорость пересчета проекта). Даже дешевые пакеты сегодня
способны поддерживать планирование проектов, состоящих из десятков тысяч задач и
использующих тысячи видов ресурсов. Изучая матрицы сравнения основных функций систем,
также достаточно трудно найти существенные пробелы в той или иной
системе. Выявить отличия в реализации отдельных функций часто удается лишь
при детальном изучении и тестировании системы. Более правильно разделить
пакеты календарного планирования на профессиональные и настольные (непрофессиональные). Профессиональные системы
предоставляют более гибкие средства реализации функций планирования и контроля, но
требуют больших затрат времени на подготовку и анализ данных и,
соответственно, высокой квалификации пользователей. Второй тип пакетов адресован пользователям-непрофессионалам, для
которых управление проектами не является основным видом деятельности. От пользователей,
использующих пакеты планирования лишь время от времени при необходимости спланировать
небольшой комплекс работ или ввести фактические данные по проекту трудно
ожидать серьезных затрат времени и усилий на то, чтобы освоить
и держать в памяти какие-либо специфические функции планирования или оптимизации
расписаний. Для них более важным является простота использования и скорость
получения результата. Как правило, современные системы календарного планирования, распространяемые
на рынке, обеспечивают основной набор функциональных возможностей, которые включают в
себя: · средства проектирования структуры работ проекта, ·
средства планирования по МКП, · средства ресурсного планирования (описание,
назначение и оптимизация загрузки ресурсов), · некоторые возможности стоимостного
анализа, · средства контроля за ходом исполнения проекта,
· средства создания отчетов и графических диаграмм. Базовые
функциональные возможности системы календарного планирования PRIVATE Средства описания комплекса работ проекта,
связей между работами и их временных характеристик. |
- Описания глобальных параметров планирования проекта - Описание логической
структуры комплекса работ - Многоуровневое представление проекта -
Назначение временных параметров планирования задач - Поддержка календаря проекта
| Средства поддержки информации о ресурсах
и затратах по проекту и назначения ресурсов и затрат отдельным
работам проекта. | - Ведение списка наличных ресурсов,
номенклатуры материалов и статей затрат - Поддержка календарей ресурсов
- Назначение ресурсов работам - Календарное планирование при
ограниченных ресурсах | Средства контроля за
ходом выполнения проекта. | - Фиксация плановых параметров
расписания проекта в базе данных - Ввод фактических показателей
состояния задач - Ввод фактических объемов работ и использования
ресурсов - Сравнение плановых и фактических показателей и прогнозирование
хода предстоящих работ | Графические средства
представления структуры проекта, средства создания различных отчетов по проекту. |
- Диаграмма Ганта (часто совмещенная с электронной таблицей
и позволяющая отображать различную дополнительную информацию) - PERT диаграмма
(сетевая диаграмма) - Создание отчетов, необходимых для планирования и
контроля | Различия между пакетами могут заключаться
в поддерживаемых ими вычислительных платформах, мощности, наличии дополнительных средств, и
в качестве реализации предоставляемых ими функций. Оценка мощности пакета
включает в себя тестирование качества работы системы (скорость вычислений, печати,
изменения экранов) и качество представления информации по проекту (диаграммы Ганта
и PERT), а также оценку полноты и гибкости функций, необходимых
для разработки плана и оперативного управления. При оценке мощности
системы для управления проектами обычно оцениваются следующие основные функциональные возможности:
1. Средства описания комплекса работ проекта,
связей между работами и их временных характеристик: ·
Поддержка календаря проекта (максимальный размер календаря, наиболее поздняя дата, максимальное
количество праздников в одном календаре, возможность задавать рабочие дни недели
и различные рабочие дни для различных недель, возможность задавать обычные
рабочие часы); · Ограничения, накладываемые на работы проекта (типы
работ (Как Можно Раньше, Как Можно Позже, работы с фиксированной
датой начала/окончания), возможность планирования выполнения работ по индивидуальным календарям);
· Возможности назначения временных характеристик (максимальная длительность отдельной задачи, максимальная
длительность проекта, единицы времени, доступные в системе, задачи-вехи, вычисляемые резервы
времени (полный, свободный), возможность системы автоматически присваивать длительность отдельным задачам,
возможность привязки длительностей задач к объему назначенных ресурсов); ·
Связи между задачами (максимальное количество предшествующих и последующих задач, допустимые
типы связей, допустимые типы задержек/перекрытий); · Максимально допустимое количество
задач в проекте, длина имени задачи, возможности кодирования, возможность автоматического
пересчета, многоуровневое представление проекта. 2. Средства поддержки информации
о ресурсах и затратах по проекту и назначения ресурсов и
затрат отдельным работам проекта. · Информация о ресурсах
(максимальное количество ресурсов на проект, возможность описания различных типов ресурсов
(складируемые и нескладируемые, статьи затрат, номенклатура материалов), поддержка ресурсов с
фиксированной стоимостью и ресурсов, стоимость которых зависит от длительности их
использования, поддержка информации о требуемых и доступных объемах ресурса, возможность
задания нормального и максимального объемов ресурса, возможность задания переменного объема
ресурса, возможность задания индивидуальных календарей ресурсов); · Назначение ресурсов
задачам (максимальное количество ресурсов на задачу, возможность задания частичного использования
ресурсов, возможность задания задержек при использовании ресурса); · Календарное
планирование при ограниченных ресурсах (выделение перегруженных ресурсов и использующих их
задач, разрешение ресурсных конфликтов, автоматическое/командное выравнивание ресурсов, выбор ресурсов для
выравнивания, выравнивание с учетом приоритетов задач, выравнивание с учетом ограничений
по времени или с учетом ограничения на ресурс, оптимальность полученных
планов). 3. Средства контроля за ходом
выполнения проекта. · Средства отслеживания состояния задач проекта
(фиксация плана расписания проекта, средства поддержки фактических показателей состояния задач
(процент завершения)); · Средства контроля за фактическим использованием ресурсов
(бюджетное количество и стоимость ресурса, фактическое количество и стоимость ресурса,
количество и стоимость ресурсов, требуемых для завершения работы); ·
Средства стоимостного анализа состояния проекта и анализа на основе выполненных
объемов работ. 4. Удобные графические средства
представления структуры проекта (диаграмма Ганта, сетевая диаграмма, иерархическая диаграмма проекта),
а также средства создания различных отчетов по проекту.
· Диаграмма Ганта (отображение критического пути, расчетных и фактических дат
начала и окончания работ, резервов работ, возможность изменения временной шкалы,
отображение текущей даты, отображение составных задач, отображение дополнительной информации);
· PERT диаграмма (отображение критического пути, расчетных и фактических дат
начала и окончания работ, длительности, резервов работ, отображение многоуровневости детализации
задач, возможность задания различных типов сетевой диаграммы, ручное и автоматическое
размещение работ и связей, определение дополнительной информации); · Средства
создания отчетов (отчеты по состоянию выполнения расписания, отчеты по ресурсам
и по назначению ресурсов, профили загрузки ресурсов, отчеты по затратам
(могут включать стоимость отдельных задач, детализацию стоимости задач по ресурсам,
стоимость ресурса по задачам, запланированную и фактическую стоимость), отчеты по
денежным потокам, отчеты для анализа фактического состояния выполнения задач проекта
и сравнения с запланированным); · Кроме того, следующие дополнительные
возможности должны быть рассмотрены при выборе пакета планирования: ·
Сортировка данных (максимальное количество критериев, сортировка по кодам задач и
датам); · Критерии отбора данных (исключающий и выделяющий отбор);
· Возможности печати (типы принтеров, плоттеры, многостраничный отчет);
· Средства обмена данными (поддержка технологии клиент/сервер, стандартов SQL и
ODBC, интеграция с ресурсами Web, импорт/экспорт (ASCII, dBase, Lotus, другие
системы для управления проектами); · Работа в сети;
· Работа с несколькими проектами (многопроектное планирование, объединение проектов, связь
проектов, максимальное количество связанных проектов, совместное ресурсное планирование); ·
Языки программирования и разработки макроопределений. ВЫБОР ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОЕКТАМИ Правильный выбор пакета очень важен для успешного внедрения
управления проектами в организации и зависит от многих факторов. Выбор
пакета (и не только управления проектами) - это сам по
себе проект, который требует серьезного подхода, затрат. планирования, контроля, анализа
рисков и т.д. Рассмотрим, из каких работ состоит
этот проект. Первая фаза проекта - Анализ
состоит из следующих работ: ð Анализ рынка заключается
в определении перечня программных продуктов нужной тематики, представленных на рынке,
а также реквизитов и поставщиков. ð Технические требования -
определение технических требований, выдвигаемых к программам. Эти требования определяются политикой
организации. имеющимся парком компьютеров и программным обеспечением, уже используемым в
задачах управления (типы компьютеров, операционные системы, сети и т.д.).
ð Управленческие требования - это требования к функциональным характеристикам программ
управления проектами, определяемые проектами вашей организации. Это - наиболее важные
требования и мы посвятим им отдельный раздел этой статьи.
ð Контакт с поставщиками - например. посылка запроса с просьбой
предоставить возможно более полный набор информации о программном продукте.
Вторая фаза - Принятие решения, исполнение которой начинается после
получения материалов от поставщиков программной продукции: ð Анализ
спецификаций - определение того, насколько программа удовлетворяет выдвигаемым техническим и
управленческим требованиям. ð Проверка ссылок - если программа нашла
применение на близких по профилю предприятиях, то полезно установить контакт
с пользователями программы и навести справки о том. насколько полно
она используется и удовлетворяет поставленным целям. ð Анализ Демо
версий - демонстрационные версии программ позволяют представить как функционирует программа,
насколько удовлетворяет выдвигаемым требованиям, насколько легка в использовании и обучении.
ð Проверка сопровождения - внедрение таких технологически не простых
программ, как программы управления проектами, требует не только технической, но
и методической поддержки. проведения обучения персонала, а часто и настройки
программы на специфику организации. Для больших компаний может оказаться важным
контакт с разработчиках! и. которые могли бы выполнить работы по
адаптации программ к специфическим задачам и проектам компании. ð
Оценка сроков исполнения работ и число необходимых специалистов достаточно условны
- это зависит от специфики конкретной организации, но перечисленные шаги
необходимы для разумного выбора используемых программ. Если же в вашей
организации нет специалистов, знакомых с программами управления проектами, и управление
проектами - новая для вас область, то мы рекомендуем обращаться
в консалтинговые фирмы, которые проведут обследование ваших потребностей и помогут
выбрать такую программу, которая наиболее полно эти потребности удовлетворяет.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ Структуризация -
Необходимо иметь возможность структуризации работ и получения отчетности по структурным
группам работ (фазам, проекта). - Необходимо иметь возможность группировки
и получения отчетности по группам ресурсов (цехам, бригадам и т.д.).
- Необходимо иметь возможность получения отчетности о ходе выполнения
отдельных контрактов (договоров). - Необходимо иметь возможность «группировки Демо»
для получения отчетности в соответствии с бухгалтерскими счетами, -
Необходимо иметь возможности создавать собственные дополнительные структуры работ и ресурсов.
Типы работ - Работы могут быть
фиксированной длительности, либо с длительностью, определяемой объемом работ и производительностью
назначенных ресурсов. Работы могут быть фиктивными (работы нулевой длительности), отражающими
наступление тех или иных событий, причем эти фиктивные работы могут
требовать определенных ресурсов. - У работа может быть условная
длительность, определяемая длительностью других работ (Hammock activities, Headers). Типы ресурсов.
Ресурсы могут быть возобновляемыми, расходуемыми и производимыми. Назначения ресурсов
- Возобновляемые ресурсы могут назначаться на работы жестко, либо
с возможностью выбора из совокупности (skill scheduling). - У
возобновляемых ресурсов могут быть производительности, определяющие длительность работы, либо наоборот,
длительность работы определяет их производительность. - Расход материальных ресурсов
может задаваться по каждой работе и зависеть, либо не зависеть
от ее длительности. - Кроме того, расход материальных ресурсов
может быть связан с работой возобновляемых ресурсов и зависеть, либо
не зависеть от длительности их использования (ГСМ и автомобиль).
- Необходимо иметь возможность задавать неравномерное во времени потребление ресурсов
на работах. При определении потребностей работы в ресурсах необходимо иметь
возможность использовать НСИ. Календари - Каждый
из ресурсов системы может иметь свой собственный календарь, учитывающий отпуска,
неполные рабочие недели и т.д. - Работы проекта также
могут иметь собственные календари. Учет затрат
- Стоимость работы складывается из постоянной составляющей, стоимости использования возобновляемых
ресурсов и стоимости материалов. - При назначении стоимостей ресурсов
необходимо иметь возможность автоматизированного использования НСИ. При назначении стоимостей работ
необходимо иметь возможность автоматизированного использования НСИ. Стоимость назначения складывается из
постоянной составляющей (например, доставка), стоимости использования ресурса во времени и
стоимости расходуемых ресурсом материалов. - Следует иметь возможность рассчитать
стоимости и затраты с учетом инфляции. - Пакет должен
обеспечивать пользователям возможность дополнять перечень учитываемых стоимостных показателей и в
том числе расчетных. - Необходимо иметь возможность включать в
расписание такие работы, как получение кредитов, поставки материалов и т.п.,
связанные с необходимостью задания отрицательных зaтpат и расходов материалов, Необходимо
иметь возможность рассчитать CASH FLOW проекта с учетом инфляции, процентов
на кредиты и т.п. Расписание работ
- Пакет должен обеспечивать наиболее полное использование ресурсов, а значат,
оставляемые расписания (после выравнивания ресурсов) должны иметь минимальную продолжительность.
- Пакет должен составлять расписания, исходя из квалификации ресурсов (skill
scheduling). Продолжительность проекта может достигать нескольких лет, а единицы времени
могут быть от часа до месяца, Должны определяться резервы времени
исполнения работ. Фильтрация данных - В
пакете должна быть обеспечена возможность выделения критических работ, ключевых событий,
работ, выполняемых определенными ресурсами, и другая фильтрация данных по задаваемым
пользователями критериям. Пакет должен обеспечивать возможность сортировки данных по признакам,
задаваемым пользователями. Пакет должен обеспечивать автоматизированный поиск информации по задаваемым
пользователем признакам. Пакет должен обеспечивать функцию Undo - возвращение предыдущей
информации в случае, если произведенные изменения не удовлетворяют пользователя.
Учет и контроль ходя работ - Данные
о ходе выполнения работ и о внешних изменениях должны автоматически
учитываться при корректировке планов оставшихся работ. - Необходимо хранить
в архиве «историю проекта» - первоначальный (базовый) план и все
существенные корректировки плана для проведения анализа отклонений хода работ от
первоначальной и последующих версий плана. - Данные проекта должны
автоматически учитываться при анализе хода выполнения контрактов и договоров.
Входные и выходные док-ты - Возможность настройки
форм входных документов. - Возможность формирования произвольных выходных
- документов. - Возможность наращивания учитываемых показателей в
- соответствии со спецификой решаемых задач. - Возможность ввода
формул для анализа и обработки данных. - Возможность использования
внешних графических файлов в выходных документах. Связь с
другими задачами - Рассчитанная в программе потребность в
материальных ресурсах должна автоматически поступать в программу управления снабжением.
- Производительности ресурсов на работах проекта должны автоматически поступать из
базы данных, содержащей ней. - Данные о ходе выполнения
проекта должны автоматически попадать в бухгалтерскую отчетность, Данные о поставках
материальных ресурсов и оборудования должны автоматически учитываться при планировании работ.
Работа в Интернет - Возможность передачи
учетной информации через Интернет, - Возможность передачи плановой информации
через Интернет. - Возможность обновления версий через Интернет.
Перемножив балльную оценку вопроса с балльной оценкой решения этого вопроса
в пакете и сложив полученные оценки, вы получите примерную балльную
оценку функциональных возможностей пакета для ваших задач. Просите поставщиков показать.
как реализованы те или иные важные для вашей деятельности функции.
По тому, как вам будут отвечать, вы сможете оценить и
будущее сопровождение пакетов. ð Требования к языку.
Из перечисленных пакетов полностью русифицированы лишь Spider Project. SureTrak и
Time Line 1.0 - старая версия Time Line, которую можно
использовать для учебных целей, ð Требования к структуризации.
Все пакеты позволяют создавать и использовать для отчетности и
агрегирования информации иерархические структуры работ проекта (разбиение проекта на подпроекты.
фазы. пакеты работ и т.д.), Однако на практике этого может
оказаться недостаточно. Очень важно. чтобы пакет был способен агрегировать информацию
в соответствии с задаваемыми пользователями структурами. Такими возможностями дешевые пакеты
не обладают, да и у более дорогих пакетов число возможных
структур ограничено, за исключением пакета Spider Project, который позволяет создавать
неограниченное количество различных иерархических структур работ и ресурсов. ð
Требования к типам работ в основном перечислены в таблице.
В западных пакетах не предусмотрена возможность задания в качестве
исходной информации объемов работ для последующего определения длительности, исходя из
производительностей назначенных ресурсов. Это мешает использовать при управлении проектами привычные
нам подходы и нормативы. ð Требования к календарям.
Не все пакеты позволяют использовать кроме календарей ресурсов и
календари работ, На практике это может оказаться необходимым. ð
Требования к учету затрат. Перечисленные требования могут оказаться
избыточными для ваших проектов. Всегда следует иметь в виду, что
за дополнительные возможности всегда приходится платить. ð Требования
к составлению расписания работ. Этот показатель может оказаться наиболее
важным. Если другие показатели влияют на трудоемкость сбо pa
и обработки информации, то плохой план работ означает серьезные
прямые денежные и ресурсные потери. а хороший - колоссальную экономию.
несопоставимую со стоимостью программ, если вы управляете серьезными проектами. Все
пакеты составят одинаковое расписание работ, если не будут учитываться ограничения
на ресурсы проекта. Но в таком расписании потребность в ресурсах
в отдельные промежутки времени может значительно превышать их наличие. Для
приведения в соответствие расписания выполнения работ и наличествующих ресурсов производится
выравнивание - составление расписания с учетом ограниченности ресурсов проекта. Как
показало тестирование, западные пакеты не умеют составлять хорошие расписания работ
при ограниченных ресурсах проекта, Расписания работ. составленные пакетом Spider Project.
как правило, оказываются более короткими. чем расписания, составленные для тех
же проектов западными пакетами. В частности, ни один из западных
пакетов не смог составить разумного расписания проекта «ПОКУПКА» - по
их планам проект должен занять на три недели больше времени.
то есть длительность работ при тех же ресурсах возрастает на
25%. ð Требования к учету и контроля хода
работ. Для большинства пакетов (кроме Spider Project) перечисленные требования
могут быть выполнены лишь с использованием внешних программ. Большинство пакетов
позволяет хранить и сравнивать лишь текущий и базовый план, Лишь
Spider Project и Artemis Project View позволяют вести архивы изменений
и сравнивать между собой до 99 версий текущего проекта.
ð Требования к входным и выходным документам. Перечислен
примерный набор требований, который может меняться в различных проектах и
организациях. Выбор подходящего пакета управления проектами сам
по себе представляет собой проект, к которому надо отнестись со
всей серьезностью, Неправильные решения на этой стадии могут привести к
значительных! потерям и к невозможности решения тех или иных задач
управления. Правильный выбор связан с необходимостью проведения серьезного предварительного обследования
потребностей организации и специфики выполняемых проектов. К обсуждению характеристик пакетов
с поставщиками необходимо тщательно подготовиться. Хорошо, если в фирме есть
специалисты, имеющие опыт применения программ Управления проектами, В противном случае
наиболее приемлемым способом выполнения этого проекта является привлечение консалтинговых фирм.
знакомых с характеристиками пакетов и имеющих опыт внедрения управления проектами
на различных объектах. Правильный выбор и оптимальное применение пакетов управления
проектами дает большой экономический эффект, несопоставимый со стоимостью пакетов и
необходимых консалтинговых услуг. С ростом сложности проектов и среды
управления повышаются требования к мощности и гибкости ПО управления проектами.
Одна из основных причин усложнения задач управления связана с необходимостью
детально планировать и контролировать использование ресурсов на всех этапах проекта.
Средства автоматического перепланирования задач с учетом ограничений на ресурсы приобретают
особую важность для крупных проектов, когда менеджер не в состоянии
самостоятельно проанализировать причины нехватки ресурсов и найти решение для каждой
конкретной работы. Primavera (фирма Primavera Systems)
Основной программный продукт семейства Primavera - Primavera Project Planner (P3)
- хорошо известен среди профессиональных менеджеров проектов во всем мире.
P3 (цена для американского рынка - US4000) применяется для управлени
средними и крупными проектами в самых различных областях, хот наибольшее
распространение данный продукт получил в сфере управлени строительными и инженерными
проектами. Primavera Project Planner предоставляет достаточно стандартный для всех
подобных систем графический интерфейс, но у него есть несколько дополнительных
возможностей. Прежде всего, это возможность группировки и упорядочивани работ по
различным признакам на разных уровнях детализации проекта, что позволяет представить
информацию в более удобном виде дл конкретной управленческой ситуации. Например,
используя данные средства, всю информацию по проекту можно сгруппировать по
фазе проекта на первом уровне иерархии, по ответственному ресурсу на
втором и отсортировать по дате начала работ на третьем. Для
каждой группы могут быть заданы собственные шрифт и цвет (текста
и фона), постраничное разбиение. Другая полезная особенность - это
возможность разбиения экрана по горизонтали на две независимые области. Это
позволяет одновременно просматривать разные части проекта. Кроме того, P3
имеет определенные отличия от других пакетов в средствах ресурсного планирования.
При описании ресурса можно указать нормальное и максимальное количество данного
ресурса, а также его цену по шести временным интервалам. Ресурс
можно пометить как "управляющий" (объем назначени "управляющего" ресурса на задачу
будет влиять на длительность ее выполнения). Например, определив, что рабочие
- это "управляющий" ресурс, а бригадир - нет, можно сократить
сроки выполнения задачи "прокладка траншеи" за счет назначения большего количества
рабочих. Увеличение же числа бригадиров не повлияет на длительность работы.
При планировании загрузки ресурсов может возникнуть необходимость в описании
нелинейного профиля потребления ресурса отдельной задачей. P3 предлагает девять стандартных
кривых и возможность определить собственный профиль потребления, разбив временную фазу
задачи на 10 периодов. Кроме того, P3 позволяет выбрать
режим перерасчета расписания. Среди режимов перерасчета можно выделить выравнивание вперед
(определение возможной даты окончания проекта при заданной начальной дате), выравнивание
назад (определение самой поздней допустимой даты начала проекта), сглаживание перегрузок
ресурсов в рамках временных резервов работ или в рамках заданного
интервала. К недостаткам средств ресурсного планирования можно отнести ограничение
на число календарей. Кроме главного календаря проекта P3 позволяет описать
лишь 30 дополнительных календарей, в то время как возможность задани
индивидуальных графиков работы для каждого ресурса уже стала нормой в
современных пакетах УП. Другое ограничение связано с количеством ресурсов (не
более 120), контролируемых при выравнивании профил загрузки ограниченных ресурсов.
Средства поддержки многопроектной среды управления в P3 включают возможность определения
иерархии и права доступа к мастер-проекту и подпроектам. Менеджер-координатор проекта
имеет право редактировать мастер-проект и все подпроекты. Менеджер подпроекта имеет
право добавлять ресурсы в словарь ресурсов, но не удалять их
и не изменять их цены. Если разрешение ресурсных конфликтов в
рамках подпроекта требует данных другого подпроекта, менеджер может это сделать
только при наделении его дополнительными полномочиями со стороны менеджера-координатора проекта.
Однако ресурсное планирование по проекту в целом может осуществлять только
менеджер-координатор. Только он может определить связи между подпроектами. По сравнению
со многими другими программными продуктами, которые также дают возможность многопроектного
управления, отличительной особенностью P3 является подробное описание принципов многопроектного управления
в документации, где они рассматриваются с двух точек зрения: менеджера-координатора
проекта и менеджера подпроекта (хотя считается, что тема мультипроектного управления
требует дополнительного учебника). SureTrak (фирма Primavera Systems)
Кроме P3 компанией Primavera Systems поставляется облегченная система для
УП - SureTrak (US700). Этот программный продукт ориентирован на небольшие
проекты, подпроекты, работу конкретных исполнителей с фрагментами проектов. SureTrak имеет
те же средства, что и P3 в плане организации проекта
по кодам и фильтрации информации, установки ограничений и расчета расписания,
но в то же время существует ряд ограничений и дополнительных
возможностей. Из ограничений следует отметить отсутствие средств многопроектного управления
и фрагментации проектов, меньшую размерность проектов, более скромные средства создания
отчетов. Однако в SureTrak появились календари ресурсов и, как следствие,
возможность расчета длительностей работ с учетом согласования календарей исполнителей (ожидается,
что календари ресурсов появятся и в следующей версии P3). Кроме
того, у ресурсов появилась дополнительная категория - доход. SureTrak отличаетс
от всех остальных продуктов Primavera тем, что он полностью русифицирован
и поставляется вместе с руководством для пользователя на русском языке.
SureTrak осуществляет импорт-экспорт файлов в форматах P3 и MS
Project. Таким образом, работая совместно, P3 и SureTrak предлагают масштабируемый
подход к управлению проектами различного размера и сложности. Кроме
вышеназванных продуктов из семейства Primavera интерес может представлять система анализа
рисков проекта Monte Carlo for Primavera. Официальным представителем Primavera Systems
на российском рынке является компания "Консалтинг ПРИМ". Artemis
Views (Artemis International) Другая известная в мире управления
проектами торговая марка - Artemis. Традиционно ПО семейства Artemis (Artemis
2000, Artemis 9000, Prestige) использовалось для управления крупными инженерными проектами.
На сегодняшний день корпорация Artemis International распространяет под этой торговой
маркой серию программ под общим названием ArtemisViews. В России поддержку
ПО семейства Artemis осуществляет корпораци LVS. Семейство ArtemisViews состоит
из набора модулей, автоматизирующих различные аспекты управления проектами: ProjectView, ResourceView,
TrackView, CostView. Все модули совместимы по данным, работают в архитектуре
клиент-сервер, поддерживают стандарт ODBC и легко интегрируются с популярными СУБД
Oracle, SQLBase, SQLServer, Sybase. Каждый модуль может работать как независимо,
так и в комбинации с другим ПО. Цена на это
традиционно недешевое ПО рассчитывается исходя из заказываемой конфигурации. ProjectView
(от US16000 на одного пользователя) реализует мультипроектную, многопользовательскую систему планирования
и контроля проектов в организации. Это ПО разделяет проектные данные
(календари, кодификаторы, списки ресурсов) между пользователями или пользовательскими группами, обеспечивает
средства безопасности при одновременной работе пользователей с проектом. Система позволяет
получать значительное количество различных отчетов с помощью собственных средств или
с использованием специализированного ПО (например, Quest). ResourceView (US6000 за
рабочее место) - специализированная система для планирования и контроля использования
ресурсов как в проектной или матричной среде управления, так и
для текущих работ. В системе реализованы средства поддержки согласования руководителями
распределения ресурсов между работами. Графическая панель управления ресурсами позволяет менеджерам
планировать, контролировать и оптимизировать их загрузку за счет перераспределения очереди
работ в соответствии с наличием ресурсов. TrackView (от US1500
за рабочее место) предоставляет средства ведения фактической информации по выполненным
объемам работ, контроля за состоянием и стоимостью текущих работ (проектных
и внепроектных). Система интегрирует данные для различных уровней управления в
организации от рядовых исполнителей, ведущих информацию по своим задачам, до
высшего руководства, которое может получить укрупненные данные по фактическим затратам
и объемам работ. CostView (US12000) обеспечивает поддержку центрального репозитория
для информации по всем затратам и доходам проектов. Пакет позволяет
анализировать экономическую эффективность контрактов, строить таблицы денежных потоков, предсказывать затраты
и рассчитывать показатели внутренней нормы рентабельности проектов. Безусловно, ArtemisViews
позволяет создать мощное интегрированное решение, однако затраты, связанные с приобретением
и внедрением данного ПО, существенно ограничивают круг потенциальных пользователей.
Следует упомянуть также распространяемую под торговой маркой Artemis систему УП
Schedule Publisher (Advanced Management Solutions, US2595), разработанную на базе графического
пакета. Отличительной особенностью системы являются дополнительные возможности создания проекта в
графическом режиме. Например, формирование диаграммы Гантта вручную позволяет создавать более
компактное представление проекта на экране. Система имеет русскоязычный интерфейс экранов.
Однако по гибкости алгоритмов планирования и управления ресурсами и затратами
пакет уступает не только системам семейства ArtemisViews, но и некоторыми
более дешевым пакетам. Spider Project Обзор систем
УП, доступных на российском рынке, был бы неполон без упоминания
российской разработки - Spider Project (US948). По информации, полученной от
специалистов, разрабатывающих и поддерживающих пакет (Spider Technologies Group), система была
инсталлирована для управлени несколькими десятками крупных проектов. Данный пакет
имеет несколько отличительных особенностей, позволяющих ему успешно конкурировать с западными
системами. Прежде всего, это мощные алгоритмы планирования использования ограниченных
ресурсов. Тестирование известных пакетов УП (Artemis Views не тестировался) показало
преимущество алгоритмов Spider Project по качеству составляемых планов выполнения работ
при ограниченности имеющихся ресурсов. Для 32 из 100 проектов, участвовавших
в тестировании, Spider Project составил более короткие расписания работ, а
для остальных 68 его расписания не уступали лучшим из составленных
западными пакетами. В пакете реализована возможность использования при составлении
расписания работ взаимозаменяемых ресурсов (пулы ресурсов), которая также позволяет получить
более короткие расписания. Ресурсные пулы избавляют менеджера от необходимости жестко
назначать исполнителей на работы проекта. Ему достаточно указать общее количество
необходимых для производства работ ресурсов и из каких ресурсов это
количество выбирать. Это позволяет сократить непроизводительные простои ресурсов и облегчить
работу проектного менеджера, избавляя его от необходимости производить утомительные на
больших проектах оценки "что, если". Еще одной особенностью пакета
является возможность использовать нормативно-справочную информацию о производительности ресурсов на тех
или иных видах работ, расходе материалов, стоимости работ и ресурсов.
Spider Project позволяет неограниченно наращивать число учитываемых в проектах показателей,
создавать и использовать в расчетах любые дополнительные табличные документы и
базы данных, вводить любые формулы расчета. Возможность настройки системы позволяет
получать не только расписание работ, графики загрузки ресурсов и стоимостные
характеристики проекта, но и технологические характеристики составленных расписаний. Так, в
горно-добывающей промышленности пользователи Spider Project получили возможность не только планировать
порядок выемки объемов руды, но и учитывать объемы отдельных компонентов,
содержащихся в руде. Превосходя многие западные пакеты по мощности
и гибкости отдельных функций, Spider Project, в целом, уступает в
области программной реализации (использование стандартов обмена данными, пользовательский интерфейс и
т. д.). Пока еще не завершен полный перевод системы в
среду Windows. Пакет имеет Windows-надстройку, ввод и отображение данных в
диаграммах Гантта и PERT, однако программы расчета по-прежнему функционируют в
DOS. Для создания пользовательских табличных отчетов по проекту необходимо использовать
программу электронных таблиц Autoplan (DOS-версия), которая входит в поставку Spider
Project. Microsoft Project 98 В конце
1997 года корпорация Microsoft объявила о выходе новой версии своего
пакета для управления проектами - Project 98, который пришел на
смену MS Project 4.1. Основные цели были поставлены перед
разработчиками Microsoft Project 98: · обеспечить пользователям более мощные
средства контроля над проектами; · обеспечить единый инструмент управления
проектами как для новичков, так и для опытных пользователей;
· усилить средства взаимодействия участников проекта; · сделать MS
Project естественным дополнением Microsoft Office 97; · улучшить средства
настройки пакета на потребности конкретных пользователей. Основные претензии к
предыдущим версиям сводились к недостаткам алгоритмов планирования использования ресурсов, слабости
алгоритмов пересчета расписаний при ограниченных ресурсах, недостаточной гибкости средств многопроектного
планирования и формирования отчетов. Максимальный размер проекта в MS
Project 4.1 был ограничен 9,999 работами и 100 ресурсами. Project
98 не имеет ограничений на количество работ проекта и позволяет
планировать до 10,000 ресурсов. Количество объединяемых проектов увеличилось с 80
до 1000. Причем появилась возможность объединять подпроекты внутри проектов.
Появилась возможность прерывания и возобновления выполнения отдельных работ. Данная операция
выполняется пользователем вручную. Приняв решение о выполнении некоторой работы с
прерываниями, руководитель может легко смоделировать данную ситуацию в графическом режиме
на календарной диаграмме, расщепив работу и сдвинув отдельные ее части
на более поздние сроки. Прерывания в выполнении работы также могут
быть смоделированы за счет прерывания назначения ресурса на работу в
таблице использования ресурсов (Task Usage). Project 98, как и
предыдущая версия системы, работает с двумя типами ресурсов: люди/оборудование и
деньги. Во многих проектах, однако, необходимо планировать и третий вид
ресурсов - материалы/комплектующие. Два новых представления данных, Task Usage
и Resource Usage, позволяют наглядно отслеживать и корректировать ежедневную (или
еженедельную/ежемесячную) загрузку исполнителей на работах проекта, сгруппированную, соответственно, по работам
или по исполнителям. Затраты, не связанные с ресурсами, могут
быть введены отдельно в поле Fixed Cost. Для каждой работы
может быть задан профиль распределения затрат. Ограничением здесь является невозможность
разбиения расходов по статьям затрат. Что же представляет из
себя MS Project? Многим из Вас наверняка приходилось разрабатывать в
среде электронных таблиц (например, Excel), бизнес - органайзерах план своих
действий или действия Вашего подразделения на определенный период. Вы формулировали
глобальные задачи, разбивали их на отдельные мероприятия, привязывали к ним
ответственных исполнителей, время необходимое для реализации и материальные затраты. Затем
сортировали задачи по важности, срокам выполнения или еще чему -
нибудь. Все казалось великолепным, однако вспомните, с какими проблемами вы
сталкивались, если было необходимо изменить порядок выполнения задач, их приоритет
- одним словом отредактировать или представить разработанный план действий своему
руководителю в удобной для понимания форме, наконец, самим разобраться в
том, что Вы сделали. Может это и не вызывало у
Вас трудностей, но без сомнений занимало достаточно много времени. Так
вот назначение MS Project и заключается в том, чтобы предоставить
Вам среду и все инструменты для разработки, представления и редактирования
планов реализации проектов. Ядром программы -
основными данными, представляемыми затем в различных видах, является уже знакомая
Вам таблица, колонки которой представляют собой перечисление факторов, характеризующих конкретную
задачу, а строки - перечислением самих задач или мероприятий, имеющих
несколько степеней вложенности друг в друга. Выглядит это следующим образом:
За задачами или мероприятиями можно закрепить не только ответственных
исполнителей, но и требуемые ресурсы, а также определить последовательность -
очередность выполняемых задач, при этом можно заставить программу самостоятельно распределить
задачи по срокам выполнения. Каждая задача, внесенная в MS Project,
имеет огромное количество факторов и опций, которые Вы можете настраивать
по своему усмотрению, для достижения необходимого Вам результата. Средства данной
программы позволяют Вам также отслеживать выполнение заданий и выводить степень
их готовности. Ваш план мероприятий можно отобразить в виде календарного
плана с закреплением ответственных исполнителей и ресурсов, схемы или графа
реализации проекта и пр. Одними из самых полезных отображений являются
таблица задействованных ресурсов и табель рабочего времени, необходимого для реализации
мероприятий, данные в которых изменяются по мере выполнения заданий.
Среди плюсов программы нужно отметить высокую, даже несколько чрезмерную, гибкость,
т.е. существование большого числа настроек, что при полном изучении позволяет
описать средствами MS Project практически любую возможную жизненную ситуацию. Поражает
в программе также разумная организация процесса разработки проекта, т.к. она
написана с использованием знакомых стандартов стратегического планирования. Хорошей чертой MS
Project, впрочем, как и всех приложений MS Office, является обширная
помощь, в которой можно найти ответы на многие вопросы, и
стандартный инструментарий MS Office, сокращающий время адаптации к программе.
Самым большим минусом, по моему мнению, является нелокализованность программы для
России, хотя, обладая достаточно скромными знаниями английского, можно быстро в
ней разобраться. Использовать MS Project можно рекомендовать специалистам и
руководителям, занимающихся разработкой планов реализации тех или иных проектов, в
том числе и в рамках стратегического планирования. С его помощью
решаются многие проблемы, связанные с данной процедурой регулярного менеджмента, например,
определение и корректировка нагрузки структурных подразделений в определенный период времени.
Решать с помощью MS Project задачи планирования можно всем, так
как программа не требует мощного аппаратного комплекса и отлично работает
на персональном компьютере. Однако, администрирование ее занимает много времени, и
если времени у Вас нет и масштаб организации позволяет обходиться
листом бумаги или электронной таблицей, не стоит тратить его на
MS Project. В целом Project 98, оставаясь системой простой
в использовании и доступной для непрофессионалов, безусловно, содержит новые возможности,
позволяющие осуществлять достаточно гибкое планирование и управление людскими ресурсами. В
Project 98 появилось значительное количество мелких усовершенствований, повышающих простоту и
эффективность использования пакета. Приоритетными областями применения Project 98, видимо, останутся
проекты, связанные с планированием офисной деятельности, где основными ресурсами являются
конкретные исполнители, а основной задачей менеджера - назначение исполнителей на
работы и координация выполнения отдельных заданий. Отсутствие возможности описывать материальные
ресурсы в явном виде может существенно ограничить использование пакета для
строительных проектов. MS Team Manager MS Team Manager
является логичным продолжением и дополнением к MS Project, способный, тем
не менее, работать в качестве самостоятельного приложения, поскольку он также
является расширением MS Office и предназначен для управления процессом групповой
реализации проектов. Если MS Project позволяет качественно разработать план и
отслеживать его выполнение, то MS Team Manager способен распределять задачи
разработанного в MS Project плана или их составляющие между структурными
подразделениями или должностными лицами, посылая сообщения посредством электронной почты или
записывая файлы в директории общего доступа на персональных компьютерах членов
команды. Интерфейс и логика выполнения действий очень схожи с
MS Project. Различие только в некоторых данных, вводимых в программу.
Здесь необходимо будет внести в список членов Вашей команды и
при установке выбрать тип коммуникации между Вами: электронную почту или
директории общего доступа, также тип участника команды: менеджер команды или
член команды. В программе есть четыре основные закладки, с
помощью которых производиться администрирование: Список задач. Перечисление задач Вашей
команды с закреплением за ними одного или нескольких участников команды.
Задачи могут импортироваться из MS Project или создаваться непосредственно в
программе. Список команды. Перечисление членов команды с указанием данных
о времени работы, адресов электронной почты и прочей информации необходимой
для работы. Обычно подобные данные хранятся в адресной книге Вашей
электронной почты или органайзере, поэтому MS Team Manager предлагает Вам
импортировать эту информацию из них. Записная книжка. Здесь можно
отразить организационные вопросы и положения, которыми вы руководствуетесь при реализации
плана: мораль команды, повестку дня, горячие новости и т.д.
Признаки жизни. Отражает получение или неполучение членами команды ваших сообщений,
а также прочую информацию, связанную с общением членов команды.
Схожесть MS Team Manager и MS Project позволяет не говорить
о плюсах и минусах Team Manager отдельно. Использовать данную
программу есть необходимость только в организациях со сложной организационной структурой,
которая не позволяет или делает нецелесообразным личное общение и прямые
контакты между участниками проекта. Идеальным, по моему мнению, будет использование
MS Team Manager для реализации мероприятий стратегического плана, т.е. все
стратегии и мероприятия по ним разрабатываются MS Project, а рассылка,
обмен данными и контроль за выполнением мероприятий осуществляется с помощью
MS Team Manager Open Plan Professional (К
орпорация Welcom Software Technologies) Open Plan Professional
является представителем класса профессиональных систем. Одним из основных отличий системы
являются мощные средства ресурсного и стоимостного планирования, которые позволяют значительно
облегчить задачу нахождения наиболее эффективного распределения ресурсов и составления их
рабочего расписания. Open Plan позволяет создавать иерархическую структуру ресурсов,
формировать пулы ресурсов, при этом ресурсы классифицируются по типам (возобновляемый,
расходуемый, с ограниченным сроком годности, пул) и классам (людские, оборудование,
материалы, затраты). Каждому ресурсу может соответствовать список квалификаций данного ресурса.
Назначение ресурсов на уровне пула или по квалификации позволяет выполнять
автоматическое назначение ресурсов на задачи в соответствии с их загрузкой
и квалификацией. Встроенные в Орeп Plan аналитические инструменты анализа
рисков, базирующиеся на методе Monte Carlo, позволяют определить возможные риски,
учитывая потенциальные задержки в доставке материалов, выпадения из графика работ
и превышения бюджета, просчитать их вероятность и возможные негативные последствия.
Open Plan содержит мощные средства планирования и контроля затрат,
включая средства анализа и отчетности по фактической выработке. Кроме того,
Welcom поставляет специализированное ПО финансового планирования предприятия Cobra, которое полностью
интегрируется с Open Plan. Рекомендации по применению: крупные проекты,
требующие детального планирования, оптимизации и контроля использования различных типов проектов;
задачи многопроектного планирования и управления, особенно если требуется организация одновременной
работы пользователей с одной базой данных и распределенный сбор и
обновление информации; интеграция информационной системы управления проектами с другими автоматизированными
системами организации. Только сейчас, в конце 90-х, у менеджеров
появились системы управления проектами, которые предлагают простой доступ к информации
о множестве одновременно выполняющихся проектов и быстрый пересчет данных для
любых из них. Системы управления проектами перестали быть лишь средством
создания и оптимизации модели проекта, они превращаются в ядро сбора
и обработки данных о проекте в режиме реального времени.
Два технологических преимущества сделали все это доступным: · открытый
доступ - операционная среда, позволяющая автоматически осуществлять обмен данными между
системами управления проектами и другими типами приложений. Если данные хранятся
в базах данных (БД), как это делается в системах сетевого
планирования, открытый доступ может осуществляться с помощью ODBC (Open Data
Base Connectivity - стандарт доступа к базам данных различных форматов),
промышленного стандарта доступа к БД; · “клиент-серверная” SQL (Structured
Query Language - стандартный, структурированный язык построения запросов к базам
данных) - архитектура - децентрализованная, гибкая архитектура, позволяющая множеству пользователей
совместно использовать ресурсы, согласовывать расписания в рамках всего предприятия и
приводить данные проектов в соответствие с другими корпоративными данными.
Эти два преимущества основательно изменили системы управления проектами и, соответственно,
возможности организации эффективного управления проектами. Возможности эффективного внедрения системы
управления проектами во многом зависят от возможностей настройки пакета на
специфические показатели конкретных проектов, гибкости средств обмена данными, возможностей стандартизации
управленческой среды и обеспечения групповой работы с данными проекта.
Внедрение единой системы управления проектами в организации, как правило, требует:
· стандартизации и взаимной увязки управленческих процессов и информационных
потоков как по стадиям реализации проектов, так и по уровням
принятия решений; · интеграции системы управления проектами с другими
корпоративными информационными системами. Последнее время стало модным включать в
системы управления средства коммуникации между участниками рабочих групп. Microsoft Project,
как и следовало ожидать, один из лидеров по возможностям объединения
участников проекта средствами электронной почты или интранет. При описании ресурса
для каждого исполнителя может быть указан адрес его электронной почты.
Тогда для рассылки информации о работах по исполнителям достаточно выполнить
команду TeamAssign, а для запроса информации о состоянии работ -
команду TeamStatus. Информация о работах проекта может сохраняться в формате
HTML и публиковаться на внутреннем Web-сервере. Кроме стандартных форматов
файлов Microsoft Project (MPP и МРХ), пользователь теперь может сохранить
информацию о проекте в форматах ODBC, Excel и Access 8.0.
Формат MPD (Microsoft Project Database) позволяет хранить все данные о
проекте в структуре, доступной как из Project 98, так и
из Access 8.0. Что касается Time Line, то система
позволяет хранить все данные, касающиеся проектов организации в единой SQL
базе даннык. Отдельный модуль импорта/экспорта позволяет обмениваться данными с другими
пакетами УП (MS Projecct, Time Line 1.0 for Windows), базами
данных (dBASE) и электронными таблицами. Time Line 6.5 поддерживает стандарты
ODBC, OLE 2.0, DDE, поддерживает макроязык Symantec Basic. Однако возможности
дешевых систем, к которым относятся MS Project и Timc Line,
не позволяют в полной мере реализовать режим многопользовательской работы с
информацией проекта, поскольку не обеспечивают режим распределенного ввода данных и
системы ограничения доступа к данным. Кроме того, пользователями интегрированной
системы управления проектами организации являются как профессиональные менеджеры, осуществляющие согласование
и оптимизацию планов проектов, анализ рисков, прогнозирование и т.д., так
и участники проектов, выполняющие сбор, уточнение и актуализацию данных, готовящие
отчеты. Если для профессионалов важна мощность и гибкость предоставляемых системой
функций планирования и анализа состояния проектов, то для остальных пользователей
важнее простота и прозрачность системы. Совместное использование профессиональной и
“облегченной” версий системы управления проектами позволяет не только учесть потребности
всех групп пользователей, но и значительно снизить стоимость решения.
Только Open Plan обеспечивает сегодня как полную интеграцию между профессиональной
и “настольной” версиями системы, так и открытость для обмена данными
с внешними приложениями. Open Plan поставляется в двух вариантах
- Professional и Desktop, каждый из которых отвечает различным потребностям
исполнителей, менеджеров и других участников проекта. Обе версии работают с
одной базой данных - нет необходимости в обмене данными.
К основным преимуществам Open Plan относится то, что он может
работать с данными любого профиля, имеющими отношение к жизнедеятельности предприятия.
Программное обеспечение Welcom можно настроить на работу с разнообразными базами
данных благодаря объектно-ориентированной и клиент-серверной архитектуре. Open Plan обладает прямым
доступом к SQL-базам данных. Пользователь может выбрать, в каком формате
хранить данные по проектам (в собственном формате Open Plan, в
форматах Oracle, SQL Server, Sybase, xBase). Open Plan обеспечивает
ограничение доступа к данным проекта, позволяя предоставлять различные права на
доступ к определенным данным, делая их доступными ограниченному кругу лиц
и регулируя их совместное использование. Важным условием правильного выбора
системы управления проектами является понимание того, что именно вы хотите
получить от системы, и разделение критичных и второстепенных требований -
какие ее возможности вам необходимы, какая учетная информация. Внедрение
системы управления проектами должно проводиться поэтапно и быть тщательно спланировано.
Time Linc 6.5 (К орпорация Time
Line Solutions) Значительное распространение на российском рынке получила
русифицированная версия Time Line 1.0 для Windows (US150-200). Сейчас появилась
версия Time Line 6.5 for Windows (US650) - более мощная
модификация системы. Time Line 1.0, подобно MS Project, содержит
лишь минимально необходимые функции управления проектами, предоставляя пользователю-непрофессионалу максимально простые
и ясные средства быстрого создания и расчета несложных проектов.
Начинающему пользователю система предлагает набор базовых расписаний, дающих общее представление
о проектах в различных областях (бизнес-план, производство изделия, маркетинг изделия,
новостройка и т. д.). Специальная функция "Инструктор" активизирует модуль контроля
за логикой работы пользователя. Периодически он выводит на экран запросы,
уточняющие назначение проделанных операций, и предложения по дальнейшим действиям.
Пакет содержит полный набор функций управления проектами, однако объем планируемых
проектов, как и в MS Project, ограничен 10000 задач и
1000 видов ресурсов. Система предоставляет упрощенные алгоритмы ресурсного планирования.
Средства создания отчетов, кроме табличных и графических (Гантт, PERT), позволяют
получать календарный график, который представляет данные в формате настенного календаря.
Правила отбора позволяют напечатать индивидуальный рабочий календарь для групп сотрудников
или каждого сотрудника в отдельности. Это средство может быть удобно
для небольших проектов. Для организации коллективной работы с данными
проекта ПО Time Line 1.0 можно установить как на рабочих
станциях, так и на сервере. Многопроектное управление реализуется только через
объединение проектов или связь проектов. Пакет подерживает импорт/экспорт данных в
форматах ASCII, CSV, Lotus 1-2-3, dBASE. В комплект поставки
русской версии Time Line 1.0 входят дополнительные продукты Guide Line
и Guide Line Maker, предназначенные для создания и использования инструкций
по разработке проектов в конкретных предметных областях. ПО Time
Line 1.0 будет полезно пользователям-непрофессионалам, планирующим преимущественно временные и стоимостные
параметры проектов. Time Line 6.5 - это более мощная
версия системы управления проектами, принципиально отличающаяся от версии 1.0 по
ряду параметров. Основными особенностями Time Line 6.5 являются реализация
концепции многопроектного планирования в рамках организации, гибкие средства поддержки формирования
отчетов и средства настройки на пользовательскую информационную среду. В Time
Line 6.5 сняты ограничения на размерность проектов. Пакет Time
Line 6.5 позволяет хранить все данные, касающиеся проектов организации, в
единой SQL-базе данных, которая кроме описания проектов и единого для
организации списка ресурсов содержит все элементы настроек управленческой среды, принятой
в компании для работы с проектами. Объекты БД объединены в
окне OverView в соответствующих разделах. С помощью этого окна можно
просмотреть структуру БД проекта и осуществить доступ к любому элементу,
а также создать свои пользовательские элементы в списках. Time
Line 6.5 предлагает достаточно мощные алгоритмы работы с ресурсами, включающие
средства межпроектного назначения и выравнивания перегрузок ресурсов, гибкие возможности по
описанию специфических календарных графиков работы ресурсов. Однако они не позволяют
описывать и отображать иерархию ресурсов организации. Стандартные воможности генерации
табличных отчетов по проекту дополнены возможностями включаемой в поставку Time
Line 6.5 систем генерации отчетов Cristal Reports 4, создающей практически
любые виды отчетов, содержащие данные как из БД Time Line,
так и из других БД компании. В систему включены более
30 заготовок стандартных отчетов управления проектами в формате Cristal Reports.
Полезное дополнение системы - средства создания пользовательских колонок и
использование собственных формул в электронной таблице задач. К задачам проекта
могут быть добавлены любые новые показатели (например, доход или прибыль
от реализации задачи, дополнительные коды и т. п.). Time
Line 6.5 работает под Windows 3.1, Windows NT и Windows
95. Отдельный модуль импорта/экспорта позволяет обмениваться данными с другими
пакетами УП (MS Project, CA-SuperProject, Time Line 1.0 for Windows
и 5.0 для DOS), БД (dBASE) и электронными таблицами (Lotus).
Time Line 6.5 поддерживает стандарты ODBC, OLE 2.0, DDE и
макроязык Symantec Basic. Сегодня в России распространяется англоязычная версия
системы. Time Line 6.5 может быть рекомендован для планирования средних
проектов или комплексов малых проектов. Time Linc 6.5, так
же, как и MS Project 98, относится к классу недорогих
систем, однако обладает рядом возможностей, позволяющих более широко использовать систему.
Time Line 6.5 предлагает достаточно мощные алгоритмы работы с
ресурсами, включающие средства межпроектного назначения и выравнивания перегрузок ресурсов, гибкие
возможности по описанию специфических календарных графиков работы ресурсов. Time
Line предлагает три дополнительных типа затрат: Time Cost - затраты
зависят от количества отработанного времени, Unit Cost - затраты на
материалы и комплектующие зависят от физических объемов назначенных ресурсов (штуки,
тонны, мЗ и т.д.), Fixed Cost - фиксированные затраты (позволяет
учитывать неограниченное количество статей затрат). Возможность создания неограниченного количества
пользовательских колонок и использование собственных формул в электронной таблице задач
позволяет настраивать расчетную модель проекта на потребности конкретного клиента. Таким
образом, для задач проекта могут быть добавлены любые дополнительные показатели
(например, объемы работ в физических единицах, нормативные трудозатраты, доход или
прибыль от реализации задачи, дополнительные коды и т.п.). Благодаря данной
возможности Time Line были реализованы решения для расчета объемов и
стоимости работ, сроков реализации строительных проектов. В то же
время Time Line не позволяет формировать иерархическую структуру ресурсов, производить
назначение исполнителей в соответствии с их квалификацией, что снижает гибкость
при планировании загрузки ресурсов и оптимизации плана работ. Time
Line 6.5 - простая в использовании система, не требующая профессиональной
подготовки пользователя, однако способна обеспечить средства моделирования достаточно сложных проектов.
Может быть рекомендован для исполнителей, заказчиков и инвесторов промышленных, технических
и строительных проектов. Уступает MS Project 98 в области организации
взаимодействия членов проекта посредством электронной почты в режиме реального времени.
Внедрение систем УП И наконец, хотелось бы
сказать несколько слов о задачах внедрения систем управления проектами в
организациях. Трудности освоения подобных систем могут быть связаны с необходимостью
внедрения и использования определенных управленческих технологий и невозможностью интуитивного изучени
функции ПО УП (как, например, текстовых редакторов). Таким образом, выбор
и покупка подходящего ПО еще не дает гарантии, что оно
будет эффективно применено. По мере распространения систем для управлени проектами
в России все чаще стали встречаться компании, которые уже пытались
внедрять системы УП (как правило, с ограниченным успехом). Некоторые организации
испробовали несколько различных пакетов и не нашли среди них "подходящего".
Интересно, что среди причин неудачи попыток использования того или
иного пакета подозрительно часто называются отсутствие или неподходящая реализация какой-либо
функции в системе. Однако несколько простых вопросов о критериях, использованных
для выбора пакета, и просьба показать план задач по внедрению
системы в организации выявл
|