Кто?
Создание видения - сложнейшая задача для группы или организации. Говоря
"видение", мы имеем в виду не просто несколько разрозненных предложений,
а полное описание будущего состояния организации - ресурсов, процессов, структуры,
технологий, должностных обязанностей, среды. Какие шаги необходимо предпринять, чтобы создать
в организации эффективное и реальное видение?
Первый совет - тщательно
распределите обязанности в команде. В одиночку вам не справиться. Эффективные
концепции создаются, когда верно подобранные люди объединены в позитивно мыслящую
и энергичную группу. В вашу команду должны войти:
- индивидуумы,
понимающие современный бизнес;
- люди со стороны, которые объективно оценивают ваше
предприятие и результаты (им не обязательно знать существующие процессы, системы
и т. д.);
- несколько сильных технических специалистов;
- несколько специалистов, работающих
непосредственно с клиентами;
- клиенты и поставщики;
- представители руководства и передовые
кадры.
Главное для группы - сработаться. Подбирайте участников
по следующим характеристикам:
- умение работать в коллективе;
- открытость и
оптимизм;
- уважение к коллективу.
С какой целью?
Четко
определите объем и цели проекта. Не взваливайте на себя чужих
проблем. Эффективное видение возникает, когда обозначены цели, четко определен и
понятен объем работы. Часто команды создают слишком большое видение, которое
не соответствует насущным задачам, а значит не будет реализовано. Прояснение
целей и объема действий направляет и концентрирует усилия команды на
создание осуществимого видения.
Ясно обозначьте границы исходя из перспективы "процесса",
укажите, где он начинается и где заканчивается. Опишите, что входит,
а что не входит в проект, перечислите, какие организации и
системы в нем не участвуют. Не позволяйте проекту "распухнуть" -
у команд есть тенденция по ходу дела брать на себя
все больше и больше.
Четко определив объем, укажите цели проекта:
рабочие, клиентские, цели по сокращению цикла, снижению брака и повышению
качества. Опишите, как будете "измерять" продвижение к каждой цели, как
поймете, что проект завершен.
Как?
Обеспечьте команде глубокие знания. Эффективное
видение создается, когда команда много знает о бизнесе, клиентах, партнерах,
лучших методах работы конкурентов.
Пытаясь уложиться в жесткие сроки, команды
часто не уделяют внимания учебе, предпочитают работать со старым багажом.
Часто бывает велик соблазн провести мозговой штурм, оперативно найти решение
и приступить к его реализации.
Мозговой штурм не дает гениального
видения. Концептуальный прорыв - результат выхода за пределы того, что
мы "знаем" и даже того, что мы "знаем, что мы
не знаем". Это итог открытий, сделанных за пределами убеждений и
установок, за пределами имеющейся информации. Необходимо сломать существующую реальность и
опровергнуть принятые допущения. Есть гораздо больше полезного в области того,
"о чем мы даже не догадываемся", чем в области всего,
что "мы знаем".
Чтобы выйти в это большее пространство, нужно
одновременно и думать, и учиться. Важно стараться действительно понять клиентов,
партнеров, конкурентов и технологии. Надо выслушивать клиентов, говорить с ними,
представлять их будущее направление. Слушать партнеров. Что им говорят клиенты?
Каковы их потребности и желания? Какие препятствия стоят на их
ежедневном пути к успеху?
Нужно хорошо изучить опыт и планы
конкурентов и не конкурентов, как правило, - посредством сравнительного тестирования.
Окунуться в будущие технологии, тенденции и возможности - даже в
маловероятные. Технологии могут сделать возможным то, что сначала кажется фантастическим.
Вы должны построить фундамент для творческого мышления, а он не
возникнет за один день, в процессе мозгового штурма. Фундамент создается
посредством совместного обучения в коллективе.
Вперед, в прошлое
Оторвитесь от
настоящего. Эффективное видение возникает, когда команда может сделать шаг в
будущее и затем оглянуться назад, а не смотреть вперед из
настоящего. Charles E. Smith в 1994 г. писал об этом
в своей статье "Фактор Мерлина: Лидерство и стратегическая цель" (Business
Strategy Review). Вот отрывок, передающий сущность этого фактора (из рассказа
Т. Уайта о Короле Артуре): "Ну да, - сказал Мерлин.
- Ведь обычные люди рождаются во времени вперед, понятно? И
почти все в мире движется вперед. От этого людям жить
намного легче… А вот я, к несчастью, родился не на
том конце времени, и приходится жить назад, в окружении большинства,
которое живет вперед".
Smith пишет: "Фактор Мерлина - это процесс,
при котором лидеры преображают себя и культуру своей организации исходя
из творческой приверженности будущему, принципиально иному, чем настоящее. Подобно Мерлину,
лидеры видят будущее организации, и это видение основано на предположениях,
ломающих реальность существующей культуры".
Наше естественное состояние в жизни -
постепенное движение из сегодня в завтра. Но это состояние -
препятствие на пути к прорыву в мышлении, даже при очень
глубоких знаниях. Часто мы настолько увязаем в существующих процессах, системах
и культурах, увязаем в настоящем, что нам трудно создать "новую"
концепцию для организации.
Нужно перенестись в будущее, как Мерлин. Этот
магический акт совершается в воображении. Представьте себе это будущее, а
затем опишите увиденное. "Оглянитесь назад", отвлекитесь от настоящего и поймете,
какие препятствия предстоит преодолеть, чтобы попасть в мир, нарисованный вашим
видением. Представьте, что вы уже находитесь в будущем и вспоминаете,
как и что делали, чтобы добиться успеха. Секрет в том,
что, глядя вперед со старта, видишь все варианты и не
можешь понять, как сделать выбор. Глядя из будущего, гораздо проще
наметить путь назад, к настоящему - возможно, не единственный, но
реальный, с очевидными препятствиями, которые уже преодолены.
Основа должна быть
принципиальной
Эффективное видение основывается на принципах. Принципы - это правила
или убеждения, которые даются опытом и ведут к цели.
Команды
часто представляют свое видение как новый процесс, систему или организационную
структуру. К их недовольству, эти решения, процессы и системы в
ходе внедрения многократно меняются, и начальную концепцию иной раз безнадежно
перестраивают и ломают. Еще более огорчает команду, когда изначальная цель
теряется в чехарде реализации.
Принципы лежат вне схем, процессов и
системной архитектуры. Они отражают основополагающие ценности и убеждения, которые применяет
команда, пускай неосознанно, для создания нового видения. Обычная ошибка -
когда при формулировании цели об этих принципах забывают. Многие команды
не только не объясняют своих принципов людям вне команды, но
и в команде не умеют их ясно выразить и согласовать.
В итоге разработка процессов, организационные структуры и иные компоненты будущего
состояния лишены прочного основания и потому недолговечны.
Прежде чем в
деталях прорабатывать новые процессы, системы и структуры, увяжите их с
фундаментальными и долговечными принципами. Используйте принципы в качестве компаса. Ведите
команду и проект при помощи видения, основанного на принципах: такая
концепция способна пережить бурную фазу реализации и стать основанием для
будущих дискуссий и решений.
Заключение
Эффективное и осуществимое видение создается,
когда:
- несколько подходящих людей объединяются в оптимистичную и энергичную
команду;
- четко определены цели, а объем работы ясно обозначен и
понятен;
- команда выработала глубокое понимание бизнеса, клиентов, партнеров и опыта,
конкурентов и не конкурентов;
- команда может взглянуть из будущего в
настоящее, а не из настоящего в будущее;
- видение основано на
руководящих принципах.