До сих пор мы говорили в основном о
том, как искать новую работу и как лучше представить себя
потенциальному работодателю, чтобы эту работу получить. Допустим, что вы успешно
прошли конкурсный отбор и вам предложили работу. Вы предложение приняли
и приступили к работе. Значит ли это, что задача нахождения
новой работы решена? Скорее нет, чем да. Выход на новую
работу - это один из завершающих этапов, но не последний.
На новой работе нужно прижиться, адаптироваться. Как минимум, успешно пройти
испытательный срок. Недавно президент одной крупной производственной компании сказал
мне, что у них большой опыт подбора персонала через кадровые
агентства. Но успешно проходят испытательный срок только 50% принятых на
работу. Меня эта цифра удивила. Когда "Метрополис" рекомендует своим заказчикам
тщательно отобранных специалистов, то "приживаемость" кандидатов составляет 95%. Думаю, что
в объяснении причин этой разницы содержится один из основных ключей
к успешному прохождению испытательного срока. Правильно выбирайте работу
Опыт работы агентства по подбору персонала показывает, что чем
сильнее специалист-соискатель, с которым мы имеем дело, тем больше шансов,
что он успешно адаптируется на новой работе, если возьмется за
нее. Почему? Выступая перед московскими рекрутерами, Кларк Джексон ,
проработавший много лет в одном из ведущих канадских кадровых агентств,
сказал, что они у себя в агентстве подняли гарантию "приживаемости"
рекомендованных своим заказчикам топ-менеджеров до двух лет! Почему? Сильный
специалист, выбирая новую работу, тщательно изучает организацию, задачи, условия работы,
критерии оценки результатов, личностные особенности тех, с кем придется работать
и кому придется подчиняться. Если вы не будете задавать много
вопросов и не отнесетесь критически ко всему, что вам скажут,
вы увеличиваете риск неправильного выбора работы. Примеры того, что
должно настораживать в поведении работодателя - Работодатель уходит от конкретных
ответов о том, какие задачи, в каком объеме и в
каких условиях вы должны будете решать на новом месте.
- Работодатель не объясняет, почему ушел предшественник, чем он не устраивал
компанию или что не устраивало его.
- Работодатель не показывает
желания глубоко оценить ваши опыт и профессионализм, делает предложение работы
поспешно и настаивает на вашем быстром выходе на новое место.
- Работодатель предлагает на испытательный срок существенно более низкую оплату
труда.
- На стадии отбора с вами занимаются в основном
сотрудники кадровой службы компании, а будущий руководитель (руководители) в этом
активно не участвуют.
- Беседуя с потенциальным руководителем, вы не
испытываете желания работать именно с этим человеком, он не вызывает
у вас симпатий.
Принцип Маккея В
великолепной книге Харви Маккея "Уцелеть среди акул" есть очень интересные
мысли об искусстве продавать. Продать покупателю что-то один раз не
так уж сложно. Наобещайте ему как можно больше, не особенно
привязываясь к действительным качествам товара, и вероятность того, что будет
сделана покупка, увеличивается. Но получив товар и увидев обман, покупатель
больше у вас ничего не купит. Вывод: старайтесь представить товар
как можно лучше, но не обманывайте. Имея дело с
потенциальным работодателем, вы продаете себя как товар на рынке труда.
Представляя свой товар, некоторые теряют чувство меры в показе своих
сильных сторон или даже сознательно обманывают работодателя, обещая то, что
сделать не в состоянии. Если работодатель (или его представитель-рекрутер из
агентства по подбору персонала) профессионально владеет искусством оценки и отбора
кандидатов, шансов "втереть очки" у вас почти нет. Но на
практике отнюдь не все работодатели и их представители столь профессиональны,
что их трудно обмануть. Более того, многие очень даже расположены
обманываться. Если вы получаете новую работу путем "надувания щек"
и обмана, то вероятность успешного прохождения испытательного срока снижается. Ведь
еще в Библии было сказано, что все тайное становится явным.
В том числе и ваши реальные деловые качества. Вся
работа в коммерческой компании, независимо от того, когда вы туда
пришли, это сплошной испытательный срок. И если формальный испытательный срок
давно закончился, а вы стали плохо работать, то вас запросто
уволят. Продавать себя работодателю нужно не только тогда, когда вы
устраиваетесь на работу, но и тогда, когда уже работаете -
и продавать постоянно. Поэтому не забывайте о принципе Маккея, принципе
многократной продажи. Разумеется, процесс адаптации в фирме имеет свои
особенности, которые нужно понимать, чтобы не наделать глупостей. В следующих
публикациях мы поговорим о первых днях на новой работе и
о том, как вписаться в коллектив. Валерий Поляков
президент Кадрового объединения "Метрополис"
|