Опыт западных исследователей
показывает, что основная мотивация получения сертификата одобрения для большинства компаний
- внешнее давление со стороны потребителей. Серия стандартов ISO 9000
рассматривается как условие ведения бизнеса.
Докторское исследование, проведенное Van der
Wiele (1998) в течение пяти лет, показывает, что положительный результат
от применения серии стандартов серии ISO 9000 могут быть достигнуты,
только если внедрения связано с мотивацией менеджеров нацеленной на проведение
изменений и постоянного внесения улучшений в бизнес процессы. Это включает
организационные изменения, и затрагивает такие вопросы как: мотивация менеджеров, знания
системы менеджмента качества и организационных порядков, стимулирующих постоянное улучшение и
вовлечение сотрудников.
По результатам статистического анализа выявлена значительная корреляция внутреннего
давления с улучшением результатов ведения бизнеса, как в краткосрочной, так
и в долгосрочной перспективе; внешнее давление связано с улучшением результатов
только по одному из трех выбранных критериев и только в
краткосрочной перспективе.
Основная причина ускоряющегося распространения применения серии стандартов ISO
9000 заключается в том, что крупные потребители, включая правительство, требует
от поставщиков пройти сертификацию на соответствие стандарту; а также причины
связанные с выходом на Европейский рынок. Как только несколько организация
отрасли получают сертификат, срабатывает эффект лавинообразного спроса на получение сертификата,
так как конкуренты вынуждены следовать этому, чтобы соответствовать.
Причина | Уровень важности |
Удержание/увеличение доли рынка | 4,08 | Повышение эффективности | 4,07 | Рассматриваться в качестве участника тендеров | 3,98 | Маркетинговые
выгоды | 3,96 | Предоставление основы для ТМК | 3,66 | Разработка смены корпоративной культуры | 3,22 | |
Примечание: цифры указывают среднюю
важность причины по пятибалльной шкале.
Организация процесса подготовки к сертификации
Решение о получении сертификата соответствия серии стандартов ISO 9000 принимается
организациями по различным причинам; мотивация станет решающим факторов, определяющем подход
к ТМК.
Выделяют пять подходов к стратегии качества на пути
к получению сертификата соответствия ISO 9000.
Стратегия качества, тип 1
Сертификат ISO 9000 первым делом: минималистский (т.е. вынуждены пройти сертификацию,
ТМК не рассматривается).
Основные черты:
- Вынужденное получения сертификата, обусловлено
политикой правительства или требованиями потребителей.
- От сертификации ожидаются незначительные выгоды,
в то время как она рассматривается как весьма затратное мероприятие.
- При подготовке к получению сертификата привлекаются консультанты в области управления.
- Незначительное привлечение сотрудников при разработке стандартов, положений и инструкций.
- Обычно
в малых и средних предприятиях.
Стратегия качества, тип
2
Сертификат ISO 9000 первым делом: конвертируется (т.е. вынужденное прохождение
сертификации рассматривается как возможность и основа для разработки ТМК).
Основные
черты:
- Первоначально скепсис по отношению к ISO 9000.
- Цель
- разработка эффективной системы менеджмента качества.
- Сотрудники вовлечены в разработку
положений и инструкций.
- Сотрудники информированы о важности системы и понимают,
каким образом лучше ее применять.
- С самого начала позитивное восприятие
выгод для организаций от системы менеджмента качества.
Стратегия
качества, тип 3
Сертификат ISO 9000 первым делом: приверженность (т.е.
добровольное соискание получения сертификата соответствия ISO 9000, и это рассматривается
как возможность и основа для ТМК, однако менеджеры цинично относятся
к выгодам от ISO 9000).
Основные черты:
- Некоторые элементы
системы менеджмента качества уже присутствуют.
- ISO 9000 рассматривается как малая
часть менеджмента качества.
- ISO 9000 не считается значительным для успеха
в бизнесе, выражающегося в удовлетворенности потребителей или расширяющейся доле рынка.
Стратегия качества, тип 4
Сертификация ISO 9000 и
внедрение ТМК проводятся одновременно: приверженность и интеграция.
Основные черты:
- Только недавно раскрыты потенциальные выгоды сертификации и применения ТМК.
- Получение
сертификата рассматривается как предоставляющее осязаемую, измеряемую, внешнюю оценку качества.
- Принято
решения, что в рамках ТМК соответствие серии стандартов ISO 9000
необходимо для улучшения результатов бизнеса.
- ТМК предоставляет поддержку и направляет
менеджмент, помогая уверенности в том, что организационная культура поддерживает постоянные
изменения.
Стратегия качества, тип 5
Первым делом ТМК:
приверженность, с опытом.
Основные черты:
- Детализированная система менеджмента качества
в наличии.
- Возможно, рассматривается вариант представления заявки на известный приз
в области качества.
- Работает на зарубежных рынках.
- ТМК внедряется три
или более лет.
- Крупный бизнес.
Влияние получения сертификата
соответствия ISO 9000 на результаты бизнеса.
Причина | Уровень важности | Улучшенное понимание
качества | 3,97 | Лучшая осведомленность о проблемах | 3,89 | Улучшение управленческого контроля | 3,59 | Улучшение обслуживания потребителей |
3,57 | Улучшение качества продукции и услуг | 3,52 | Соответствие единой цели во всей организации | 3,49 |
Улучшение удовлетворенности потребителей | 3,44 | Способность участвовать в тендерах |
3,42 | |
Примечание: цифры указывают среднюю важность причины по пятибалльной шкале.
Факторы важные, для достижения успеха ТМК.
Van der Wiele (1998)
изучал улучшение результатов бизнеса как следствие сертификации ISO 9000 и
применения самооценки на соответствие Business Excellence Model. Основываясь на своем
исследовании, но выделили четыре фактора, имеющих основное значение для применения
ТМК. Эти факторы включили: эмоциональное отношение генерального директора; способность команды
менеджеров; инфраструктура организации; и управление персоналом.
Эмоциональное отношение генерального директора
определено как приверженность к ТМК, основанная на понимании, знаниях и
вере в то, что ТМК представляет значительные выгоды для организации.
Высший руководитель, способный проявить такую приверженность, подвигнет сотрудников и менеджеров
содействовать применению ТМК.
Второй фактор, способность команды менеджеров, также связан
с пониманием и знанием ТМК. Команда менеджеров может содействовать применению
ТМК, обеспечив наличие рационализации принципов ТМК, целей улучшения и инициатив
по реализации. Это обеспечивается привязкой ТМК к стратегии бизнеса, определением
стратегии качества и разработкой целей, связанных с основными приоритетами бизнеса,
с дальнейшим переводом стратегии в четкие показатели результативности и метрики
для подразделений и индивидов, которые регулярно пересматриваются.
Инфраструктура организации связана
с интеграцией ТМК в организационную систему. Примеры включают системы компенсаций,
оценки, продвижения по службе, бизнес планирования, и информационную систему. Организации,
применяющие такую интеграцию, имеют больше шансов на сохранение и развитие
СМК.
Четвертый фактор - управление персоналом. Это может касаться доступности
обученных инициаторов, процесса обучения как такового, понимания и знаний сотрудников
в области ТМК, взаимодействия и сотрудничества менеджеров и сотрудников, особенно
из разных функциональных подразделений.
Уровни зрелости ТМК в организации
Многие
организации были подтолкнуты к применению серии стандартов ISO 9000, не
имея достаточного понимания ТМК. Поэтому они не могут сделать следующий
шаг к ТМК после регистрации сертификата ISO 9000, и часто
остаются у самого основания. Выделяют несколько различных ситуаций:
Основные потребители
требуют от организации регистрации сертификата соответствия ISO 9000. В таком
случае цель - завершить процесс получения сертификата в минимальные сроки,
иначе потребитель может быть потерян.
Однако необходимы последующие действия для
построения понимания и структуры знания о системе менеджмента качества в
соответствии с ISO 9000, иначе такой подход может создать негативное
отношение к системе менеджмента качества и к качеству как таковому.
Нет потребителя, требующего наличия сертификата, но организация решила, что наличие
сертификата - ключевая стратегическая цель. Принимается решение о том, как
будет проходить процесс сертификации по ISO 9000: описание действующего порядка,
получение сертификата и потом работа над совершенствованием процедур и порядка
работы в организации; или изменение процессов и процедур незамедлительно, до
полной разработки системы менеджмента качества.
Сертификат соответствия ISO 9000 получен,
встает вопрос повышения эффективности системы менеджмента качества. Например, за счет
снижения количества процедур и объема инструкций, представления положений и порядка
в информационной системе, разместив в интранете, сокращения объема текста, путем
представления информации схематично.
Система менеджмента качества должна добавлять стоимость. Выгоды
могут быть получены, только если система менеджмента качества определена и
связана с целями организации. Улучшения должны появиться от применения других
методов работы и/или лучшего их применения. Один из путей инициации
изменений - работа по направлениям улучшений. Направленность такой деятельности может
быть ориентирована на результат, например модель Европейской организации менеджмента качества
(EFQM).
Начиная с правой стороны (результирующие категории), и двигаясь влево
(обеспечивающие факторы) можно выделить как минимум четыре направления разработки отношений
с заинтересованными сторонами:
Разработка ориентира на потребителя, например, путем проведения
исследований потребителей, интервью, и приглашения потребителей в организацию.
Проработка интересов
сотрудников, например, путем определения уровня удовлетворенности и неудовлетворенности стилем менеджмента.
Фокус на разработке показателей результативности, отражающих интересы различных групп заинтересованных
сторон, например через применение сбалансированной карты показателей (BSC).
Построение отношений
с поставщиками, например, на основе партнерских отношений.
Для каждой организации
будет необходимо определить приоритеты в отношении приведенных возможностей совершенствования, так
как время, деньги и знания, как правило, ограничены.