На основании 2-х летнего опыта работы по
повышению эффективности функционирования отделов продаж, консультантами компании "Холд-Инвест-Аудит" разработана методика,
позволяющая провести экспресс- диагностику состояния отдела продаж. Мы предлагаем Вашему
вниманию вариант методики и ждем Ваших отзывов и предложений по
совершенствованию предложенного подхода к анализу деятельности отдела продаж.
Аудит отдела
продаж
Принять взвешенное управленческое решение в сфере продаж - значит
обладать достаточно полной, комплексной и достоверной информацией о текущем состоянии
сбытовой деятельности компании и её неиспользованных ресурсах. Для получения такой
информации необходимы специальные знания и время. Компетенции и скорость реагирования
- важнейшие ресурсы, позволяющие в нынешних условиях рынка обеспечивать конкурентоспособность
компаний.
Предлагаемый вариант методики "Профиль отдела продаж" позволяет в достаточно
короткое время (при владении всей информацией 30 - 40 минут)
сделать экспресс-диагностику модели продаж в организации и определить основные направления
ее оптимизации. В основе методики лежит обобщенный опыт организации продаж
в успешных компаниях (за критерий успешности принято место на рынке
- лидер, претендент на лидерство и/или положительная динамика развития компании
за последние 3 - 4 года), а также методические рекомендации,
встречающиеся в литературе по маркетингу и сбыту.
Безусловно, в каждой
организации существуют свои принципы построения работы отдела продаж. Иногда эти
принципы вырабатываются руководством компании системно, на основе теории, а главное
практики менеджмента; отслеживаются все изменения внешней среды, производится регулярный мониторинг
внутренних ресурсов организации, вводятся необходимые коррективы в системы управления отделом
продаж и организацией работы торгового персонала. Но чаще (как показывает
практика консультантов) принципы работы отдела продаж складываются "исторически", т.е. вырабатывались
для решения краткосрочных задач, возникающих в процессе деятельности организации и
не носили стратегического характера. Отсутствие системного подхода в построении таких
моделей продаж делают их "однодневками", малоэффективными в быстро меняющихся условиях
рынка. И руководитель вынужден либо полностью проводить реорганизацию, либо проводить
"косметический" ремонт в отделе продаж, чтобы только "залатать имеющиеся дыры"
и поддержать достигнутые позиции.
В данной методике консультанты сделали попытку
собрать максимальное количество факторов, влияющих на эффективность функционирования отдела продаж
и выделить качественные характеристики, соответствующие уровню развития организации. Конечно, мы
отдаем себе отчет, что предложенный список не конечный и требует
доработки. Тем не менее, у каждого пользователя есть возможность адаптировать
предложенный вариант под свою организацию и делать с помощью этой
методики регулярный мониторинг состояния отдела продаж в своей компании.
Ниже
предлагается один из блоков методики, относящийся к организации работы с
торговым персоналом.
В следующих публикациях будут раскрыты такие блоки как
"стратегия", "управление", "обеспечение продаж" и др.
Отрывок методики "Профиль отдела
продаж"
Инструкция: Ознакомьтесь с информацией в графах "факторы" и "параметры".
В графе "возможные варианты" выберите описание наиболее соответствующее ситуации в
Вашей компании. Отметьте подходящий вариант в графе "выбор варианта".
Факторы | Параметры | Возможные варианты |
Выбор варианта (отметить подходящий вариант знаком "+") | Персонал |
1. Отбор | 1. Проверка документов в службе УП | | | | 2. Собеседование в службе УП | | | | 3. Собеседование в службе УП, с руководителем
отдела продаж, анализ документов | | | | 4.
Собеседование в службе УП, с руководителем отдела продаж, анализ документов,
выполнение тестовых заданий, использование "кейс-метода" | | | 2.
Оценка | | | | А) периодичность | 1а. Отсутствует |
| | | 2а. Один раз в несколько
лет | | | | 3а. Один раз в
год | | | | 4а. Регулярно, несколько раз
в год | | | Б) формы и методы
проведения | 1б. Отсутствует | | | | 2б. Стандартизированные
тесты | | | | 3б. Применение кейс-методов (моделирование
ситуаций из практики продаж) | | | | 4б.
Сочетание приемов моделирования и "обучения на рабочем месте" | | | 3. Обучение | 1. Отсутствует | | |
| 2. Обучение происходит по инициативе сотрудников. Обязательные учебные программы
отсутствуют | | | | 3. Посещаются учебные программы
отдельными сотрудниками ОП | | | | 4. Систематическое
посещение учебных программ разными сотрудниками ОП (продавцы, менеджеры, руководители и
т.д.) | | | 4. Ротация | 1. Не осуществляется |
| | | 2. Осуществляется спонтанно | | | | 3. Осуществляется вместе с программами обучения и
развития сотрудников ОП | | | | 4. Планируется
как часть стратегии фирмы | | |
Работа с профилем
Каждый выбранный
вариант ответа имеет значение равное порядковому номеру (от 1 до
4). Затем рисуется профиль. Крайнее левое значение параметра (1) означает
"зону риска" в организации отела продаж. Крайнее правое значение параметра
(4) - означает высокий уровень развития.
Изобразив данный профиль графически,
можно (в первом приближении) сделать вывод о состоянии того или
иного параметра в организации отдела продаж Вашей организации.