ВведениеЛюбое определение лизинга является ограниченным и не может учесть всех
форм проявления этого нового кредитного инструмента ... "Лизинг и коммерческий кредит".
- М.: ИСТ - Сервис, 1993, С - 9. Что было?
То было давно, еще до "перестройки". В СССР лизинговые операции
проводились внешнеторговыми организациями, например такими как: "Автоэкспорт", "Совтрансавто", "Авиаэкспорт", "Совкомфлот",
"Совфрахт", "Трактороэкспорт". Преобладающий объем операций (200 - 300 млн долл.
в год Шемакин А. "Международный лизинг и деятельность стран членов
СЭВ" Москва, журнал "Экономические науки", номер 4, 1990) приходился на
торговлю Восток - Запад, прежде всего на импорт оборудования из
развитых капиталистических стран. Внутренний лизинг не получал какого-либо заметного развития.
Определенное регулирующие влияние сохранял за собой Внешэкономбанк. Внешнеторговые организации выступали
в основном как потребители услуг, тогда как генерирующая роль в
этой сфере принадлежала советским заграничным банкам и созданным с их
участием лизинговым компаниям. Среди последних можно назвать: "Промлиз", созданную во
Франции в 1974 году коммерческим банком для Северной Европы ("Эйробанк")
и "Креди Леонэ"; "Ист - Вест - Лизинг" созданную "Морган
Гренфилл энд Ко лтд" и Московским народным банком в Англии;
"Донау-Банк" в Австрии. Не без основания считалось, что лизинг может
стать одним из методов повышения эффективности экономики нашей страны. Тогда
же появились первые предположения о том, что лизинг может быть
эффективнее традиционных кредитных линий, открываемых иностранными банками на 7 -
8 лет в пользу Внешэкономбанка или дорогостоящего кредита Внешэкономбанка в
иностранной валюте. Такова история вопроса.А что сейчас? Начиная со второй
половины этого десятилетия лизинг пытаются внедрять в хозяйственную практику и
одновременно занимаются его изучением (в большей степени на собственном опыте).
К настоящему времени ситуация сложилась так, что существуют значительные расхождения
в описании лизинга в зарубежной и отечественной литературе. За текущее
десятилетие защищено несколько десятков кандидатских диссертаций и вышло достаточно большое
количество малотиражных изданий посвященных лизингу. Однако общепризнанного описания лизинга в
России в настоящее время нет. Следует ли из этого то,
что практика лизинга в России имеет под собой иную, нежели
на западе экономическую основу? Скорее всего, нельзя говорить об удовлетворительной
теоретической разработке лизинговой формы капиталовложений в России и адекватности знаний
отечественными специалистами-практиками этого финансового инструмента. Зарубежная хозяйственная практика убеждает в
том, что возникающие по лизингу взаимоотношения имеют под собой достаточно
прочную экономическую основу а отечественная экономическая теория пока этой основы
не приводит. Степень разработанности проблемы уменьшается, если принять во внимание
то, что достаточной практики лизинга в России еще нет, а
уже имеющаяся во многих эпизодах демонстрирует несостоятельность ее создателей. Финансирование
лизинга в кредитных портфелях стабильно работающих банков занимает доли процента.
Наверное, это не случайно. Возвратность средств у большинства известных автору
отечественных лизинговых фирм не превышает и 50 процентов от суммы
начального финансирования. Те же, кто по тем или иным причинам
не профинансировали ни одной лизинговой сделки, в условном рейтинге лизинговых
фирм оказались далеко не на последнем месте. И тогда, "кризис
жанра" породил социальный заказ на оправдание происходящего. В периодических изданиях
появились статьи типа: "Преимущества лизинга не в коммерческой эффективности, а
в удобном организационном механизме доступа к инвестиционным ресурсам" Москва, журнал
"Лизинг - ревю", номер 2- 3, 1997 или "Заставь авиапром
лизингу молиться, он лоб расшибет" Москва, газета "Комерсантъ - daili",
номер 196, ноябрь 1997 или "Банки не могут, предприятия не
хотят. Обзор сегодняшнего состояния лизингового рынка в России" газета "Экономика
и жизнь, номер 12, март 1996. Много говорили об отсутствии
должной законодательной базы и 16 января 1998 года, по инициативе
Правительства РФ, Государственная Дума приняла решение о присоединении к "Конвенции
УНИДРУА о международном финансовом лизинге". И далее (11 сентября 1998
года), преодолевая вето президента, Дума приняла федеральный закон "О лизинге",
хотя в большинстве развитых стран законов по лизингу нет. С
принятием закона многие связывали надежды на лучшее, однако, за прошедший
год почти ничего не изменилось. Что будет? Наверное, список документов,
имеющих непосредственное отношение к лизингу, будет пополняться с течением времени.
Однако, в ближайшее время лизинг (как его принято понимать на
западе) не найдет широкого применения в нынешних российских условиях. По
данным многих литературных источников, объемы лизинговых операций в развитых странах
составляют 25 - 30 % от общей суммы прямых инвестиций.
В России, при всесторонней правительственной поддержке и непосредственного финансирования лизинга
из бюджетов различных уровней, этот показатель составляет примерно 1 %
в течении последних лет (по самым оптимистичным оценкам - 1,5
% к концу 1998 года). На основе анализа зарубежного опыта
Минэкономики России был составлен прогноз развития лизинга в российской экономике
до 2000 года. Предполагалось, что доля лизинга в общем объеме
инвестиций в производство составит примерно 20 %, со следующей разбивкой
по годам: 1997 г. - 5 %, 1998 г. -
12 %, 1999 г. - 16 %. Эти показатели не
достигнуты на практике. По мнению автора, последнее свидетельствует об ошибках
в экономической политике в отношении лизинга.Свой более подробный ответ на
этот и другие вопросы автор выносит на обсуждение в последующем
материале. Начнем с того, ответ на который знают все:Что такое
"лизинг"? Требуется дать четкий ответ на этот вопрос, прежде чем
начать изложение материала, по тому, что у экономистов нет однозначного
мнения на этот счет.В комментариях к параграфу 6 второй части
ГК РФ "финансовая аренда (лизинг)" на вопрос о том, что
представляет собой лизинг, дается следующий ответ: "У современных западных юристов
не вызывает сомнения, что так называемый "финансовый лизинг" (а точнее
- финансовая аренда, поскольку слово "лизинг" является не переводом, а
звуковой калькой соответствующего английского термина, обозначающего аренду) является разновидностью института
аренды, хотя финансовая аренда и осложнена дополнительным элементом - фигурой
продавца арендуемого имущества". Козырь О. М.. Аренда (комментарии ко второй
части ГК РФ). - М.: Международный центр финансово-экономическогло развития, 1996,
С - 344. В ГК РФ термин "лизинг" обозначает то
же самое, что и термины финансовый лизинг и финансовая аренда.
То есть, ГК РФ лизинг представляется как один из видов
арендных отношений. Такой же подход использовался и во временном положении
о лизинге, хотя комментариев к этому положению, раскрывающих интересующий вопрос,
нет. "Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге" предполагает регулирование международных
отношений только по финансовому лизингу. Имеющееся для лизинга правовая база
свидетельствует о том, что под лизингом следует понимать один из
видов арендных отношений. Иное понимание термина "лизинг" предлагается в работах известных
авторов. Считается, что термин "лизинг" следует трактовать шире, чем понятия
"финансирование аренды", "кредит - аренда" или "операции по финансированию аренды".
Такой подход обусловлен точным переводом английского слова leasе как аренда.
Получается, что под термином "лизинг" может пониматься не только финансовая
аренда, но и другие арендные отношения. Лизинговые отношения не сводятся
к отношениям финансовой аренды. Эта точка зрения ведет к тому,
что лизингом можно считать прокат, контрактный наем, аренду с последующим
выкупом и т.д. Пришедший на смену временному положению федеральный закон
"О лизинге" регулирует отношения по долгосрочному, среднесрочному и краткосрочному лизингу.
Соответственно, в федеральном законе "О лизинге" даются определения финансового и
оперативного лизинга. Действие документа распространяется на сделки как финансового, так
и оперативного лизинга. Таким образом, основной вопрос терминологии лизинга заключается
в том, что следует понимать под самим термином "лизинг" -
только финансовый лизинг (финансовую аренду) или все арендные отношения? Все
отечественные работы по лизингу последних лет, в любом случае, подразумевают
выбор одного из двух приведенных подходов к использованию термина "лизинг".
При этом, зачастую, авторы этот вопрос не рассматривают. (смотри список
литературы). Именно из-за различного использования термина "лизинг" существуют значительные различия
в описании складывающихся в лизинге экономических отношений. Создается мнимое представление
о разнообразии форм одного и того же по своей сущности
явления. Явные противоречия остаются не устраненными в то самое время,
когда лизинг уже применяется в хозяйственной практике, формируется его законодательная
база и активно ведутся конкретные теоретические разработки по различным аспектам
лизингового бизнеса. В цели этой работы не входит задача отстаивать
одно из двух видимых значений термина "лизинг" и оспаривать правоту
другого. Однако, от выбранной автором позиции в большей степени зависит
само исследование. В дальнейшем, под термином "лизинг", будет пониматься только
"финансовая аренда", точно так же как этот термин понимается в
ГК РФ, временном положении о лизинге и конвенции УНИДРУА о
международном финансовом лизинге. Если же иметь в виду федеральный закон
"О лизинге", то под термином "лизинг" в моей работе понимается
только "финансовый лизинг". Основываясь на том, что лизинг - это только
одна из форм арендных отношений, логично было бы распознать его
особенности. Самый простой для этого подход видится в приведении определения
лизинга. Однако, в экономической науке отсутствует одно общепризнанное определение лизинга.
С точки зрения автора, лизинг - это комплекс экономических отношений
складывающихся в основанной на кредите инвестиционной операции, состоящей из покупки
и последующей аренды актива. http://unlease.ru
|