Арендные отношения (leasing) развиваются в США в течение почти трехсот
лет. Финансирование арендных операций различных видов техники и оборудования всегда
активно применялось в США. Например, первый арендный договор персональной собственности
был зарегистрирован в Северо-Американских Соединенных Штатах еще в начале XVIII
века. Многие исследователи считают лизинг американским изобретением, перевезенным американскими предпринимателями через
океан в Европу в начале 40-х годов ХХ века. Вместе
с тем английские авторы небезосновательно оспаривают первородство лизинга в США,
утверждая, что лизинг зародился в Англии и лишь потом, уже
с некоторыми изменениями во второй половине XX века оказался опять
в Европе. Действительно, лизинг различных видов имущества был популярен в Европе
еще в средние века. В частности, развитие лизинга недвижимости было
обусловлено стабильностью и твердостью земельных законов и наличием ограничений на
наследственную собственность. Этот вариант лизинга недвижимости очень быстро прижился и
пустил корни в США. В дневниках Джорджа Вашингтона имеются ссылки
на проведение в 90-х годах XVIII века лизинговых операций с
имуществом для судоходной компании Potomac, в деятельности которой американский президент
принимал финансовое участие. Изначально лизинг классифицировался в США как независимый, поскольку
он не управлялся ни финансовыми учреждениями, ни поставщиками оборудования, ни
любой другой стороной. Лизинговые отношения базировались на маленьком капитале, но
вскоре возникла возможность посредством лизинга привлекать относительно большие средства обслуживания
для клиентов, чем кредитование, и размеры были намного более существеннее,
чем собственные. С помощью лизинга c концa XIX века стали решать
не только вопросы расширения объемов продаж, но и защиты “ноу-хау”
(при продаже компанией “Bell” телефонных аппаратов с 1877 г., компанией
“Hughes” 11-гранного бура). В начале XX века несколько американских компаний,
специализирующихся на поставках в аренду железнодорожного оборудования осознали, что возрастающее
число грузоотправителей не желает заниматься долгосрочным управлением или монопольным использованием
вагонов, поскольку это предусматривало предоставление оборудования в доверительное или, как
сказали бы сейчас трастовое, пользование. В результате трасты стали предлагать
контракты с более коротким сроком действия. По окончанию же контракта
вагоны должны были возвращаться лизингодателю, который сохранял за собой право
собственника. Операционный лизинг – так стала называться такая форма арендного
договора. Почти в это же время родилась идея сдавать в аренду
автомобили. Первоначально эта услуга называлась Drive-Your-Self. Так же называлась и
компания, основанная пионером индустрии проката Уолтером Джекобсоном в Чикаго в
1918 году. Несколько позднее в 40-х годах торговый агент из
Чикаго Золли Фрэнк впервые предложил новый тогда еще вид лизинга
- долгосрочную аренду автомобилей. Спустя полвека совокупные доходы лизинга автотранспортных
средств превышают 50 млрд. долл. в год. В течение Второй Мировой
войны лизинг стал широко распространенным средством финансирования поставок оборудования за
счет средств, предоставляемых в рамках правительственных контрактов. Так, 2 сентября 1940
года между правительствами США и Великобриании была оформлена сделка на
аренду (лизинг) баз в восьми владениях Великобритании в обмен на
американские эсминцы. Срок аренды устанавливался на 99 лет. За это
время американцы построили там военно-морские и воздушные базы и используют
территорию для боевой подготовки и учений. Вместе с тем по
современным меркам лизинг недвижимости на 99 лет является не самым
продолжительным периодом. В компаниях Нью-Йорка и Лондона, занимающихся арендными операциями
с недвижимостью, можно встретить предложения на период в 499 и
даже 999 лет. Соглашение по аренде военных баз было взаимосогласованно
с другим договором – предоставлении в аренду Великобритании 50 американских
эсминцев. В дальнейшем сделка с эсминцами послужила прецедентом для будущего
законопроекта о ленд-лизе. При разработке законопроекта Военным Министерством и Министерством
Финансов определяющим принципом стали меры по усилению национальной обороны и
безопасности Соединенных Штатов. Также, во время Второй Мировой войны правительство
США активно использовало так называемые контракты с фиксированной рентабельностью (cost
plus contract). Дело в том, что в большинстве контрактов правительственным
подрядчикам позволялось устанавливать определенный уровень доходности по отношению к издержкам.
Эти подрядчики понимали, что большая часть их товаров или услуг
необходима правительству, лишь пока идет война, и что, по всей
вероятности, контракты не будут возобновлены после ее окончания. В данном
случае промышленники сталкивались с риском не успеть восстановить свои издержки
на оборудование, приобретенное для выполнения конкретного правительственного проекта. То есть
предусматривалось, что риск будет минимизирован, если использовать аренду промышленного оборудования
на срок, ограниченный договором о подряде (в противоположность покупке). В
дальнейшем, когда требовались большие специализированные машины и инструменты, в роли
лизингодателя выступало уже само правительство. Объемы поставок из США союзникам по
ленд-лизу составили 49,1 млрд. долл. За период Второй мировой войны
через ленд-лизовские поставки прошли: - военная техника: боевые самолеты, танки, зенитные
орудия, бронемашины, средства связи, боевые корабли, катера, навигационное оборудование и
т.д.; - оборудование, имеющее двойственное применение как в военных, так и
в гражданских целях: угледобывающее, электро-энергетическое, металлургическое, химическое оборудование, технологические линии,
грузовики, легковые автомобили, заводы с соответствующей технологией производства; - материалы и
сырье: нефтепродукты, цветные металлы (цинк, алюминий), горячекатанные сорта стали, метиз
и т.д. Перечисленные выше виды имущества, передаваемого в лизинг, далеко не
во всех случаях могли бы стать в настоящее время объектами
лизинга. Расхождение возникает по ряду причин. В современных национальных законодательных
актах США, Великобритании, России по различному трактуется термин “лизинг”. Нет
единообразия в понимании объекта лизинга. В одних случаях в лизинг
может передаваться имущество, используемое только для предпринимательских целей, а в
других случаях такое жесткое ограничение не предусмотрено. Так, в Конвенции
УНИДРУА “О международном финансовом лизинге”, принятой 28 мая 1988 года
в Оттаве (в дальнейшем ее подписали ряд стран, включая США
и Россию), говорится (п. 4 ст. 1), что она “регулирует
операции по аренде всего оборудования, за исключением того, которое должно
быть использовано арендатором, в основном, в личных или семейных целях,
а также для домашних нужд”. Например, в настоящее время Турция
ожидает от американского концерна Bell Helicopter-Textron поставки по лизингу армейских
вертолетов AH-IZ (King Cobra). Как правило, в современных условиях в
лизинг не передаются неосновные средства, потребляемое имущество (сырье, материалы). Однако
и здесь существуют различия. Например, в России в лизинговый оборот
могут быть вовлечены в качестве дополнительных услуг лизингодателя права на
интеллектуальную собственность (“ноу-хау”, лицензионные права, права на товарные знаки, марки,
программное обеспечение и т.д.), материальные ценности, необходимые в период проведения
монтажных (шефмонтажных) и пусконаладочных работ. Таким образом, вероятность использования лизинга в
самых, на первый взгляд, необычных сделках, может послужить в дальнейшем
наращиванию и военной, и экономической мощи страны. Настоящая революция в арендных
отношениях произошла в США в начале пятидесятых годов. В аренду
стали сдаваться сначала в небольших объемах, а затем и массово
средства производства: технологическое оборудование, машины, механизмы, суда, самолеты и т.д.
Следует отметить, что правительство Соединенных Штатов по достоинству оценило это
явление. В дальнейшем, причем достаточно быстро, была разработана и реализована
государственная программа его стимулирования. United States Leasing Corporation - первая современная
компания, для которой лизинговые операции стали основным видом деятельности. Она
была основана Генри Шонфельдом в 1952 г. в Сан-Франциско. Первоначально
он создал компанию только для одной конкретной сделки. Потом предприниматель
понял, что лизинговый бизнес может стать очень перспективным, к тому
же лизинговые операции довольно быстро пересекли границы США, и, следовательно,
появилось такое важное для развития лизингового бизнеса понятие, как “международный
лизинг”. Через несколько лет компания стала открывать свои филиалы в
других странах (в Канаде в 1959 и в Великобритании в
1960 годах). При этом лизинговая компания стала именоваться United States
Leasing International. В течение пятидесятых годов, впервые стали сдаваться в лизинг
реактивные самолеты, компьютеры и другие новые и дорогие типы оборудования,
которые стали доступными американской промышленности. Высокие требования на эти типы
оборудования создали идеальную окружающую среду для быстрого роста лизинговых операций. Лизинговая
форма поставки и использования оборудования очень быстро возросла и охватила
большую рыночную долю существующих форм финансирования оборудования. Популярность лизинга в шестидесятые
годы, объясняется тем, что: было обеспечено стопроцентное финансирование; гибкость в
выборе времени и качестве лизинговых платежей; амортизация оборудования. Главным же
было то, что многие клиенты находили, что быстрее и проще
иметь дело с лизинговой компанией, чем со специалистами в банке
для взятия ссуды. Кроме того, предоставляемые налоговые льготы предопределили успех
развития лизинга в США. Однако право на налоговые льготы возникало
тогда, когда договор соответствовал правилам, устанавливаемым для аренды Управлением внутренних
доходов министерства финансов США. В частности, продолжительность лизинга должна была
быть меньше 30 лет; лизинг не должен предусматривать график платежей,
при котором они вначале будут больше, а затем меньше. Это
свидетельствовало о том, что лизинг используется как средство ухода от
налогообложения и т.д. До 1963 г. американским банкам запрещалось участвовать
в сделках в качестве лизингодателя. Поэтому им приходилось участвовать в
лизинговых операциях в качестве кредиторов лизинговых компаний. Это обстоятельство способствовало
существенному развитию лизинга в Соединенных Штатах. Осознав выгодность лизинговых операций
производители оборудования, стали создавать дочерние лизинговые предприятия. Начиная с семидесятых
годов в Соединенных Штатах сложились три основных вида лизинговых компаний:
независимые, дочерние фирмы производителей и филиалы банков. В 1970 г. был
принят Закон о банковской холдинговой компании, который разрешил допустимый объем
операций на национальном уровне, что сделало лизинг привлекательной сферой финансовой
деятельности для банков и банковских холдинговых компаний. Сегодня многие банковские
холдинговые компании управляют отделениями по лизингу и владеют банками с
отделениями по лизингу. В 1972 году Совет управляющих Федеральной резервной
службы (ФРС) принял решение, разрешающее банковской холдинговой компании выступать в
качестве агента-брокера или консультанта в связи с полностью оплаченным лизингом.
В 1974 году сфера деятельности дочерних компаний расширилась за счет
сдачи в аренду (при определенных условиях) недвижимости. В 1976 году Управление
стандартизациии финансового учета выпустило постановление, в соответствии с которым с
1977 года стали разграничивать “подлинный лизинг” и покупку с помощью
лизинга. До этого фирмы могли брать оборудование в лизинг и
не отражать его стоимость на своих балансах, а вести забалансовый
учет, не показывая возрастающую сумму задолженности. В этом постановлении были
перечислены следующие пункты: — право собственности в конце сделки переходит к
арендатору; — лизинговая сделка позволяет купить оборудование в конце сделки по
цене ниже рыночной; — срок сделки больше или равен 75% полезного
срока службы. Чем больше остаточная стоимость, которой лизингодатель желает рискнуть,
тем лучшими и более конкурентоспособными будут условия лизинга. Финансовый контролер,
стремясь уменьшить банковский риск, установил минимальный предел остаточной стоимости, которая
может быть заявлена в размере 25%. Совет ФРС избрал более
консервативный подход, ограничив остаточную стоимость 20%, кроме лизинга автомобилей. Совет
по предоставлению банковских займов под жилье установил лимит в 70%
величины остаточной стоимости для ссудо-сберегательных отделений, занимающихся лизингом; — текущая стоимость
лизинговых платежей (без платы за страхование, управление, налоги) больше или
равна 90% нормальной рыночной цены оборудования. Если сделка удовлетворяла хотя бы
одному из этих условий, то имущество учитывалось на балансе арендатора
как актив с корреспондирующимся долговым обязательством. В пассиве отражалось “обязательство
по финансовому лизингу”. Если сделка не удовлетворяет ни одному из
вышеупомянутых условий, то имущество учитывается в приложении к балансу лизингополучателя. В
1981 г. в США был принят Закон о реформе системы
налогообложения. В нем указывались критерии отнесения сделок к лизинговым и
либерализована система использования налоговых льгот по лизингу. В частности, были
разрешены сделки по передаче партнеру налоговых льгот. В 1982 г. в
Законе о налогообложении появился термин “финансовый лизинг”. Под ним подразумевается
сделка, при которой лизингополучателю передается в пользование оборудование на полный
срок или на большую часть жизненного цикла имущества; лизинговые платежи
полностью переводятся лизингодателю (а не кредитору); на лизингополучателе лежит ответственность
за техническое обслуживание, уплату налогов и страхование оборудования; совокупные лизинговые
платежи, получаемые лизингодателем за весь жизненный цикл оборудования, полностью покрывают
первоначальную стоимость оборудования и обеспечивают доход на инвестированный капитал. В Единообразном
Торговом Кодексе США (разработан в 1952 году, в последующем вносились
поправки и дополнения, здесь в редакция 1990 года) в разделе
“Договоры Аренды” термин “Финансовая аренда” означает аренду, при которой: - арендодатель
не выбирает, производит или поставляет имущество; - арендодатель приобретает имущество или
право владения и пользования имуществом в связи с договором аренды,
а также может производить одно из следующих действий: - арендатор получает
копию контракта, согласно которому арендодатель приобрел имущество или право владения
и пользования имуществом до подписания договора аренда (лизинга); - арендодатель согласен
с условиями заключения договора аренды при приобретении имущества или права
владения или пользования имуществом; - арендодатель, до того как арендатор
подпишет договор аренды, должен в письменной форме: А) указать арендатору
лицо, поставляющее имущество арендодателю, за исключением случаев, когда сам арендатор
выбрал данного поставщика и уполномочил арендодателя приобрести имущество или право
владения и пользования данным имуществом у данного лица; Б) указать,
что арендатор имеет право, согласно настоящему разделу, на пользование обязательствами
и гарантиями, в том числе третьей стороны, предоставленных арендодателю поставщиком
имущества по контракту, согласно которому арендодатель приобрел имущество или право
владения и пользования имуществом; В) сообщить, что арендатор может вступить
в контакт с лицом, поставившим имущество арендодателя, и получить от
данного лица полное и достоверное заявление об обязательствах и гарантиях,
а также об отказе в гарантиях и ограничениях гарантий или
способов защиты. С 1986 года климат для лизинга на налоговой основе
изменился, так как правительство США увидело в нем субсидию на
благо другого государства (так называемый экспорт налоговых льгот), и большая
часть налоговых льгот была сокращена через механизм амортизации. Однако развитие лизинга
не остановилось. Лизинговые сделки продолжали оставаться более гибкими по сравнению
с кредитными. Часть рисков по сделкам брали на себя лизинговые
компании. Остались некоторые налоговые льготы. Вместе с тем Закон о равной
конкуренции в банковском деле (1987 г.) предусматривает право национальных банков
направлять инвестиции в объеме до 10% активов в лизинговые договоры
на чисто лизинговой основе без ограничения величины остаточной стоимости. В 1998
году стоимость лизинговых операций в США составила 183,4 млрд. долл.
При этом объемы растут благодаря расширению сервисных услуг и активному
продвижению на рынки развивающихся стран. На долю США приходится более
9/10 североамериканского лизингового рынка, или 42,8% общего объема мирового лизинга. Лизинг
в США является основным инвестиционным инструментом, на долю которого на
протяжении многих лет приходится более 30% инвестиций в оборудование. Банковские холдинговые
компании имеют право осуществлять лизинг движимого и недвижимого имущества; национальные
банки — только лизинг движимого имущества. В настоящее время для того,
чтобы сделка удовлетворяла условиям финансового лизинга, она должна обладать следующими
характеристиками: — минимальные инвестиции в арендованное имущество со стороны лизингодателя должны
составлять не менее 20% его стоимости; — лизингополучатель не может иметь
право (опциона) на выкуп оборудования по цене ниже его рыночной
стоимости, определенной на момент применения этого права; — лизингополучатель не может
инвестировать в арендованное им оборудование, кроме так называемых отделимых усовершенствований; —
период лизинга не превышает 80% срока службы оборудования; — в конце
срока лизинга оборудование должно иметь оцененную остаточную стоимость в размере
не менее 20% его первоначальной стоимости; — лизингодатель должен ожидать получения
положительной величины денежного потока, как и общей прибыли, по договору
лизинга вне зависиомости от налоговых льгот. В случаях, когда лизинг по
соглашению сторон не подпадает строго под эти стандарты, при определении
финансового лизинга исходят из его различных интерпретаций судами США. В
общем случае суды применяют критерий “выгод и бремени права собственности”,
чтобы определить, владеет ли лизингополучатель оборудованием в экономическом смысле. В
частности, для суда особенно важными считаются следующие факты: — формой соглашения
является лизинг; — лизингом преследуется коммерческая цель (помимо налоговых выгод); — лизингополучатель
обладает некоторыми значительными атрибутами права собственности, такими, как риск потерь
и возможность определенных экономических выгод. Один крупный нью-йоркский банк выделяет следующие
три группировки лизинговых договоров по их объему: мультимиллионный (авиалайнеры, оборудование
для бурения нефтяных скважин и т. п.); средний - при
стоимости имущества от 0,5 до 5 млн. долл., рассчитанный на
период до 10 лет; малый, при которой банк объединяет в
одном договоре несколько единиц сравнительно недорогого оборудования, выпускаемого одним производителем. Наиболее
популярным в США является лизинг автотранспортных средств. Такой вид лизинга
чаще используется банками, когда они выступают в качестве лизингодателей. В
целом существует два основных вида лизинга транспортных средств с двигателем
внутреннего сгорания: открытый лизинг и закрытый лизинг. Открытый лизинг имеет следующие
наиболее характерные черты: 1. Лизинг обычно осуществляется на срок от 24
до 36 месяцев. 2. Лизингополучатель принимает на себя риск утраты или
повреждения нанятого средства. Перед получением во владение лизингополучатель должен застраховать
автомобиль, указав лизингодателя в качестве выгодоприобретателя. 3. Лизингополучатель принимает на себя
всю ответственность в связи с ремонтом и поддержанием рабочего состояния
нанятого средства. 4. Лизингополучатель обязуется производить предусмотренные ежемесячные платежи в течение
срока лизинга и выплатить остаток суммы погашения по окончании действия
договора лизинга. 5. Лизингполучатель не имеет преимущественного права на приобретение транспортного
средства по окончании лизинга. После окончания срока открытого лизинга обычно происходит
одно из трех событий. Хотя лизингополучатель не имеет преимущественного права
на покупку автомобиля, он может сам выплатить гарантированный остаток. В
этом случае автомобиль передается ему или указанному им лицу. В
ином случае автомобиль предлагается франшизному дилеру, у которого он приобретается.
Если франшизный дилер не приобретает автомобиль, банк обычно продает его
по оптовой цене другому дилеру, хотя банк может опять передать
автомобиль по договору лизинга, если он очень изношен. Закрытый лизинг отличается
от открытого одной важной деталью: лизингополучатель не гарантирует остаточную стоимость
арендованного транспортного средства в конце срока лизинга; лизингодатель допускает этот
риск. Многие договоры лизинга транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания
предусматривают открытый лизинг. Во многих случаях лизинг дорогостоящего оборудования (big ticket
items) является закрытым, хотя часто сроки лизинга рассчитываются таким образом,
чтобы прекратить срок эксплуатации нанимаемых товаров, не оставляя остаточной стоимости
сверх стоимости вознаграждения. Банковские холдинговые компании могут заниматься лизингом в той
степени, в какой лизинг является функциональным эквивалентом предоставления кредита. Лизинг
должен иметь неуправленческую основу (т. е. без оказания услуг). Например,
при лизинге автомобилей филиал банковской холдинговой компании по лизингу не
может предлагать услуги, ремонт или поддержание состояния транспортного средства. Банковская
холдинговая компания должна вести лизинговую деятельность на основе полной выплаты;
до оказания лизинга она должна возместить расходы по инвестициям в
имущество и по финансированию. Срок лизинга не может превышать 40 лет,
а время, в течение которого наймодатель — банковская холдинговая компания
может владеть имуществом после окончания лизинга, ограничено двумя годами. Рассмотрим на
примере - лизинг грузового автотранспорта. В соответствии с последними сообщениями
Truck Renting and Leasing Association (TRALA) за 1998 и 1999
годы происходит тенденция увеличения производства и сдачи в аренду грузового
автотранспорта. Сегодняшние лизинговые компании сдающие в лизинг грузовые автомобили предлагают полный
пакет услуг: лизинг полного обслуживания; обслуживание контракта; материально-техническое обеспечение. Владельцы
лизинговых компаний постоянно исследуют рынок самых новых технологий (таких как:
электронные двигатели, передачи с автоизменением, установка компьютера, контролирующего воздушное давление,
экономию топлива, износ шин); определяют совместно с клиентами, какие новые
изделия и системы являются наиболее пригодными, проводят экспериментальные испытания системам.
Эти преимущества гарантируют, что скорость технологических изменений только усилит рыночные
позиции лизинговых компаний. Владельцы лизинговых компаний считают, что в данном
случае арендованный автопарк часто более современный, чем автопарк частный. К
тому следует учитывать, что лизинг будет не только наиболее недорогим
выбором, но также и самым безопасным. Однако, не следует думать, что
в США лизинг автотранспорта является в большинстве своем не финансовым,
а оперативным. Это мнение представляется спорным. Так, в США среди
членов Ассоциации компаний, занимающихся лизингом оборудования, 13 компаний занимались финансовым
лизингом автомобилей. Объем их сделок в течение года достигал почти
1,5 млрд. долл., а в среднем на одну лизинговую компанию
приходилось договоров по автомобилям на 110 млн. долл. На рынке лизинговых
услуг компании США являются наиболее заметными и крупными. Вообще лизинговые
компании держат третью часть американского лизингового рынка. Как ожидается, рынок
немного изменится в следующем десятилетии. Некоторые компании изменят рост –
доходность, другие – объем. Но, способность поддерживать постоянные темпы роста
в размере 8-10%, год за годом, будет трудно, если не
невозможно. Как отмечает Промышленный Совет МФК, рынок в настоящее время слишком
изменчив. Согласно статистики МФК, в 1999 году наиболее серьезно обсуждался
результат экономического спада, являющейся следствием влияния на рынки капитала, а
не требованиям или спросом на оборудование. Об уровне развитости лизинговых
отношений в Соединенных Штатах Америки свидетельствует количество ассоциаций, объединяющих участников
лизингового рынка. Их всего 15. В том числе: — Ассоциация компаний,
занимающихся лизингом оборудования (Equipment Leasing Association)со штаб-квартирой в Арлингтоне; — Западная
ассоциация компаний, занимающихся лизингом оборудования (Western Association of Equipment Lessors)
со штаб-квартирой в Окленде; — Восточная ассоциация компаний, занимающихся лизингом оборудования
(Eastern Association of Equipment Lessors). Ее месторасположение — в Харристоне; —
Национальная ассоциация лизинга транспортных средств (National Vehicle Leasing Association) со
штаб-квартирой в Сан-Франциско; — Ассоциация лизинга и рентинга грузовиков (Truck Renting
and Leasing Association) находится в Александрии; — Американская ассоциация лизинга автомобилей
(American Automotive Leasing Association) находится в Вашингтоне; — Ассоциация лизингодателей компьютеров
(The Computer and Leasing Remarketing Association), которая также находится в
Вашингтоне. Примечательно, что ряд американских компаний стали операторами российского лизингового рынка
как в качестве поставщиков оборудования, так и в качестве лизингодателей.
Использованные материалы: 1. Газман В.Д. Рынок лизинговых услуг. - М., 1999;
2. Единообразный Торговый Кодекс США. - М., 1996; 3. US Department
of Commerce, Economics and Statistics Administration. - Bureau of Economic
Analysis and Equipment Leasing Association of Americaю. - N-Y., 2000;
4. World Leasing Yearbook. - London., 2000; 5. Peter K. Nevitt.
Project Financing. London, Published Euromoney. 1999. По материалам журнала "Лизинг Ревю";
номер 5-6, 1999 год. По вопросам приобретения журнала обращайтесь по
телефонам: (095) 950-83-60; (095) 950-83-04 или по E-mail spm111@yandex.ru Источник: Бутенина
Наталья. Журнал "Лизинг Ревю", номер 5-6, 1999 год.
|