ЦЛАФ В.М., директор Самарской школы бизнеса В настоящей работе лизинг рассматривается
как одна из технологий проектного финансирования. Соответственно, важнейший вопрос о
рисках, в конечном счете, определяющий решение о предоставлении лизинга, решается
не с помощью средств их распределения по разным субъектам (страхование,
предоставление гарантий или залога собственности), а с помощью средств абсолютного
уменьшения рисков путем достижения стратегической устойчивости и необходимой рентабельности инвестируемого
бизнеса. Некоторые вопросы оценки и снижения рисков проектного финансирования, применимые
к лизинговой деятельности, рассмотрены ниже. 1. Основной принцип снижения рисков состоит,
с нашей точки зрения, в том, что инвестиции, в том
числе, в форме лизинга, следует осуществлять только в стратегически устойчивый
бизнес. Понятие стратегической устойчивости еще не нашло достаточного распространения в
теории и практике бизнеса, поэтому необходимо сделать следующие пояснения. Теоретические разработки
Самарской школы бизнеса, выполненные в 1996 – 1997 гг., показывают,
что возможны два типа бизнеса. Они отличаются способами использования потенциала
и ресурсов предприятия: в одном случае в основу бизнеса кладутся
особые права владения ресурсами и/или их использования, во втором –
особенности потенциала предприятия. Здесь и далее используется терминология стратегического менеджмента: потенциал
есть то, чем в настоящий момент располагает предприятие или иной
субъект для осуществления деятельности; ресурс есть то, что находится во
внешней среде предприятия (или иного субъекта) и может быть использовано
(привлечено) для осуществления деятельности субъектом. В составе потенциала выделяют технологический,
финансовый и иные компоненты. Важнейшим является “человеческий компонент” потенциала, под
которым здесь понимается совокупность четырех составляющих: а) оплачиваемый труд наемных работников
с его конкретными квалификационными, иными качественными и количественными характеристиками; б) приобретаемая
(в том числе, создаваемая оплачиваемым трудом наемных работников) интеллектуальная собственность
(know-how, технологические регламенты, патенты и т.п.), учитываемая в балансе предприятия
и включаемая в его капитал; в) создаваемая, но не оплачиваемая текущими
расходами интеллектуальная собственность в виде бизнес-идеи предприятия; бизнес-идея показывает, какие
потребности покупателя следует создать или выбрать, так чтобы они могли
быть удовлетворены с помощью технологических (как производственных, так и снабженческо-сбытовых),
финансовых и иных реально имеющихся возможностей производителя, каким образом превратить
эти возможности в товар, удовлетворяющий созданные или выбранные потребности покупателя,
с наименьшими затратами собственных возможностей и в кратчайший срок и
каким образом довести этот товар до покупателя, чтобы именно он,
а не товар конкурентов был использован для удовлетворения указанных потребностей; г)
организационная культура предприятия – уникальная для каждой организации совокупность формальных
и “неписаных” норм или стандартов поведения, которым подчиняются члены организации,
структура власти и ее компетентность, система вознаграждений и способов их
распределения, ценности, уникальные для данной организации, модели коммуникации, базисные убеждения,
которые разделяются членами организации, действующие подсознательно и определяющие способ видения
себя и окружения [1]. Организационная культура (определяющая организационную структуру предприятия
и взаимодействующая с ней) есть тот элемент организации, который позволяет
сделать бизнес-идею реализуемой и эффективной. В числе этих составляющих организационная культура
и бизнес-идея обладают некоторыми особыми свойствами, в частности, это единственные
составляющие потенциала, которые не амортизируются, т.е. не требуют восстановления или
возобновления в процессе воспроизводства. Хотя организационная культура не амортизируется, но поддержание
ее в процессе воспроизводства все же требует затрат, в частности,
связанных с социализацией приходящих в организацию новых работников или с
противодействием возможному проникновению в организацию чуждых ценностей и правил из
внешней среды. Бизнес-идея не требует усилий и затрат на ее сохранение
(или “реновацию”); она не амортизируется, т.е. не обесценивается постепенно, не
модернизируется в течение всего периода, пока остается актуальной, не может
быть “улучшена по частям” и устаревает одномоментно и в целом
при появлении более сильной конкурирующей идеи (то же случается с
технологиями при возникновении внезапных “технологических прорывов”, в результате которых может
быть сразу обесценена большая часть инвестиций в основные фонды, интеллектуальную
собственность и кадровый потенциал [2]). Бизнес-идея – единственный компонент потенциала
предприятия, не требующий затрат на восстановление или возобновление на протяжении
всего жизненного цикла данного бизнеса. Судьба любого бизнеса в долгосрочной перспективе
определяется его стратегической конкурентоспособностью. При развитом рынке имеет значение не
только и не столько реальная, сколько потенциальная конкуренция, составляемая теми
производителями, которые имеют доступ к тем же ресурсам, аналогичный потенциал
и, следовательно, могут начать производство такого же или аналогичного товара,
если это окажется прибыльным. Из конкурентов выигрывает тот, кто имеет, по
крайней мере, одно из следующих преимуществ: - эксклюзивный доступ к ресурсам,
без использования которых удовлетворение данной потребности покупателя невозможно ни данным,
ни иным товаром; - эксклюзивное право на приобретение ресурсов для производства
и/или для воспроизводства по более низким ценам; - наличие в собственности
или в безвозмездном пользовании природных ресурсов, самовоспроизводящихся или имеющихся в
количествах, превышающих текущие потребности на протяжении достаточно долгого времени (например,
рыбопромысловая деятельность в собственных водоемах в масштабах, не нарушающих естественного
воспроизводства рыбы; нефтедобыча в пределах интервала времени, пока запасы нефти
достаточны и нефть как ресурс актуальна; любая другая отрасль добывающей
промышленности в течение аналогичного интервала времени); - эксклюзивный потенциал, который невозможно
создать на другом предприятии; - потенциал, требующий меньше затрат на приобретение
ресурсов для восстановления (возобновления) в процессе воспроизводства; - потенциал, основанный на
бизнес-идее, позволяющей удовлетворять потребности покупателя с меньшими затратами или в
более короткое время (последнее обеспечивает выигрыш за счет скорости оборота),
чем у любого возможного конкурента. Обладание хотя бы одним из перечисленных
преимуществ является необходимым условием осуществления стратегически устойчивого бизнеса. В противном
случае прибыль можно получать лишь в разовом порядке или на
очень ограниченном интервале времени. Первые три из перечисленных шести возможных преимуществ
основаны на особом доступе к ресурсам, т.е. на эксклюзивных внешних
связях. Бизнес, основанный на одном из этих преимуществ, мы относим
к первому типу. Для достижения этих преимуществ необходимо ограничение доступа
к тем же ресурсам конкурентов, что возможно лишь силовыми методами
– с использованием регулирования рынка на политическом уровне или криминальными
средствами. Из изложенного следует, что устойчивый бизнес, легальный и не
опирающийся на лобби в органах власти, возможен только за счет
особенностей потенциала производителя. Эти особенности (три последних из перечисленных преимуществ)
дают возможность для построения различных схем бизнеса, которые мы относим
ко второму типу, но непременным условием успеха во всех случаях
явится наличие и охрана интеллектуальной собственности, позволяющей построить “особый” потенциал
предприятия. Приобретение существующих технологий (российских или зарубежных), на которое обычно
возлагаются большие надежды, не создает выхода из положения, так как
эти технологии не позволяют получить ни одного из необходимых преимуществ.
Они позволяют лишь осуществлять функционирование в период, пока соответствующий рынок
не насыщен, а острота конкуренции и инновационная активность конкурентов низки.
Тем не менее, значительная часть представляемых сегодня инвестиционных проектов предполагает
использование остаточного спроса. Наличие неудовлетворенного спроса нестабильно, “ниша” рынка может
быть закрыта в любой момент любой организацией, которая не обязана
никого информировать о своих намерениях. Это особенно опасно при закупке
технологий у фирм, которые не связаны обязательствами продать данную технологию
только в один адрес. Разумеется, необходима организация собственных разработок технологий
производства товаров, производственного оборудования, удовлетворяющих сформулированным выше требованиям. Однако, их
создание и внедрение потребуют значительного времени и больших объемов инвестиций.
Более перспективно и, в стратегическом плане, необходимо сосредоточить усилия на
разработке инновационных бизнес-идей и формировании современной организационной культуры на предприятиях. Это
не означает необходимости отказа от приобретения готовых технологий и технологических
комплексов. В большинстве случаев инвестиции в них успеют окупиться, и
экономический (коммерческий и бюджетный) эффект внедрения может быть достаточно высоким.
Однако, такие решения следует рассматривать как тактические, имеющие относительно краткосрочную
перспективу на развивающихся рынках. Во всяком случае, при разработке инвестиционных
проектов этого рода крайне необходимы тщательный анализ возможностей конкурентов и
формирование собственной маркетинговой стратегии. 2. Наряду со стратегической конкурентоспособностью, стратегическая устойчивость
бизнеса определяется устойчивостью спроса на предполагаемые к выпуску товары. Одна из
существенных проблем оценки рисков проектного финансирования состоит в том, что
продуктовая направленность инвестиционных проектов (предписываемая, в том числе, методикой UNIDO)
не соответствует принципам стратегического менеджмента. Продукт (конкретный товар) есть просто
переносчик возможностей производителя к потребителю для удовлетворения его нужд. По отношению
к каждому товару нужды потребителя выступают в форме потребностей. Нужда
есть содержание, потребность – нужда, оформленная в соответствии с социализированными
нормами культуры. Нужда есть сущность, потребность – явление (феномен). Диалектическая
взаимосвязь нужд, культуры и потребностей должна составить объект феноменологии маркетинга
– науки, пока еще не существующей, но без которой немыслимо
развитие теории и практики стратегически устойчивого бизнеса. Динамика потребностей зависит
от изменений социокультурной среды, а эти изменения управляемы. Наличие многих
субъектов рынка, так или иначе воздействующих на изменения социокультурной среды,
делают эти изменения в целом непредсказуемыми. Стратегически проекты должны оцениваться
именно на уровне “технологии – нужды”, а не “товар –
потребности”. Каждая технология может быть использована для производства разных товаров.
Если простроены связи “технологии – нужды”, то, зная совокупность товаров,
которые могут быть произведены по данной технологии, с одной стороны,
и совокупность потребностей, которые могут быть сформированы как проявление данной
нужды, с другой стороны, можно на базе одного и того
же проекта разворачивать производство разных товаров, взаимно дополняющих друг друга
и позволяющих захватывать новые сегменты рынка и удерживать их в
широком диапазоне внешних воздействий на рынки. При этом представляется принципиальным, осуществляет
ли держатель проекта целенаправленное изменение (или стабилизацию) социокультурной среды в
своих интересах или реализует проект на основе оценки потребностей, актуальных
на день разработки проекта. Во втором случае можно утверждать, что
проект стратегически неустойчив, так как не содержит необходимых элементов управления
потребительским спросом, позволяющим сохранить его достаточно долгое время. Необходимо учитывать, что
любое предпринимательство есть реструктуризация общественной системы производства-потребления, разрушение одних и
создание других товарно-финансовых потоков, и каждый акт предпринимательства нужно оценивать
по отношению ко всей этой системе в целом. Поэтому любой
инвестиционный проект необходимо рассматривать в контексте всех прогнозируемых изменений относящихся
к проекту потоков, которые могут быть вызваны по инициативе субъектов
рынка. Следует также иметь в виду, что каждый инвестиционный проект создает
не только производство определенного товара, но и потенциал для дальнейшего
развития, прежде всего, технологический и кадровый. Это позволяет повысить стратегическую
устойчивость проектов путем не только мобилизации создаваемых по проекту технологических
возможностей, но и их изменения. 3. Важнейшее место среди методов оценки
рисков занимает, как известно, финансовый анализ деятельности реципиентов инвестиций. Однако
его применение в условиях современной России имеет свою специфику, не
всегда учитываемую на практике. В частности, это отмечается проф. Е.С.Стояновой
[3]. Хотелось бы остановиться на некоторых особенностях использования коэффициентов ликвидности
и оборачиваемости. Несмотря на негативное отношение финансистов к предприятиям, показатели ликвидности
которых ниже принятых пороговых значений, нельзя рассматривать низкие показатели ликвидности
как, безусловно, негативную характеристику реципиента, так же как нормальные значения
этих коэффициентов не дают возможности дать этой деятельности положительную характеристику.
В современных российских условиях использование коэффициентов ликвидности, учитывающих наличие в
числе оборотных средств краткосрочных ценных бумаг, дебиторской задолженности, материальных запасов,
дает сомнительные результаты, так как эти активы на практике могут
оказаться неликвидными из-за неплатежеспособности партнеров, покупателей, эмитентов ценных бумаг и
иных лиц. Таким образом, анализируя ликвидность, необходимо изучить, кто является
дебитором предприятия, какова его платежеспособность, кто является эмитентом ценных бумаг
и т.д. Положительная характеристика может быть дана реципиенту только в
том случае, если предприятие “верит в долг” только надежным партнерам.
С другой стороны, если предприятие работает ритмично, со сбытом продукции
проблем не возникает и не предвидится, то коэффициенты ликвидности могут
иметь низкие значения, что, наоборот, будет свидетельствовать о виртуозной работе
управленцев. Например, в Японии нормальными считаются значения коэффициентов ликвидности, намного
меньшие, чем это принято в других странах – но нельзя
забывать, что система “just in time” – “точно вовремя” –
родилась именно в Японии. Если предприятию установлен срок возврата задолженности,
то нелепо откладывать деньги на погашение этого долга загодя, если
известно, что к нужному сроку эти деньги точно появятся. В
таком случае низкие показатели ликвидности говорят лишь о том, что
руководство предприятия разумно использует кредитную разницу в качестве дополнительного капитала
вплоть до срока его возвращения кредитору и не боится рисковать.
Низкие значения показателей ликвидности возникают и в периоды быстрого роста
производства, когда все ресурсы “бросаются” в дело. Для оценки оргуправленческой деятельности
на предприятии-реципиенте с помощью коэффициентов ликвидности целесообразно сопоставить результаты финансового
анализа с результатами психологического и профессионального тестирования управленцев. Если это
тестирование выявляет высокий уровень квалификации управленческих кадров и отсутствие боязни
осуществлять рискованные операции, то низкие значения коэффициента ликвидности лишь подтверждают
результаты личностной диагностики и говорят о том, что управленцы данного
предприятия умеют воплощать свои устремления в жизнь. Следовательно, инвестирование в
проекты такого предприятия не связано с высокими рисками. Коэффициенты оборачиваемости наиболее
интересно исследовать в динамике и в соотношении друг к другу.
Смысл динамики коэффициентов очевиден, например, возрастание периода оборачиваемости дебиторской задолженности
говорит об уменьшении платежеспособности дебиторов либо о снижении требований к
дебиторам. Но однозначная оценка управленческой деятельности на предприятии-реципиенте в связи
с таким изменением невозможна: иногда следует пойти на уступки покупателям
в отношении сроков оплаты, чтобы сохранить сегмент рынка либо овладеть
новым сегментом. До какой степени можно идти на уступки –
об этом можно говорить только по совокупности коэффициентов (см. ниже).
Более угрожающий характер носит рост периода оборачиваемости запасов – он
свидетельствует либо о нерациональных закупках сырья, материалов, энергоносителей и др.
– либо (и чаще) о нарастающих проблемах со сбытом продукции. Изучение
показателей деловой активности в соотношении друг к другу создает следующие
возможности для анализа. Если период оборачиваемости кредиторской задолженности меньше длительности операционного
цикла, то это означает, что приходится несколько раз полностью рассчитываться
с кредиторами за то время, пока полученные (в том числе,
от них) средства связаны в производстве и в запасах. Следовательно,
к очередному платежу кредиторам соответствующая часть себестоимости еще не погашена
из выручки за продукцию, и расчет идет из иных средств
– из выручки, полученной за предыдущую партию продукции. Тем самым не
только уменьшается рентабельность, но и происходит постепенное уменьшение объема оборотных
средств, которые “вымываются” преждевременными платежами. Если период оборачиваемости кредиторской задолженности больше,
чем длительность операционного цикла, то это означает, что предприятие неоднократно
использует одни и те же средства кредиторов для производства и
продажи продукции. Это положительно характеризует деятельность управленцев и, соответственно, дает
возможность оценить риск инвестирования как невысокий. Очень важно сопоставление длительности
операционного цикла с длительностью производственного цикла. Если первая значительно больше,
чем вторая, то это свидетельствует о низком качестве управления запасами
или сбытом продукции, но может быть сигналом и о стратегических
просчетах, если продукция стала скапливаться на складе. В любом случае
это сигнализирует о высоких рисках инвестирования. Если длительность операционного цикла велика,
т.е. денежные средства на протяжении долгого времени связаны, то получение
денежного кредита или оборудования по лизингу приведет предприятие к неизбежному
финансовому краху вследствие возникновения дополнительной финансовой нагрузки по обслуживанию долга.
В этой ситуации инвестирование или кредитование предприятия целесообразно только на
пополнение оборотных средств при условии, что они будут вложены в
маркетинговую деятельность и принесут значительное уменьшение длительности операционного цикла. Точно
так же можно рассматривать вопрос о лизинге только такого оборудования,
которое позволит ускорить оборачиваемость средств. 4. Наконец, принципиальное значение для оценки
и снижения рисков проектного финансирования имеет достижение оптимального соотношения собственных
и заемных средств реципиента, используемых для реализации проекта. Существующая практика
требует от реципиента вложения не менее определенного процента собственных средств,
что гарантирует его заинтересованность в успешной реализации проекта. Хотелось бы,
однако, привести и контраргументы к такой точке зрения. Во-первых, собственные средства,
вопреки распространенному у широкого круга практиков мнению, не бесплатны. Методики
расчета средневзвешенной стоимости собственного капитала (WACC) изложены в любых серьезных
учебниках финансового менеджмента. Инвестирование собственных средств возможно только в том
случае, если внутренняя норма рентабельности проекта превосходит средневзвешенную стоимость собственных
средств держателя, так же как для использования кредитов внутренняя норма
рентабельности проекта должна превосходить процентную ставку кредита. Во-вторых (и это часто
бывает более существенным), изъятие собственных средств из оборота на инвестиционные
нужды может вызвать спад объемов продаж, вследствие которого неудовлетворенные потребители
перейдут к конкурентам и впоследствии могут не вернуться. В таких
случаях развертывание перспективных проектов само по себе может быть удачным,
но предприятие в целом может пострадать из-за нарушений традиционных сфер
деятельности, а в силу этого нереализованным может оказаться и инвестируемый
проект. В тех случаях, когда продвижение товаров основано на приверженности
покупателя торговой марке любое ослабление традиционной деятельности ради реализации нового
проекта недопустимо. Описанные выше вопросы оценки и снижения рисков проектного финансирования,
в том числе, осуществляемого в форме лизинга, в совокупности приводят
к основному выводу: необходим системный и стратегический подход к лизинговой
деятельности. Совершенствование теории и практики лизинга в данном направлении представляется
актуальным и неотложным. Литература 1. Warner Burke W. Organization Development. A Normative
view. - Reading: Addison-Wesley P.C. 1987. 2. Ансофф И. Стратегическое управление.
- М., 1989 3. Финансовый менеджмент: теория и практика./Под ред. Е.С.Стояновой.
– М., 1999.
|